Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:
Председатель комиссии:
Короткова И.Ю. |
Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок, |
Члены комиссии:
Спиридонова О.Г. |
Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, |
Чирова Л.А. |
Специалист-эксперт отдела контроля закупок, |
на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ "О контрактной системе"), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации",
в присутствии представителей от:
Заявителя: Шабакаева П.К. (доверенность от 04.04.2019 N б/н);
Заказчика: Сорвановой Н.А. (доверенность от 25.04.2019 Nб/н);
Уполномоченного органа: Полетаевой А.А. (доверенность от 04.02.2019 N 19-37/125);
УСТАНОВИЛА:
18 апреля 2019 года в Архангельское УФАС России - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба ООО "АРХЭНЕРГОСЕТЬСЕРВИС" (далее - Заявитель) на действия заказчика - администрации Ломоносовского территориального округа Администрации муниципального образования "Город Архангельск" (далее - Заказчик), Уполномоченного органа - администрации муниципального образования "Город Архангельск" в лице департамента экономического развития (далее - Уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по санитарному содержанию парка "Зарусье" в 2019 году (извещение N 0124300021019000128).
Содержание жалобы:
Обжалуются действия Заказчика, Уполномоченного органа в связи с утверждением документации об аукционе несоответствующей ФЗ "О контрактной системе".
Заказчик не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 23.04.2019 N 31-09/2090.
Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ "О контрактной системе" внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.
15.04.2019 Уполномоченного органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение N 0124300021019000128 о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по санитарному содержанию парка "Зарусье" в 2019 году (далее - документация об аукционе).
Начальная (максимальная) цена муниципального контракта - 1 499 084, 51 руб.
Оператор электронной площадки - ООО "РТС-тендер".
Заявитель в жалобе указывает на то, что Заказчиком в пункте 26 раздела 1.2 "Требования к участникам закупки" и в пункте 28 раздела 1.3 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе" документации об электронном аукционе необоснованно включено условие о наличии и предоставлении участником закупки лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Согласно части 3 статьи 64 ФЗ "О контрактной системе" документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 указанного Федерального закона. При осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (пункт 1 части 1 статьи 31 ФЗ "О контрактной системе").
В силу положений части 5 статьи 31 ФЗ "О контрактной системе" информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В соответствии с частью 6 статьи 31 ФЗ "О контрактной системе" заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
По смыслу законодательства о контрактной системе требования к участникам закупки должны быть обусловлены содержанием (наименованием) услуг, являющихся объектом закупки, и требованиями, установленными к лицам, оказывающим такие услуги, законодательством Российской Федерации.
В соответствии с часть 1 статьи 9 Федерального закона об отходах производства и потребления лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В соответствии с пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, подлежит лицензированию.
Таким образом, в случае, если деятельность, составляющая объект закупки подлежит обязательному лицензированию в соответствии с законодательством о лицензировании, то заказчик, в силу пункта 1 части 1 статьи 31 ФЗ "О контрактной системе", обязан установить к участнику закупки требование о предоставлении в составе подаваемой им заявки на участие в такой закупке копии лицензии на осуществление соответствующей деятельности.
В пункте 26 раздела 1.2 "Требования к участникам закупки" документации об аукционе установлены единые требования к участникам закупки, в том числе "наличие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 N 1062 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности", с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"".
Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 ФЗ "О контрактной системе", или копии этих документов: "лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 N 1062 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности", с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"".
В рассматриваемом случае объектом закупки являются выполнение работ по санитарному содержанию парка "Зарусье" в 2019 году.
Согласно разделу II Технического задания к составу и объему работ относится следующее:
1. Ручная очистка площадки зоны отдыха с размещенным на ней игровым и спортивным оборудованием общей площадью - 1124,00 м2 без учета периодичности от снежно-ледяных образований и плотного снега, не примерзшего к покрытию при толщине слоя более 5 см, не примерзшего к покрытию при толщине слоя менее 5 см., включая работы по сколу, сгребанию и выносу(вывозу) снега с территории парка, для его дальнейшего транспортирования в место складирования (оборудованный объект). С учетом погодных условий выполнять посыпку убираемой поверхности противогололедными материалами.
2. Механизированная уборка от снега и снежно-ледяных образований с тротуаров и велодорожки общей площадью 5830,20 м2 без учета периодичности, включая работы по сгребанию, погрузке и транспортированию снега и снежно-ледяных образований в место складирования (оборудованный объект). С учетом погодных условий выполнять посыпку убираемой поверхности противогололедными материалами.
3. Сбор отходов из 32 урн в мешки, включая их переноску к месту погрузки на автотранспорт в день сбора отходов без учета периодичности, транспортирование отходов в день их сбора на объект размещения отходов, передача отходов лицу, осуществляющему их размещение специально оборудованном сооружении, предназначенном для размещения отходов (включая оплату услуг по утилизации отходов) в объеме не более 20 тонн. Работы по помывке урн в количестве 32 штук необходимо выполнить 2 раза в течение всего действия контракта, по заявке Заказчика.
4. Сбор отходов с одновременным складированием их в мусорные мешки, на всей территории парка, в том числе на: тротуарах, велодорожке, площадке зоны отдыха, цветниках и газонах, общей площадью 22908,40 м2 без учета периодичности, включая их переноску, погрузку вручную на автотранспорт в день сбора отходов, транспортирование отходов в день их сбора на объект размещения отходов, передача отходов лицу, осуществляющему их размещение специально оборудованном сооружении, предназначенном для размещения отходов (включая оплату услуг по утилизации отходов) в объеме не более 5 тонн.
В соответствии с разделом II Технического задания установлены следующие требования к выполнению работы:
- поручаемая работа выполняется Подрядчиком с применением используемых ресурсов (машин, механизмов и рабочей бригады).
- при выполнении работы по механизированной уборке тротуаров и велодорожки, погрузке, транспортированию снежно-ледяных образований и снега Подрядчик использует погрузчик, автотранспорт.
Согласно п.1.1 проекта муниципального контракта подрядчик принимает на себя обязательства на выполнение работы по санитарному содержанию парка "Зарусье" в 2019 году.
В пункте 7 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, изложена правовая позиция о том, что если выполнение работ, оказание услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, является самостоятельным объектом закупки, заказчик устанавливает требования к участникам закупки о наличии у них лицензии на такой вид деятельности.
Комиссия Архангельского УФАС России отмечает, что при планируемых по муниципальному контакту работах будет осуществляться уборка территории парка (не лицензируемый вид деятельности) с дальнейшей транспортировкой отходов к месту их размещения, обезвреживания или утилизации (лицензируемый вид деятельности).
Следовательно, выполнение работ, по которым наличие лицензии обязательно, не является самостоятельным объектом закупки.
Согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией. При этом, в случае если в один объект закупки включены работы, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии, и которые могут выполняться посредством привлечения иных лиц (субподрядчиков), обладающих соответствующей лицензией, то установление требования о предоставлении участником закупки в составе заявки на участие в аукционе копии соответствующей лицензии является нарушением части 6 статьи 31 ФЗ "О контрактной системе".
Таким образом, Заказчик нарушил часть 6 статьи 31 ФЗ "О контрактной системе".
В указанных действиях Заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
При проведении внеплановой проверки на основании пункта 1 части 15 статьи 99 ФЗ "О контрактной системе" данной закупки иных нарушений законодательства РФ о контрактной системе не выявлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 ФЗ "О контрактной системе", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "АРХЭНЕРГОСЕТЬСЕРВИС" обоснованной.
2. Признать Заказчика - Администрацию Ломоносовского территориального округа Администрации муниципального образования "Город Архангельск", нарушившим часть 6 статьи 31 ФЗ "О контрактной системе".
3. Заказчику, уполномоченному органу, оператору электронной площадки - ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) выдать предписание об устранении выявленных нарушений ФЗ "О контрактной системе".
4. Передать материалы дела должностному лицу Архангельского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.
Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ "О контрактной системе" решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И.Ю. Короткова
Члены Комиссии О.Г. Спиридонова
Л.А. Чирова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области от 18 апреля 2019 г. N 83мз-19
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 25.04.2019