Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия антимонопольного органа, Комиссия Пермского УФАС России) в составе:
Заместитель Председателя Комиссии:
Кудрявцева М.А., заместитель руководителя Управления;
Члены комиссии:
Костюк А.В., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов;
Раев М.А., специалист-эксперт отдела контроля в сфере строительства,
при участии представителей: ПАО "Т Плюс" - <_> (по доверенности от 27.12.2017), <_> (по доверенности от 04.02.2019); АО КамНИИКИГС" - <_> (по доверенности от 17.05.2018); в отсутствие представителей ООО "Экостандарт "Технические решения", извещенного о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом,
рассмотрев перенаправленную Управлением Федеральной антимонопольной службы по Московской области жалобу ООО "Экостандарт "Технические решения" (далее - заявитель) (вх.N000984) на действия ПАО "Т Плюс" (ИНН 6315376946); Закупочной комиссии ПАО "Т Плюс" (далее - заказчик, закупочная комиссия) при организации и проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг "Контроль за режимом подземных вод на промплощадках Пермская ТЭЦ-13, ТЭЦ-14 для нужд Филиала "Пермский" ПАО "Т Плюс" (Пермская ТЭЦ-13,14)" (1130066) (извещение N31807204490 опубликовано на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС),
УСТАНОВИЛА:
28.01.2019 г. в Пермское УФАС России поступила жалоба ООО "Экостандарт "Технические решения" на действия закупочной комиссии ПАО "Т Плюс" при организации и проведении открытого запроса предложений в электронной форме. В своей жалобе заявитель указал на несогласие с действиями закупочной комиссии заказчика по отклонению его заявки от участия в закупки (протокол N 63 от 16.01.2019) по причине непредоставления данных о наличии компьютера и аттестата соответствия объекта информатизации "Автоматизированная система обработки режимно-секретного подразделения" для построения карты расположения положения объектов мониторинга на топоснове масштаба 1:10000; так как в ответ на запрос организатора торгов о предоставления документов была приложена справка о наличии компьютеров и программного обеспечения; просят отменить протокол от 16.01.2019 и обязать заказчика повторно рассмотреть заявку.
ПАО "Т Плюс" с доводами жалобы не согласно; представлены письменные пояснения, в которых указано на правомерность действий закупочной комиссии при отклонении заявки заявителя; просят признать жалобу необоснованной.
АО КамНИИКИГС", являющееся участником данной закупки, с доводами жалобы также не согласно; представлены письменные пояснения, в которых считает действия закупочной комиссии по отклонению заявки ООО "Экостандарт "Технические решения" правомерными.
Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1, п. 4.2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Общие принципы и основные требования к проведению закупок товаров, работ и услуг субъектами естественных монополий установлены Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (ч. 2 ст. 1) (далее - Закон о закупках).
В силу ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;
3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
В силу ч. 11 ст. 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.
Согласно ч. 13 ст. 3 Закона о закупках, рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.
Таким образом, полномочия антимонопольного органа по принятию мер реагирования в отношении закупок, осуществляемых в рамках Закона о закупках, ограничены.
Согласно ч.ч 1, 2 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
В силу ч. 5 ст. 3 Закона о закупках участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.
Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора (ч. 6 ст. 3 Закона о закупках).
27.11.2018 г. в ЕИС ПАО "Т Плюс" было опубликовано извещение N 31807204490 о проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг "Контроль за режимом подземных вод на промплощадках Пермская ТЭЦ-13, ТЭЦ-14 для нужд Филиала "Пермский" ПАО "Т Плюс" (Пермская ТЭЦ-13,14)".
Сообщение о данной закупке N 1130066 также опубликовано на сайте электронной торговой площадки B2B-Center www.tender.ies-holding.com.
Действующая редакция Положения о закупке ПАО "Т Плюс" утверждена решением Совета директоров ПАО "Т Плюс" (протокол от 16.07.2018 N 57) и размещена в ЕИС 22.08.2018 г.
Согласно протоколу заседания закупочной комиссии по вскрытию поступивших конвертов N 1130066/222/19в от 20.12.2018 г. по истечении срока приема предложений (19.12.2018) в электронном виде было получено два предложения от следующих участников:
- ООО "ЭКОСТАНДАРТ "Технические решения" (юридический адрес: 105082, г. Москва,
Переведеновский пер., дом 13, стр.16, пом. I, ком. 54; фактический адрес: 105082, г. Москва, Переведеновский пер., д. 13 стр. 4);
- АО "КамНИИКИГС" (юридический и фактический адрес: 614016, г. Пермь, ул. Краснофлотская, 15).
Из протокола заседания закупной комиссии N 63 от 16.01.2019 г. следует, что закупочной комиссией принято решение отклонить предложение ООО "ЭКОСТАНДАРТ "Технические решения" как несоответствующее требованиям заказчика ввиду непредоставления данных о наличии компьютера и аттестата соответствия объекта информатизации "Автоматизированная система обработки режимно-секретного подразделения" для построения карты расположения положения объектов мониторинга на топоснове масштаба 1:10000 (п. 7.3 Приложение N 1 "Техническое задание" к Закупочной документации N 1130066/222/19, п. 1.2.1 Приложение N3 "Критерии отбора и оценки заявок Участников закупки к Закупочной документации N1130066/222/19, п.4.8.2.1 (f) Закупочной документации N 1130066/222/19).
Предложение АО "КамНИИКИГС" признано удовлетворяющим условиям Запроса предложений и признать АО "КамНИИКИГС" единственным участником закупки. На основании п. 5.5.12 Приложения N 2 к Положению о закупках ПАО "Т Плюс" (Инструкции по проведению закупочных процедур) признать закупку несостоявшейся, так как Организатору поступило одно предложение, удовлетворяющее требованиям Заказчика; решено заключить договор с АО "КамНИИКИГС".
Рассмотрев представленные документы о проведении закупки, в т.ч. заявки участников, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что доводы жалобы заявителя не находят своего подтверждения ввиду следующего.
Согласно п. 4.6.7. Положения о закупках ПАО "Т Плюс", Заказчик вправе установить квалификационные требования к участникам закупки, в т. ч. требование о наличии финансовых, материальных средств, а также иных возможностей (ресурсов), необходимых для выполнения условий договора.
В п. 5.1.16 (пп. 1.3.) Закупочной документации рассматриваемой закупки в качестве одного из дополнительных требований к участникам, установлено требование о наличии сертифицированного компьютера и аттестата соответствия объекта информатизации "Автоматизированная система обработки режимно-секретного подразделения" для построения карты расположения объектов мониторинга на топооснове масштаба 1:10000". Аналогичное требование содержится в п. 7.3 Технического задания.
Соответствие данному требованию проверяется в рамках критерия 1.2.1. Приложения N3 к Закупочной документации - "Наличие необходимых для исполнения договора материально- технических ресурсов".
Согласно п. 5.9 Технического задания работы включают в себя: "составление карты расположения объектов мониторинга на топооснове масштаба 1:10000 с нанесением ситуационных объектов, рельефа местности, выявленного направления естественного и искусственного потока подземных вод, очагов загрязнения подземных вод и степени их распространения".
Такие сведения согласно п. 13 Приложения 2 к письму Государственного таможенного комитета РФ от 11.08.1997 г. N01-15/15278 "О контроле за перемещением картографических, топографических, аэрокосмических, геодезических и гравиметрических материалов" имеют гриф "секретно". Необходимость использования сертифицированных средств зашиты для работы с информацией, составляющей государственную тайну, вытекает из ст. 27 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне".
Сертификация происходит в соответствии с Положением по аттестации объектов информатизации по требованиям безопасности информации, утв. Гостехкомиссией РФ 25.11.1994 (далее - Положение).
Как следует из пункта 1.4 Положения, под аттестацией объектов информатизации понимается комплекс организационно-технических мероприятий, в результате КОТОРЫХ посредством специального документа - "Аттестата соответствия" - подтверждается, что объект соответствует требованиям стандартов и иных нормативно-технических документов по безопасности информации, утвержденных Гостехкомиссией России.
Объекты информатизации вне зависимости от используемых отечественных или зарубежных технических и программных средств аттестуются на соответствие требованиям государственных стандартов России или нормативных и методических документов по безопасности информации, утвержденных федеральным органом по сертификации и аттестации в пределах его компетенции (п. 4.1. Положения).
Как указано в п. 1.5. Положения, обязательной аттестации подлежат объекты информатизации, предназначенные для обработки информации, составляющей государственную тайну, управления экологически опасными объектами, ведения секретных переговоров. Аттестация по требованиям безопасности информации предшествует началу обработки подлежащей защите информации и предусматривает комплексную проверку (аттестационные испытания) защищаемого объекта информатизации в реальных условиях эксплуатации в целях оценки соответствия использованного комплекса мер и средств защиты информации требуемому уровню безопасности информации.
На основании п. 4.8.2.1 (f) Закупочной документации в случае несоответствия Участника закупки требованиям, установленным закупочной документацией, закупочная комиссия отклоняет заявку такого участника.
Как следует из материалов жалобы, участник ООО "ЭКОСТАНДАРТ "Технические решения" не представил в составе заявки данных о наличии у него сертифицированного компьютера и аттестата соответствия объекта информатизации "Автоматизированная система обработки режимно-секретного подразделения".
В рамках экспертной оценки на основании п. 4.8.2.1. е) Закупочной документации заказчиком был инициирован дополнительный запрос документов у ООО "ЭКОСТАНДАРТ "Технические решения".
В ответ ООО "ЭКОСТАНДАРТ "Технические решения" направил следующие документы:
- справку о наличии компьютеров и программного обеспечения;
- письмо об использовании лицензионного ПО UBC Maplnfo Professional 9.5;
- лицензия Autodesk Auto CAD;
- лицензионные соглашения ПП Credo, программы камеральной обработки натруных топографических-геодезических и ИГЛ работ (FoxGIS), лицензионный сертификат ПО "EngGeo", сублицензионный договор на использование ПО ANSDIMAT (для аналитической и численной обработки опытнофильтрационных опробований), свидетельство о регистрации "Базы знаний: Гидрогеология, Инженерная геология, Геоэкология".
Однако ни один из предоставленных документов в действительности не подтверждает факта наличия у ООО "ЭКОСТАНДАРТ "Технические решения" запрашиваемого аттестата.
Пункты 1.4.6.4, 4.3.1 Закупочной документации предусматривают право участников обращаться к Организатору закупки с запросами о разъяснении извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке, а также обязанность Заказчика ответить на такие обращения. Между тем, ООО "ЭКОСТАНДАРТ "Технические решения" с такими запросами к заказчику не обращался.
Второй участник АО "КамНИИКИГС" предоставил требуемую информацию о наличии сертифицированного компьютера и аттестата соответствия объекта информатизации "Автоматизированная система обработки режимно-секретного подразделения" (письмо от 05.12.2018 N 20, лицензия N 0091965 на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну).
При названных обстоятельствах Комиссия антимонопольного органа не усматривает в действиях организатора закупки нарушений при проведении закупки. Оснований для признания жалобы обоснованной не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Пермского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Экостандарт "Технические решения" (вх. N 000984) необоснованной.
Решение и предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в Арбитражный суд Пермского края в течение трех месяцев со дня принятия решения и выдачи предписания в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом РФ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 5 февраля 2019 г. N 000984
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 05.02.2019