Комиссия Астраханского УФАС России (далее - Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
<_..>. - заместитель руководителя - начальник отдела финансовых рынков и рекламы Управления,
Члены Комиссии:
<_..>. - ведущий специалист-эксперт отдела финансовых рынков и рекламы Управления,
<_..>. - специалист-эксперт отдела финансовых рынков и рекламы Управления,
рассмотрев материалы дела N030/05/5-062/2019, возбужденного по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью "Ре Трэйдинг" (ИНН 7725776121 ОГРН 1127747192540 КПП 770501001, адрес: 115114, г. Москва, ул. Набережная Шлюзовая, д. 4, зарегистрированное МИФНС N46 по г. Москве, 28.11.2012 г.) (далее- ООО "Ре Трэйдинг") по факту распространения посредством размещения информации на витрине магазина "House", расположенном в торгово-развлекательном центре "Ярмарка" (2 этаж) (далее - ТРЦ "Ярмарка") по адресу: г. Астрахань, Вокзальная площадь, 13 лит. "А", рекламы следующего содержания: "FINAL SALE" с признаками нарушения п.1 ч.5 ст. 5, ч.11 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), в отсутствие заявителя - представителя Регионального отделения Объединения потребителей России, надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения дела (исх. N05/2020/а от 19.03.2019 г., почтовое уведомление N80085234102580), в отсутствие лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - представителя ООО "Ре Трэйдинг", надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения дела (исх. N05/2020/а от 19.03.2019 г., почтовое уведомление N80085234102573),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России поступило обращение регионального отделения Объединения потребителей России в Астраханской области (вх. N1197 от 11.02.2019 г.), содержащее информацию о распространении посредством размещения информации на витрине магазина "House", расположенном в торгово-развлекательном центре "Ярмарка" (2 этаж) (далее - ТРЦ "Ярмарка") по адресу: г. Астрахань, Вокзальная площадь, 13 лит. "А", рекламы следующего содержания: "FINAL SALE" с признаками нарушения п.1 ч.5 ст. 5, ч.11 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе".
Согласно представленной заявителем информации и фотоматериалам (вх. N1197 от 11.02.2019 г.), деятельность по вышеуказанному адресу осуществляет Общество с ограниченной ответственностью "Ре Трэйдинг" (ИНН 7725776121 ОГРН 1127747192540), зарегистрированное по адресу: 115114, г. Москва, ул. Набережная Шлюзовая, д. 4
Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности ООО "Ре Трэйдинг" является торговля розничная портьерами, тюлевыми занавесями в специализированных магазинах (ОКВЭД ОК 029-2014 КДЕС. Ред. 2).
На основании вышеизложенного Управлением 15.02.2019 года возбуждено дело N030/05/5-062/2019 по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе в отношении ООО "Ре Трэйдинг"
Рассмотрев материалы дела Комиссия установила следующее.
Согласно п. 1 ст. 3 Закона о рекламе, рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Таким образом, указанная информация является рекламой, так как предназначена для неопределенного круга лиц - распространяется посредством размещения рекламной информации на витрине магазина "House", расположенном в торгово-развлекательном центре "Ярмарка" (2 этаж), и круг лиц не может быть заранее определен в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, направлена на привлечение внимания, формирование и поддержание интереса к товарам, реализуемым ООО "Ре Трэйдинг".
Общие требования к рекламе установлены ст. 5 Закона о рекламе.
В силу п. 1 ч.5 ст. 5 Закона о рекламе не допускается использование иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации.
Согласно ч.11 ст. 5 Закона о рекламе при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.
Так, в силу положений п. 10 ч.1 ст. 3 Федерального закона от 01 июня 2005 года N53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации" (далее - ФЗ "О государственном языке РФ") государственный язык Российской Федерации подлежит обязательному использованию в рекламе. В ч.2 ст. 3 ФЗ "О государственном языке РФ" указан порядок использования в рекламе текстов на иностранном языке. В силу данной нормы, в рекламе допускается использование иностранных слов и выражений, если одновременно в рекламе присутствует их идентичный перевод на русский язык. При этом перевод должен в полной мере отражать смысловое содержание текста на иностранном языке, а также должен быть выполнен в той манере, что и текст на иностранном языке.
Знание иностранного языка не является обязательным для российских граждан. Поэтому использованные в рекламе выражения на иностранном языке потребитель рекламы может не уяснить, и для него рекламная информация будет не полной и искаженной.
Выражение "FINAL SALE" содержит иностранные слова, использование которых без перевода в рекламе недопустимо, поскольку потребитель не может в полном объеме уяснить смысл данного выражения. Иностранное слово "SALE" существует в различных языках мира (английский язык, французский язык, итальянский язык) и имеет различные переводы. Используемое в Рекламе иностранное слово "SALE" имеет несколько значений: 1) продажа, реализация, сбыт, 2) продажа с аукциона, с торгов, 3) распродажа по сниженной цене.
Однако, в тексте рекламы, распространяемой посредством размещения информации на витрине магазина "House", расположенном в ТРЦ "Ярмарка" по адресу: г. Астрахань, Вокзальная площадь, 13 лит. "А", использована фраза на иностранном языке "FINAL SALE" в отсутствие идентичного перевода её на русский язык.
Таким образом, Реклама не соответствует требованиям п.1 ч.5 ст. 5, ч.11 ст. 5 Закона о рекламе.
Реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, признается ненадлежащей и не допускается законом согласно ст. 3 Закона о рекламе.
В соответствии с п. 5 ст. 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Согласно п. 6 ст. 3 Закона о рекламе рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.
В соответствии с п. 7 ст. 3 Закона о рекламе рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Согласно информации, предоставленной в материалы дела ООО "Ре Трэйдинг" (вх. N3341 от 10.04.2019 года), магазин "House", расположенный в торгово-развлекательном центре "Ярмарка" (2 этаж) принадлежит ООО "Ре Трэйдинг". Магазин зарегистрирован как обособленное подразделение (Уведомление о постановке на учет в налоговом органе от 22.10.2013 г. N2969955).
В соответствии с предоставленными сведениями, ООО "Ре Трэйдинг" разместило рекламную информацию "FINAL SALE" на витрине магазина "House". Период размещения Рекламы - с 24 января 2019 г. по 21 февраля 2019 г. А также, Общество указало, что в период размещения вышеуказанной рекламной информации к сотрудникам магазина и в адрес ООО "Ре Трэйдинг" со стороны потребителей не поступали вопросы или требования о необходимости разъяснения им значения выражения "FINAL SALE". Каких-либо претензий со стороны покупателей не было заявлено.
Таким образом, рекламодателем и рекламораспространителем Рекламы является ООО "Ре Трэйдинг".
Также, Общество указало, что не располагает сведениями о рекламопроизводителе и заключенных договорах на изготовление рекламных материалов, так как ООО "Ре Трэйдинг" получило готовые рекламные материалы от своего учредителя - иностранного юридического лица, компании LPP S.A. (Польша). Иной информацией Общество не располагает.
На момент рассмотрения дела 16.04.2019 в Управлении отсутствует информация о дальнейшем распространении ООО " Ре Трэйдинг " Рекламы.
В связи с чем у Управления отсутствуют основания для выдачи предписания о прекращении нарушений законодательства Российской Федерации о рекламе.
В соответствии с ч.6 ст.38 Закона о рекламе рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных п.1 ч.5 ст. 5 Закона о рекламе.
Согласно ч.4 ст.38 Закона о рекламе, нарушение рекламодателем и рекламопроизводителем законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь п.1 ч.2 ст. 33, ч.1 ст.36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Астраханского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: "FINAL SALE", распространенную посредством размещения информации на витрине магазина "House", расположенного в торгово-развлекательном центре "Ярмарка" (2 этаж) по адресу: г. Астрахань, Вокзальная площадь, 13 лит. "А", поскольку в ней нарушены требования п.1 ч.5 ст. 5, ч.11 ст. 5 Закона о рекламе.
2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Астраханского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного ч.1 ст.14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 30.04.2019. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд, в порядке, предусмотренном ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель <_..>
Члены Комиссии: <_..>
<_..>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 16 апреля 2019 г. N 030/05/5-062/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 16.04.2019