Резолютивная часть решения оглашена "16" мая 2019 года
В полном объеме решение изготовлено "29" мая 2019 года
Комиссия Амурского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе: <_>, <_>, <_>, <_>,
рассмотрев дело N 028/01/10-12/2019 по признакам нарушения ООО "Надежда" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции"), выразившегося в отказе (уклонении) от ввода в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии в многоквартирных жилых домах по адресам: п. Новобурейский, ул. Героя Суворова, 3а, ул. Трудовая, 66, ул. Горького, 10, 42, ул. Зеленая, 12, в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛА:
В Амурское УФАС России поступило заявление ООО "Бурейская управляющая компания - ДВ" на действия ООО "Надежда" по вопросу отказа от ввода в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии в многоквартирных жилых домах по адресам: п. Новобурейский, ул. Героя Суворова, 3а, ул. Трудовая, 66, ул. Горького, 10, 42, ул. Зеленая, 12.
По результатам рассмотрения указанного заявления приказом Амурского УФАС России от 29.03.2019 N 58 в отношении ООО "Надежда" возбуждено дело N 028/01/10-12/2019 и создана Комиссия для рассмотрения дела по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции". Определением от 04.04.2019 рассмотрение дела назначено на 18.04.2019 в 10 часов 00 минут. Определением от 18.04.2019 рассмотрение дела отложено на 16.05.2019 в 11 часов 30 минут в связи с принятием Комиссией заключения об обстоятельствах дела.
Заявитель, ответчик, ООО "ПрогрессДомАвтоматика" письменные пояснения по делу не представили, явку своих представителей в заседания Комиссии не обеспечили, уведомлены о заседаниях Комиссии. Заявитель письмом от 12.04.2019 ходатайствовал рассмотреть дело в заседании 18.04.2019 в отсутствие его представителя.
Администрация Бурейского района Амурской области письмом от 11.04.2019 N 01-18/1442 сообщила, что представитель администрации в заседании Комиссии 18.04.2019 присутствовать не будет, информация по делу представлена ранее письмом 12.03.2019 N 01-18/961.
МКП "Мастер" письмом от 18.04.2019 N 810 пояснило, что 30.11.2018 представитель МКП "Мастер" участвовало в комиссии по обследованию и вводу в эксплуатацию приборов учета тепловой энергии, установленных в многоквартирных домах, расположенных по адресу: п. Новобурейский, ул. Героя Суворова, 3а, ул. Трудовая, 66, ул. Горького, 10, 42, ул. Зеленая, 12. При обследовании смонтированного прибора учета тепловой энергии, установленного в тепловом узле многоквартирного дома по адресу: п. Новобурейский, ул. Зеленая, 12 в комиссии участвовали <_> и <_>, которые сообщили комиссии о том, что являются представителями теплоснабжающей организации ООО "Надежда". После приемки указанного прибора учета тепловой энергии представителями ООО "Надежда" были получены акты ввода в эксплуатацию приборов учета по всем принимаемым узлам учета, и было сообщено комиссии об их приемке представителями ООО "Надежда". Далее представители МКП "Мастер" были осмотрены все остальные приборы учета, установленные на многоквартирных домах, нарушений не выявлено, о чем свидетельствует подпись представителя МКП "Мастер" в актах ввода в эксплуатацию смонтированных приборов учета. Предприятие указанным письмом просило рассмотреть дело в заседании Комиссии 18.04.2019 в отсутствие своего представителя.
В заседание Комиссии 16.05.2019 Администрация Бурейского района Амурской области и МКП "Мастер" явку своих представителей не обеспечили, уведомлены о рассмотрении дела.
Комиссией принято решение о рассмотрении дела при имеющейся явке.
В ходе рассмотрения дела комиссией Амурского УФАС России установлено следующее.
Между ООО "Надежда" и ООО "Бурейская управляющая компания - ДВ" заключен договор теплоснабжения от 27.10.2017 N 32/2017 в отношении многоквартирных домов, находящихся в управлении заявителя.
13.06.2018 ООО "Надежда" выданы технические условия ООО "Бурейская управляющая компания - ДВ" на установку узлов учета теплоснабжения по вышеуказанным адресам.
На основании вышеуказанных технических условий ООО "Бурейская управляющая компания - ДВ" разработана проектная документации на узлы учета тепловой энергии по вышеуказанным адресам.
Письмом от 04.10.2018 ООО "Бурейская управляющая компания - ДВ" обратилось в ООО "Надежда" с заявлением о вводе в эксплуатацию смонтированных узлов учета тепловой энергии по вышеуказанным адресам.
Письмом от 24.10.2018 ООО "Надежда" уведомило заявителя о необходимости предоставления дополнительных документов в соответствии с пунктами 62-69 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.
Письмом от 29.10.2018 ООО "Бурейская управляющая компания - ДВ" направило в ООО "Надежда" запрошенные документы и сведения.
Письмом от 21.11.2018 N 464 ООО "Бурейская управляющая компания - ДВ" известило ООО "Надежда" о необходимости комиссионного обследования установленных узлов учета в целях их ввода в эксплуатацию, просило направить представителей теплоснабжающей организации 30.11.2018 в 09-00 часов.
Согласно заявлению ООО "Бурейская управляющая компания - ДВ", 30.11.2018 произведено комиссионное обследование узлов учета тепловой энергии по вышеуказанным адресам. В обследовании приняли участие представители заявителя, ООО "Надежда", а также представители администрации Бурейского района, МКП "Мастер", ООО "ПрогрессДомАвтоматика", собственники жилых помещений. По результатам обследования составлены соответствующие акты о допуске узлов учета в эксплуатацию, однако представители ООО "Надежда" отказались подписывать данные акты без объяснения причин.
Письмом от 10.12.2018 N 499 ООО "Бурейская управляющая компания - ДВ" направило акты обследования от 30.11.2018 в адрес ООО "Надежда" для подписания.
Согласно сведениям, представленным в Амурское УФАС России, акты обследования ООО "Надежда" не подписаны, узлы учета по вышеуказанным адресам в эксплуатацию до настоящего времени не введены.
ООО "Надежда" представило в Амурское УФАС России пояснения, согласно которым общество не получало от ООО "Бурейская управляющая компания - ДВ" уведомления о проведении комиссионного обследования узлов учета тепловой энергии, своих представителей для участия в комиссии не направляло.
Вместе с тем, на представленном ООО "Бурейская управляющая компания - ДВ" уведомлении от 21.11.2018 N 464 о проведении комиссионного обследования узлов учета имеется отметка ООО "Надежда" о получении.
Кроме того, согласно пояснениям иных лиц, участвующих в комиссионном обследовании узлов учета 30.11.2018 (представители администрации Бурейского района, МКП "Мастер", ООО "ПрогрессДомАвтоматика"), представители ООО "Надежда" также принимали участие в данном обследовании.
Указанными документами и пояснениями подтверждается факт получения ООО "Надежда" уведомления о проведении комиссионного обследования узлов учета 30.11.2018, участия в нем представителей теплоснабжающей организации.
Частью 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
В соответствии с пунктом 2.2.1 договора теплоснабжения от 27.10.2017 N 32/2017, заключенного между ООО "Надежда" и ООО "Бурейская управляющая компания - ДВ", теплоснабжающая организация осуществляет подачу тепловой энергии в горячей сетевой воде на объекты исполнителя, подключенные к сетям теплоснабжения до границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности. Границей балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сетей теплоснабжения является внешняя граница стены многоквартирного дома.
Таким образом, ООО "Надежда" по указанному договору осуществляло деятельность по теплоснабжению и передаче тепловой энергии на объекты потребителя (в рассматриваемый период).
Исходя из положений части 5 статьи 5 Закона "О защите конкуренции", пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" ООО "Надежда", осуществляющее деятельность по теплоснабжению и передаче тепловой энергии по тепловым сетям в п. Новобурейский, занимает доминирующее положение на указанном товарном рынке.
При этом, ввод в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии не составляет отдельного товарного рынка, а является неотъемлемой частью услуг по передаче тепловой энергии.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету.
Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, которые утверждаются Правительством Российской Федерации с учетом требований технических регламентов (часть 7 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении").
Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 (далее - Правила N 1034).
В соответствии с пунктом 17 Правил N 1034 организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, если иное не предусмотрено положениями настоящих Правил, включает:
а) получение технических условий на проектирование узла учета;
б) проектирование и установку приборов учета;
в) ввод в эксплуатацию узла учета;
г) эксплуатацию приборов учета, в том числе процедуру регулярного снятия показаний приборов учета и использование их для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя;
д) поверку, ремонт и замену приборов учета.
Согласно пункту 49 Правил N 1034 проект узла учета, устанавливаемого у потребителя тепловой энергии, подлежит согласованию с теплоснабжающей (теплосетевой) организацией, выдавшей технические условия на установку приборов учета.
ООО "Надежда" согласованы проекты узлов учета тепловой энергии по вышеуказанным адресам.
Согласно пункту 62 Правил N 1034 ввод в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя, осуществляется комиссией в следующем составе:
а) представитель теплоснабжающей организации;
б) представитель потребителя;
в) представитель организации, осуществлявшей монтаж и наладку вводимого в эксплуатацию узла учета.
Комиссия создается владельцем узла учета (пункт 63 Правил N 1034).
Как установлено пунктами 67, 68 Правил N 1034, при отсутствии замечаний к узлу учета комиссией подписывается акт ввода в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя.
Акт ввода в эксплуатацию узла учета служит основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации с даты его подписания.
В соответствии с пунктом 70 Правил N 1034 узел учета пломбируется представителем теплоснабжающей организации.
Из вышеуказанных положений следует, что узел учета тепловой энергии не может быть введен в эксплуатацию без участия теплоснабжающей организации. Необоснованный отказ теплоснабжающей организации от участия в процедуре ввода в эксплуатацию узлов учета, от подписания акта ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии препятствует потребителю вести учет тепловой энергии и производить расчеты за потребленную тепловую энергию по показаниям узла учета.
Отказ (уклонение) ООО "Надежда" от ввода в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии по вышеуказанным адресам является необоснованным, нарушающим требования Правил N 1034.
Результатом вышеуказанных действий ООО "Надежда" является/может являться нарушение интересов ООО "Бурейская управляющая компания - ДВ" в сфере предпринимательской деятельности, поскольку отказ в вводе в коммерческую эксплуатацию узлов учета тепловой энергии не позволяет потребителю производить расчеты за тепловую энергию по показаниям приборов учета.
Указанные действия также приводят/могут привести к ущемлению интересов жителей многоквартирных домов в связи с необходимостью оплаты коммунальной услуги отопления по нормативу.
Комиссия, исследовав имеющиеся в материалах дела сведения и документы, приняла заключение об обстоятельствах дела, в котором изложены вышеуказанные обстоятельства, возражения на заключение от лиц, участвующих в деле не представлены.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия (бездействие) ООО "Надежда", выразившиеся в отказе (уклонении) от ввода в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии в многоквартирных жилых домах по адресам: п. Новобурейский, ул. Героя Суворова, 3а, ул. Трудовая, 66, ул. Горького, 10, 42, ул. Зеленая, 12, являются нарушением части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции".
Рассматривая вопрос о необходимости выдачи ответчику предписания об устранении нарушения Комиссия принимает во внимание следующие обстоятельства.
Объективно возможными действиями ответчика, направленными на устранение вышеуказанного нарушения, может являться принятие необходимых и достаточных мер по организации и проведению (участию) процедуры приемки в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии, установленных в многоквартирных жилых домах по адресам: п. Новобурейский, ул. Героя Суворова, 3а, ул. Трудовая, 66, ул. Горького, 10, 42, ул. Зеленая, 12, в соответствии с требованиями пунктов 62-72 Правил N 1034.
В рамках исполнения предписания от 14.02.2019 N 5, выданного ООО "Надежда" на основании решения Комиссии Амурского УФАС России от 14.02.2019 по делу N А-10/25 2018, письмом от 28.02.2019 N 93 ООО "Надежда" представлены сведения об отсутствии возможности исполнить указанное предписание в связи с утратой с 18.02.2019 статуса теплоснабжающей организации и передаче указанных функций ООО "Интерлес".
При проверке указанных сведений установлено, что приказом управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 18.02.2019 N 13-пр/т установлены тарифы в сфере теплоснабжения на 2019-2023 годы, в том числе, для ООО "Интерлес" (пгт. Новобурейский Бурейский район) с 18.02.2019.
С указанной даты ООО "Надежда" не является теплоснабжающей организацией на территории пгт. Новобурейский.
Таким образом, с учетом пункта 62 Правил N 1034 ООО "Надежда", утратив статус теплоснабжающей организации, не вправе направлять своего представителя для участия в комиссии по вводу в эксплуатацию приборов учета тепловой энергии и подписывать акты ввода в эксплуатацию узлов учета, выдача предписания по настоящему делу не представляется возможной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
РЕШИЛА:
1. Признать действия (бездействие) ООО "Надежда", выразившиеся в отказе (уклонении) от ввода в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии в многоквартирных жилых домах по адресам: п. Новобурейский, ул. Героя Суворова, 3а, ул. Трудовая, 66, ул. Горького, 10, 42, ул. Зеленая, 12, нарушающими части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции"
2. Предписание не выдавать.
Председатель комиссии <_>
Члены комиссии: <_>
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области от 16 мая 2019 г. N 028/01/10-12/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 29.05.2019