Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Гудкевич Е.В., члены Комиссии - ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Савичева К.А., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Шаганц А.А.,
с участием:
от заказчика - АО "Скоково", <...>, <...> (по доверенности),
в отсутствие представителя заявителя ООО "СК Евроальянс" (уведомлено о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом),
рассмотрев жалобу ООО "СК Евроальянс" на действия заказчика закупки - АО "Скоково" в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
у с т а н о в и л а:
17.05.2019 года в Ярославское УФАС России поступила жалоба ООО "СК Евроальянс" (далее также - Заявитель) на действия (бездействие) заказчика закупки - АО "Скоково", при проведении открытого конкурса на право заключения договора закупки станции очистки фильтрата полигона ТКО (номер извещения: 31907840950) (далее - Закупка).
Обжалуемые действия (бездействие) - установление в конкурсной документации необоснованных требований к участникам закупки.
Представители Организатора торгов с доводами жалобы не согласилась, считают, что нарушений действующего законодательства при проведении закупки допущено не было, представили письменные пояснения с обоснованием своей правовой позиции, а также документы и материалы, запрошенные уведомлением о поступлении жалобы.
Принимая решение, Комиссия исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), установлены общие принципы закупок товаров, работ, услуг и основные требования к таким закупкам.
Решением совета директоров АО "Скоково" от 24.09.2018 (протокол N 4) было утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг АО "Скоково" (далее - Положение).
Конкурсная документация к открытому конкурсу "Закупка станции очистки фильтрата полигона" утверждена Генеральным директором АО "Скоково" 30.04.2019 (далее - Документация).
При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (часть 1 статьи 2 Закона о закупках).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами, в том числе: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Пунктом 1.7 Положения предусмотрено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчик руководствуется, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
30.04.2019 на официальном сайте Единого информационного системы в сфере закупок было опубликовано извещение N 31907840950 и конкурсная документация о проведении торгов на закупку станции очистки фильтрата полигона ТКО.
В соответствии с пунктом 11 Конкурсной документации к открытому конкурсу дата и время окончания срока подачи заявок на участие были установлены 16.05.2019 до 16 час. 30 мин.
Требования к участникам конкурса предусмотрены в пункте 12 Документации. В соответствии с пунктом 12.2 Документации к участникам конкурса предъявляются следующие дополнительные требования, в том числе к квалификации: наличие необходимого объема финансовых ресурсов для исполнения договора в размере не менее чем 200 000 000 (двести миллионов) рублей 00 копеек, подтверждаемое предоставлением копии бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах, подтверждающих наличие финансовых ресурсов для исполнения договора.
Участник закупки не допускается к участию в конкурсе в том числе в следующих случаях: непредставление обязательных документов предусмотренных конкурсной документацией (равно как и представление документов в недействующих редакцией, и (или) оформленных надлежащим образом), либо наличие в таких документах недостоверных (равно как и неоднозначных и (или) противоречивых) сведений об участнике закупке или товаре, на поставку которого осуществляется закупка (пункт 19.6 Документации).
В обоснование установления в конкурсной документации требования к участникам в части наличия необходимого объема финансовых ресурсов для исполнения договора в размере не менее 200 000 000 (двухсот миллионов) рублей 00 копеек представители АО "Скоково" пояснили, что такой размер был определен путем суммирования следующих показателей: 82 742 000,00 руб, - минимальная начальная цена поставки; 41 371 000,00 руб. - сумма обеспечения исполнения договора; 75 887 000,00 руб. - сумма товара, поставляемого взамен уже поставленного товара при наступлении гарантийных случаев, покрытие возможных сумм штрафов, пеней, неустоек, расходы на осуществление иных, связанных с предметом договора, расходов.
Требование о подтверждении наличия финансовых ресурсов в размере не менее 200 000 000,00 рублей является неправомерным и ограничивает количество участников закупки, поскольку участнику закупки, не обладающему финансовыми ресурсами в размере 200 000 000,00 рублей будет отказано в допуске на участие в закупке, при этом АО "Скоково" не подтверждена невозможность исполнения таким участником надлежащим образом обязательств по договору. В обоснование необходимости наличия у участников конкурса финансовых ресурсов в размере 200 000 000,00 руб. не обусловлены мерами гражданско-правовой ответственности, предусмотренные действующим законодательством. Вместе с тем, законодательством в статье 5 Закона о закупках гарантируются права и законные интересы заказчика от поведения недобросовестных поставщиков, а именно: возможность включения сведений об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров в реестр недобросовестных поставщиков.
Учитывая изложенное, установление вышеуказанных требований к участникам закупки в качестве обязательных требований к участникам закупки ограничивают количество участников закупки, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункту 1.7 Положения о закупке, что нарушает требования части 1 статьи 2, пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
р е ш и л а:
Признать жалобу ООО "СК Евроальянс" на действия (бездействие) заказчика закупки - АО "Скоково", при проведении проведении открытого конкурса на право заключения договора закупки станции очистки фильтрата полигона ТКО (номер извещения: 31907840950), обоснованной.
Выдать Заказчику закупки - Акционерному обществу "Скоково" обязательное для исполнения предписание об аннулировании открытого конкурса на право заключения договора закупки станции очистки фильтрата полигона ТКО (номер извещения: 31907840950).
Установить в действиях Заказчика закупки - Акционерное общество "Скоково", при проведении открытого конкурса на право заключения договора закупки станции очистки фильтрата полигона ТКО (номер извещения: 31907840950) нарушения части 1 статьи 2, пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 1 части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", пункта 1.7 Положения о закупке товаров, работ, услуг АО "Скоково", утвержденного Решением совета директоров АО "Скоково" от 24.09.2018 (протокол N 4).
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Е.В. Гудкевич
Члены Комиссии К.А. Савичева
А.А. Шаганц
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 24 мая 2019 г. N 076/07/3-175/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 29.05.2019