Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве <....>, рассмотрев протокол об административном правонарушении от 15.04.2019 и материалы дела N 077/04/7.30-1799/2019 в отношении должностного лица - председателя Единой комиссии по осуществлению закупок для нужд Администрации поселения Московский (далее - Единая комиссия государственного заказчика) <....> по факту нарушения порядка отбора участников при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по благоустройству территории (ДЮСШ) детской юношеской спортивной школы расположенной по адресу: г. Москва, г. Московский, мкр.1, д.41а (Закупка
N 0148300014518000014), в отсутствие <....>, надлежащим образом уведомленной о дате, месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, в присутствии защитника по доверенности от 12.04.2019 б/н
<....>
УСТАНОВИЛ:
По результатам рассмотрения Комиссией по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Московского УФАС России 10.07.2018 жалобы ООО "ИА "ЭКСПЕРТИНФО" (далее также Заявитель) на действия государственного заказчика - Администрации поселения Московский (далее также Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по благоустройству территории (ДЮСШ) детской юношеской спортивной школы расположенной по адресу: г. Москва, г. Московский, мкр.1, д.41а (Закупка
N 0148300014518000014) (далее - Аукцион), вынесено решение по делу
N 2-57-8462/77-18 о нарушении законодательства об осуществлении закупок и выдано обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
На официальном сайте Российской Федерации Единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http://www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 16.03.2018 в 10:03 размещено извещение и документация о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по благоустройству территории (ДЮСШ) детской юношеской спортивной школы расположенной по адресу: г. Москва, г. Московский, мкр.1, д.41а на сумму 15 757 258,16 руб. (далее - Аукционная документация).
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 03.07.2018 N 0148300014518000014/5 Заявителю (порядковый номер заявки - 6) отказано в допуске к участию в Аукционе со следующим обоснованием: "на основании пункта 1 части 4 статьи 67 Закона в связи с предоставлением недостоверной информации, а именно: в отношении позиции N61 "Пиломатериалы хвойных пород" участник закупки указал следующие значения показателей: "Ширина": "125 мм", "Толщина": "50 мм", что является недостоверной информацией. Согласно ч.7 Технического задания, для выполнения работ должны быть использованы материалы и изделия, указанные в таблице (Приложение к техническому заданию) "Требования к качественным, техническим характеристикам товаров, их эксплуатационным, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) и иные сведения о товарах, представление которых предусмотрено документацией об электронном аукционе". В отношении товара N61 приложения к техническому заданию Требования к качественным, техническим характеристикам товаров, их эксплуатационным, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) и иные сведения о товарах, представление которых предусмотрено документацией об электронном аукционе "Пиломатериалы хвойных пород" установить, что к применению необходимы доски и брус. Согласно п.16 ГОСТ 18288 брус - пиломатериал толщиной и шириной 100 мм и более. Таким образом, участник закупки предоставил недостоверную информацию (п. 1 ч. 4 ст. 67)".
В силу п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Заказчиком в технической части Аукционной документации установлены требования к товарам, необходимым к использованию при выполнении работ, в частности:
п. 61 "Пиломатериалы хвойных пород, соответствие ГОСТ 18288 ГОСТ 8486": "длина": "от 2,0 до 6,5"; "ширина": "от 100"; "толщина": "от 25"; "сорт": "1 или 2 или 3"; "Порода древесины": "сосна; кедр; ель; пихта; лиственница".
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказания услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В составе первой части заявки Заявитель выразил согласие на выполнение работ на условиях, предусмотренных Аукционной документацией, указав значения характеристик предлагаемого к использованию при выполнении работ товара, в частности:
п. 61 "Пиломатериалы хвойных пород, соответствие ГОСТ 18288
"длина": "6,0";
"ширина": "125";
"толщина": "50";
"сорт": "2";
"Порода древесины": "сосна".
В соответствии с п. 7 Технического задания Аукционной документации "Требования к методам производства работ и материалам" в отношении товара с позицией N 61 "Пиломатериалы хвойных пород, соответствие ГОСТ 18288 ГОСТ 8486" установлено требование о необходимости применения при выполнении работ пиломатериалов типов брус и доска.
Согласно ГОСТ 18288-87 "Производство лесопильное. Термины и определения", брус - пиломатериал толщиной и шириной 100 мм и более, доска - пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной более двойной толщины.
Как следует из содержания решения от 10.07.2018 по делу N 2-57-8462/77-18, представитель Заявителя пояснил, что в составе заявки на участие в Аукционе по п. 61 "Пиломатериалы хвойных пород, соответствие ГОСТ 18288 ГОСТ 8486" представлены размеры пиломатериалов типа доска.
Также установлено, что Аукционной документацией не предусмотрена возможность указания сразу нескольких значений по требуемым параметрам
по п. 61 "Пиломатериалы хвойных пород, соответствие ГОСТ 18288 ГОСТ 8486", равно как не предусмотрена возможность указания значений требуемых параметров отдельно для пиломатериалов типа брус и пиломатериалов типа доска.
Таким образом, представленные в первой части заявки значения по п. 61 "Пиломатериалы хвойных пород, соответствие ГОСТ 18288 ГОСТ 8486", соответствующие требованиям Аукционной документации и относящиеся к пиломатериалам типа доска, свидетельствуют о том, что заявка Заявителя соответствовала требованиям Аукционной документации и Закону о контрактной системе.
На основании ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе, установлено, что участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Согласно ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
Таким образом, решение Единой комиссии государственного заказчика, в части отказа в допуске заявки Заявителя к участию в Аукционе по основаниям, указанным в протоколе рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 03.07.2018 N 0148300014518000014/5, является неправомерным и принято в нарушение ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе, образуя признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В соответствии с ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом следует понимать лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных и муниципальных организациях.
Согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие функции члена конкурсной, аукционной, котировочной или единой комиссии, созданной государственным или муниципальным заказчиком, бюджетным учреждением уполномоченным органом, совершившие административные правонарушения, предусмотренные ст. ст. 7.29-7.32 КоАП РФ, несут административную ответственность как должностные лица.
Согласно Распоряжению главы администрации поселения Московский
N 289-р/о от 08.07.2016 "О внесении изменений в распоряжение администрации поселения Московский от 31.12.2013 N 360-р/о "О создании и утверждении состава единой комиссии по осуществлению закупок для обеспечения муниципальных нужд поселения Московский" <....> является председателем Единой комиссии государственного заказчика.
Протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 03.07.2018 N 0148300014518000014/5 подписан председателем Единой комиссии государственного заказчика <....>.
Таким образом, действия должностного лица - председателя Единой комиссии государственного заказчика <....> по нарушению порядка отбора участников закупки, что установлено при рассмотрении дела
N 2-57-8462/77-18, влекут за собой нарушение законодательства об осуществлении закупок, образуя состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ.
При рассмотрении дела защитник <....> представил письменные пояснения, согласно которым члены Единой комиссии государственного заказчика проверяют первые части заявок на участие в Аукционе на соответствие требованием, установленным Аукционной документацией, в которой, согласно техническому заданию, по п. 61 "Пиломатериалы хвойных пород, соответствие ГОСТ 18288 ГОСТ 8486" установлено требование о представлении в составе заявки пиломатериалов типа брус и типа доска.
В свою очередь, должностное лицо административного органа отмечает, что, как было указано ранее, Аукционная документация не содержит возможности указания значений требуемых параметров отдельно для пиломатериалов типа брус и пиломатериалов типа доска, равно как и не предусмотрена возможность указания сразу нескольких значений по требуемым параметрам п. 61 "Пиломатериалы хвойных пород, соответствие ГОСТ 18288 ГОСТ 8486".
Также необходимо отметить, что пиломатериал типа доска и пиломатериал типа брус являются разными товарами, в связи с чем при наличии у Заказчика потребности в получении значений одновременно по обоим товарам, следовало указать соответствующие требования в Аукционной документации отдельно к каждой позиции.
Одновременно, должностное лицо административного органа считает необходимым отметить, что документация о проведении закупки, являющаяся по своей сути офертой, в соответствии с положениями которой впоследствии заключается договор, не должна содержать возможности ее множественного толкования, каких-либо неточностей и разночтений, приводящих к искажению ее смысла.
Указанная документация должна содержать в себе четкие, исчерпывающие требования к претендентам, подающим заявки на право участия в электронном аукционе, что исключает возможность субъективного толкования указанных в заявках предложений заказчиком. В этой связи представляется возможным сделать вывод о том, что в целях исключения какого-либо субъективного усмотрения при разрешении вопроса о допуске той или иной заявки к участию в закупке, а также недопустимости злоупотребления правом заказчику надлежит максимально четко и конкретно сформулировать свои требования относительно требуемых к выполнению работ или услуг. Наличие же в таких требованиях каких-либо разночтений или отсутствие в закупочной документации какого-либо требования исключает последующую возможность отклонения заявок со ссылкой на их несоответствие таким требованиям документации.
Кроме того, наличие любых равновесных противоречий, возникающих при работе с Аукционной документацией, является следствием действий Заказчика, а следовательно, возникшие противоречия должны трактоваться в пользу более слабой стороны правоотношений (участника закупки). Члены Единой комиссии государственного заказчика принимают на себя риск иного толкования.
Таким образом, виновные действия должностного лица - председателя Единой комиссии государственного заказчика <....> состоят в нарушении порядка отбора участников закупки.
Административное правонарушение совершено по месту составления должностным лицом государственного заказчика протокола от 03.07.2018 N 0148300014518000014/5 рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе - г. Москва, г. Московский, Мкр. 1, д. 19а.
Время совершения административного правонарушения - дата подписания должностным лицом государственного заказчика протокола
N 0148300014518000014/5 рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе - 03.07.2018 .
Обстоятельства, препятствующие надлежащему исполнению
<....> требований, установленных ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе, при рассмотрении дела не установлены.
Вина должностного лица - председателя Единой комиссии государственного заказчика <....> в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7. 30 КоАП РФ, доказана.
Ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ установлена ответственность за отклонение заявки на участие в конкурсе, отказ в допуске к участию в аукционе, признание заявки на участие в закупке товара, работы или услуги не соответствующей требованиям конкурсной документации, документации об аукционе, отстранение участника закупки от участия в конкурсе, аукционе (далее в настоящей части - отказ в допуске к участию в закупке) по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, признание заявки на участие в конкурсе надлежащей, соответствующей требованиям конкурсной документации, признание заявки на участие в аукционе надлежащей, соответствующей требованиям документации об аукционе, в случае, если участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или нарушение порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, закрытом аукционе и (или) открытия доступа к таким заявкам, поданным в форме электронных документов, нарушение порядка рассмотрения и оценки таких заявок, окончательных предложений участников закупки, установленного конкурсной документацией, что влечет наложение административного штрафа в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее пяти тысяч рублей и не более тридцати тысяч рублей.
Обстоятельства, смягчающие административную ответственность, обстоятельства, отягчающие административную ответственность
<....>, не установлены.
Начальная (максимальная) цена контракта - 15 757 258,16 рублей. 1% от начальной суммы контракта: 15 757 258,16 * 0,01 = 157 572,58 руб.
Таким образом, штраф подлежащий взысканию, составляет 30 000,00 руб.
Руководствуясь ст. 2.4, ч. 2 ст. 7.30, ст. 23.66, 28.3, 29.9, 29.10 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать должностное лицо - председателя Единой комиссии государственного заказчика <....> виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Назначить должностному лицу - председателю Единой комиссии государственного заказчика <....> административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000,00 руб (тридцати тысяч рублей 00 копеек).
В соответствии с ч. 5 ст. 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.
Согласно ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ.
В силу указанных положений КоАП РФ лицо, привлеченное к административной ответственности, обязано исполнить обязательство по уплате штрафа за совершенное правонарушение самостоятельно.
Законодательством Российской Федерации не установлена возможность уплаты неналоговых платежей иным лицом за лицо, в обязанность которого входит уплата данных платежей.
В соответствии со ст. 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета осуществляет бюджетные полномочия по начислению, учету и контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, а также принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
На основании вышеизложенного, в случае уплаты административного штрафа не являющимся обязанным в соответствии с настоящим постановлением уплатить штраф лицом, Московским УФАС России будет осуществлен возврат указанного платежа плательщику как излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет.
В соответствии со ст. 160.1 Бюджетного кодекса денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъекта Российской Федерации оплачиваются по следующим реквизитам:
Получатель: |
УФК по г. Москве (для Московского УФАС России, л/с 04731324890) ИНН/КПП: 7706096339 / 770101001 |
Банк получателя:
|
ГУ Банка России по ЦФО р/с 40101810045250010041 БИК 044525000 ОКТМО: 45375000 КБК 161 1 16 33020 026000140 |
Назначение платежа: |
Административный штраф по делу N 077/04/7.30-1799/2019 об административном правонарушении |
В соответствии с ч. 5 ст. 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в ч. 1 или 1.1 настоящей ст., судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток, а в случае, предусмотренном ч. 1.1 настоящей ст., в течение одних суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Согласно ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы не уплаченного штрафа.
Документы, подтверждающие уплату штрафа, необходимо направить по электронной почте или факсу. В назначении платежа необходимо указывать номер постановления о наложении штрафа.
В случае невозможности идентифицировать платеж или при отсутствии сведений у Московского УФАС России о своевременной оплате штрафа Московское УФАС России обязано передать постановление для принудительного исполнения в ФССП России.
В соответствии с ч. 1 ст. 30.1 и ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, в районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно ч. 1 ст. 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Приложение: квитанция на 1 листе.
Заместитель руководителя <....>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 25 апреля 2018 г. N 077/04/7.30-1799/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 29.05.2019