Резолютивная часть решения объявлена 14 мая 2019 года
Полный текс решения изготовлен 24 мая 2019 года
Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе: председатель Комиссии - <...>, врио заместителя руководителя Омского УФАС России, члены Комиссии: <...>- ведущий специалист-эксперт отдела рекламы, <...> . - ведущий специалист-эксперт отдела рекламы, рассмотрев дело N 055/05/25-292/2019, возбужденное в отношении индивидуального предпринимателя <...> по признакам нарушения пункта 6 части 5 статьи 5, пунктов 1-3 части 1 статьи 25 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее -Федеральный закон "О рекламе") по факту распространения рекламы биологически активных добавок в печатном издании "Вестник здоровья" по почтовым ящикам многоквартирных домов города Омска в отсутствие <...> , надлежащим образом уведомленного о дате и месте рассмотрения дела ( извещение N 64497326970588)
УСТАНОВИЛА:
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Омское УФАС России) проведен мониторинг рекламы, распространенной в печатных изданиях, в ходе которого в почтовых ящиках многоквартирных жилых домов города Омска обнаружена газета: "Вестник здоровья", содержащая рекламу биологически активных добавок: "Хрусталекс+Зоревит", капсулы "Виакапс", капсулы "Миосерд", "Кедросан", Антикреп", "Фемилонг", "Оптика+Триколор", "Идеалекс", "Артролакс", "Фитоксин", "Эректовит", "Лородекс" с информацией о проведении выставок-продаж следующего содержания: "Ждем вас на наших выставках-продажах, где вы также сможете получить бесплатную подробную консультацию по применению оздоровительных препаратов_.".
В указанной рекламе содержатся признаки нарушения пункта 6 части 5 статьи 5; пунктов 1, 2, 3 части 1 статьи 25 Федерального закона "О рекламе". Омским УФАС России были сделаны запросы руководителям учреждений, указанных в вышеуказанных газетах. По информации, представленной на основании запросов установлено, что выставки-продажи биологически активных добавок, поименованных в газете "Вестник здоровья", проводились на основании договоров оказания услуг, заключенных с индивидуальным предпринимателем <...> Определением от 15.04.2019 Омским УФАС России возбуждено дело о нарушении законодательства о рекламе N 055/05/25-290/2019 по признакам нарушения пункта 6 части 5 статьи 5, пунктов 1, 2, 3 части 1 статьи 25 Федерального закона "О рекламе" <...> в ходе рассмотрения дела письменные пояснения и документы не представил, на заседание комиссии по рассмотрению дела не явился, надлежащим образом извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела. Комиссия Омского УФАС России, рассмотрев полученные материалы и документы, приходит к выводу о нарушении законодательства о рекламе при распространении рассматриваемой рекламы на основании следующего. В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Под объектом рекламирования понимают товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (статья 3 Федерального закона "О рекламе"). Из содержания текста рекламной информации следует, что объектом рекламирования являются товары (различные средства), в том числе следующие: "Фитоксин", капли "Окапин", эликсир "Диабетнорм", эликсир "Идеалекс", сироп "Лигаста", ушные капли "Лородекс", сироп "Кардиплюс", "Эректовит", "Хондрофит", капсулы "Виакапс" и другие. Указанные в рекламе препараты не являются лекарственными средствами, о чем свидетельствует в том числе информация, указанная в рекламе. Так, например, в рекламе указано: "Ждем вас на наших выставках-продажах, где вы также сможете получить бесплатную подробную консультацию по применению оздоровительных препаратов". Проанализировав содержание спорной информации, способы её размещения и распространения, Комиссия приходит к выводу, что указанная информация по своему содержанию и целевой направленности является рекламой, так как адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования, формирование или поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке. В соответствии с пунктом 2.1 СанПиН 2.3.2.1290-03 "Гигиенические требования к организации производства и оборота биологически активных добавок к пище (БАД)", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 17.04.2003, биологически активная добавка используется как дополнительный источник пищевых и биологически активных веществ, для оптимизации углеводного, жирового, белкового, витаминного и других видов обмена веществ при различных функциональных состояниях, для нормализации и (или) улучшения функционального состояния органов и систем организма человека, в том числе как продукт, оказывающий общеукрепляющее, мягкое мочегонное, тонизирующее, успокаивающее и иные виды действия при различных функциональных состояниях, для снижения риска заболеваний, а также для нормализации микрофлоры желудочно-кишечного тракта, в качестве энтеросорбентов. Согласно статье 1 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Федеральный закон о качестве и безопасности пищевых продуктов) биологически активные добавки - это природные (идентичные природным) биологически активные вещества, предназначенные для употребления одновременно с пищей или введения в состав пищевых продуктов; пищевые добавки - природные или искусственные вещества и их соединения, специально вводимые в пищевые продукты в процессе их изготовления в целях придания пищевым продуктам определенных свойств и (или) сохранения качества пищевых продуктов. Частью 10 Закона о качестве и безопасности пищевых продуктов определено, что отдельные виды впервые изготавливаемых и предназначенных для реализации на территории Российской Федерации или впервые ввозимых на территорию Российской Федерации и предназначенных для реализации на территории Российской Федерации пищевых продуктов, материалов и изделий подлежат государственной регистрации. Государственная регистрация пищевых продуктов, материалов и изделий включает в себя: - экспертизу документов, которые представляются изготовителем, поставщиком пищевых продуктов, материалов и изделий и подтверждают их соответствие требованиям нормативных документов, условий изготовления или поставок пищевых продуктов, материалов и изделий, а также результатов проводимых в случае необходимости их испытаний; - внесение пищевых продуктов, материалов и изделий и их изготовителей, поставщиков в Государственный реестр пищевых продуктов, материалов и изделий, разрешенных для изготовления на территории Российской Федерации или ввоза на территорию Российской Федерации и реализации; - выдачу заявителям свидетельств о государственной регистрации пищевых продуктов, материалов и изделий, дающих право на их изготовление на территории Российской Федерации или ввоз на территорию Российской Федерации и оборот. Государственная регистрация отдельных видов пищевых продуктов, материалов и изделий осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В соответствии с реестром свидетельств о регистрации расположенном на сайте http://www.fr.crc.ru, биологически активными добавками к пище являются следующие препараты, указанные в рекламе: биологически активная добавка к пище Капсулы "Виакапс" имеет свидетельство о государственной регистрации серии RU.77.99.88.003.Е.001887.04.17 от 19.04.2017, "Хондрофит" имеет свидетельство о государственной регистрации серии RU.77.99.11.003.Е.003903.09.17 от 05.09.2017, биологически активная добавка к пище "Эликсир "Фитоксин" имеет свидетельство о государственной регистрации RU.77.99.11.003.Е.004212.09.18 от 24.09.2018, биологически активная добавка к пище "Капсулы Артролакс" имеет свидетельство о государвсенной регистрации RU.77.99.88.003.Е.003550.08.18 от 15.08.2018, биологически активная добавка к пище "Идеалекс" имеет свидетельство о государственной регистрации серии RU.77.99.11.003.Е.005384.12.18 от 04.12.2018. Таким образом, многие из представленных в рекламе препаратов являются биологически активными добавками. В силу пункта 6 части 5 статьи 5 Закона в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники. Кроме того, согласно пункту 1 части 1 статьи 25 Закона о рекламе реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами. Согласно пункту 23 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" при применении норм статьи 25 Закона о рекламе следует учитывать, что реклама биологически активных добавок (пищевых добавок) может быть признана создающей впечатление, что они являются лекарственными средствами, то есть обладают лечебным эффектом, тем более если в такой рекламе содержится название заболевания (или его симптоматика) и одновременное упоминание продукта как средства, оказывающего лечебно-профилактический эффект. Рассматриваемая реклама создает впечатление о том, что биологически активные добавки обладают лечебными свойствами, на что указывают приведенные названия заболеваний, например: "аденома", "простатит", "панкреатит", "конъюктивит", "воспаление зрительного нерва", "блефарит", "миопический хориоренитинит", "сахарный диабет", "пиелонефрит", "цистит", "радикулит", "невралгия", "артрит", "артроз", "паралич", "отит", "воспаление слуховой трубы", "псориаз" и многие другие. Так, например, соответствии с Международной классификацией болезней МКБ-10 к группе D29 Доброкачественное новообразование мужских половых органов относится аденома предстательной железы (D29.1), к группе 61 отнесены Злокачественное новообразование предстательной железы, к группе K8 - Острый панкреатит, к группе H01.0 - Блефарит, к группе N34 - Уретрит и уретральный синдром, миома: матки (тела) (шейки) D25.9, при беременности или родах O34.1, предстательной железы N40, гельминтоз (B65-B83), к группе H60 отнесен Наружный отит, Конъюнктивит и другие болезни конъюнктивы (H10-H13), Остеохондроз (M93.9), псориаз L40.9, себорейный дерматит и иные. Кроме того, в рассматриваемой рекламе неоднократно используются слова и предложения, указывающие на то, что рекламируемые препараты обладают лечебными свойствами, например: капсулы "Артролакс" суставы и позвоночник в полном порядке, капсулы "Виакапс" избавьтесь от аденомы, простатита, потенции и другие. Таким образом, рассматриваемая реклама, размещенная в газете "Вестник здоровья", нарушает требования пункта 6 части 5 статьи 5, пункта 1 части 1 статьи 25 Закона о рекламе. Кроме того, в соответствии с пунктами 2, 3 части 1 статьи 25 Закона о рекламе реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна: содержать ссылки на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения таких добавок, содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с применением таких добавок. При рассмотрении материалов установлено, что в рекламе содержатся многочисленные истории излечения людей, в том числе выражение благодарности после использования препаратов. Например: отзыв Юрченко Леонида Ивановича " _Врачи выписали мне пилюли, которые не помогали, и я решил попробовать ваш "Виакапс", принял 2 упаковки. После приема боли прекратились, мочеиспускание наладилось, а потом заметил, что крови в моче не стало!.....", отзыв Родина Анны Алексеевны "В 2015 и в 2017 годах папе сделали две операции по замене коленных суставов и все, как будто было хорошо. Но спустя полгода наступило резкое ухудшение._Суставы становились красными, отекали, и неимоверная боль распространялась по ногам_Коллега посоветовал ваши капли "Артролакс". После 6 упаковок папа постепенно встал на ноги_. Доктора, несколько раз обследовав его, коксартроза и остеопароза не нашли и очень этим удивлены", и многих других. Следовательно, рассматриваемая реклама нарушает также требования пунктов 2, 3 части 1 статьи 25 Закона о рекламе. В силу части 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение пункта 6 части 5 статьи 5, а также за нарушение статьи 25 несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель. В ходе рассмотрения данных материалов Омским УФАС России установлено, что выставки-продажи биологически активных препаратов в городе Омске проводились <...>, что подтверждается: - договором оказания услуг от 07.12.2018, заключенным между ИП <....>. и ИП <...>- договором о совместном сотрудничестве (проведение мероприятия) от 06.11.2018, заключенным между МБУК "Межпоселенческая библиотека" и ИП <...> Таким образом рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ИП <...> и он должен соблюдать требования пункта 6 части 5 статьи 5, пунктов 1, 2, 3 части 1 статьи 25 Закона о рекламе. Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. В материалах дела отсутствуют документальные доказательства, отражающие факт устранения ИП <...> нарушения законодательства о рекламе. На основании указанного, Комиссия Омского УФАС России, считает, что в данном случае имеются основания для выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе ИП Р<...>
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу биологически активных добавок: "Хрусталекс+Зоревит", капсулы "Виакапс", капсулы "Миосерд", "Кедросан", Антикреп", "Фемилонг", "Оптика+Триколор", "Идеалекс", "Артролакс", "Фитоксин", "Эректовит", "Лородекс", распространяемую по почтовым ящикам многоквартирных жилых домов города Омска в печатном издании "Вестник здоровья", содержащую информацию о проведении выставок - продаж, поскольку в ней нарушены требования пункта 6 части 5 статьи 5, пунктов 1, 2, 3 части 1 статьи 25 Федерального закона от 13.03.2006 N 38 - ФЗ "О рекламе".
2. Выдать ИП<....> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в соответствии со статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 24 мая 2019 года.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии _________ <...>
Члены Комиссии: _________ <...>
_________ <...>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 14 мая 2019 г. N 055/05/25-290/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 24.05.2019