Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
с участием представителей от ГУП "Петербургский метрополитен" (далее - Организатор торгов); от ООО "СМУ-16" (далее - Заявитель);
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 06.05.2019 вх. N 13538-ЭП/19) ООО "СМУ-16" на действия закупочной комиссии Организатора торгов ГУП "Петербургский метрополитен" (далее - Закупочная комиссия) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту объектов метрополитена в части замены дверей на противопожарные (извещение N 31907765762), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
12 апреля 2019 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее - официальный сайт) было опубликовано Извещение N 31907765762 о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту объектов метрополитена в части замены дверей на противопожарные (далее - Закупка), включая документацию о конкурсе (далее - Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ГУП "Петербургский метрополитен" (далее - Положение о закупках) в редакции от 13.03.2019, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о Закупке.
N п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
50 753 841 ,32 руб. |
2. |
Дата публикации извещения (по местному времени заказчика) |
12.04.2019 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) |
29.04.2019 в 08:00 (МСК) |
4. |
Дата рассмотрения заявок (по местному времени заказчика) |
30.04.2019 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
Лиговский 88, СПб |
На момент рассмотрения жалобы по существу по процедуре N 31907765762 не был заключен договор.
2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Закупочной комиссии Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в необоснованном отклонении заявки ООО "СМУ-16" от участия в процедуре Закупки.
Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона N 223-ФЗ.
3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
ГУП "Петербургский метрополитен" относится к унитарным предприятиям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
4. Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласилась. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО "СМУ-16" в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. N 78/15756/19 от 13.05.2019, представлен.
Также оригиналы документов по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. N 78/15756/19 от 13.05.2019, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона N223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в Закупке N 31907765762-02 от 30.04.2019 заявка ООО "СМУ-16" была отклонена от участия в процедуре Закупки по следующим основаниям: "Отклонить участника ООО "СМУ-16" (заявка N 1) на основании п. 4.2.1.3 Тома 1 документации об открытом конкурсе, как не соответствующую требованиям п. 5.2.3 Тома 2 документации об открытом конкурсе".
На основании п.п. 2, 3 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.
Согласно п. 2.4.4 тома 1 Документации заявка должна быть оформлена в соответствии с требованиями конкурсной документации, в том числе должны быть представлены все предусмотренные конкурсной документацией сведения (информация) и документы, составленные, оформленные и заверенные, в соответствии с требованиями конкурсной документации, а также должны быть представлены все формы, составленные и оформленные в соответствии с требованиями документации. Все документы должны быть представлены в полном объеме и читаемом виде. Файл электронного документа должен быть доступен для прочтения. В заявке должны отсутствовать противоречивые и недостоверные сведения.
Как следует из п. 5.1 тома 2 Документации, заявка, подготовленная участником, должна обязательно содержать документы и формы, предусмотренные пунктом 5 тома 2. Все документы и формы должны быть оформлены в строгом соответствии с требованиями тома 1 и тома 2.
Пунктами 5.2.2 и 5.2.3 тома 2 Документации установлено, что заявка должна содержать следующие обязательные для предоставления документы и формы:
Форма N 1 "Заявка";
Наименование и конкретные показатели товара, заполненные в соответствии с Формой "Сведения о наименовании и конкретных показателях товара" и инструкцией по ее заполнению (Форма N 2).
Согласно п. 4 инструкции по заполнению Формы N 2 "Сведения о наименовании и конкретных показателях товара" (далее - Инструкция по заполнению Формы N 2) в столбце "Показатель товара" участник закупки должен указать наименование показателя (характеристики) товара, соответствующее наименованию показателя (характеристики) товара, указанного в Приложении N1 к техническому заданию "Сведения о функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристиках объекта закупки".
В соответствии с п. 7 Инструкции по заполнению Формы N 2 сведения участника закупки о функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристиках объекта закупки, должны содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации о закупке по форме 2.
Пунктом 8 Инструкции по заполнению Формы N 2 установлено, что при предоставлении сведений под конкретными показателями понимаются характеристики товаров (материалов), в соответствии с Приложением N1 к настоящему Техническому заданию, содержащем требования к товарам (материалам), использующимся при выполнении работ, а также предусмотрены виды показателей, которые заказчик устанавливает при описании товара и порядок представления сведений о конкретных значениях показателей товаров (материалов) участниками Закупки в составе заявки.
Также пунктом 8 Инструкции по заполнению Формы N 2 установлено, что во всех иных случаях, не предусмотренных порядком представления сведений о конкретных значениях показателей товаров (материалов) участниками Закупки в составе заявки, требования к показателям товаров в Приложении N1 к настоящему техническому заданию, установлены в виде значений, которые не могут изменяться, и участник закупки представляет сведения, точно соответствующие требованиям технического задания.
Техническое задание, являющееся неотъемлемой частью Документации, представлено в томе 3 Документации (далее - Техническое задание), размещенной на сайте единой информационной системы www.zаkuрki.gоv.гu.
Приложением N 1 к Техническому заданию установлены требования к значениям показателей (характеристик) товара, или эквивалентности предлагаемого к поставке товара, используемого для выполнения работы, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям.
В соответствии с п. 5 Приложения N 1 к Техническому заданию к товару "Дверной доводчик" установлено требование: "Рабочая температура характеризуется диапазоном: не выше -15 °С - не ниже +40°С".
Комиссией СПб УФАС России установлено, что порядком представления сведений о конкретных значениях показателей товаров (материалов) участниками Закупки, указанным в Инструкции по заполнению Формы N 2, не предусмотрена словесная конструкция, при которой совместно используются слова " не выше.. не ниже", разделенные знаком препинания "-", в связи с чем в Инструкции по заполнению Формы N 2, содержащей порядок предоставления сведений о конкретных значениях показателей товаров (материалов) в составе заявки, указано, что "во всех иных случаях требования к показателям товаров в Приложении N 1 к настоящему Техническому заданию, установлены в виде значений, которые не могут изменяться, и участник закупки предоставляет сведения, точно соответствующие требованиям Технического задания".
Согласно п. 4.1.3 тома 1 Документации на основании результатов рассмотрения заявок конкурсной комиссией принимается решение о допуске к участию в конкурсе участника и о признании участника, подавшего заявку, участником конкурса или об отказе в допуске такого участника к участию в конкурсе. Участники, конкурсные заявки которых не соответствуют требованиям, изложенным в настоящей конкурсной документации, отклоняются по основаниям, изложенным в п. 4.2. Тома 1 настоящей конкурсной документации и не допускаются до участия в электронном конкурсе.
Пунктом 4.2.1.3 тома 1 Документации установлено, что несоответствие заявки участника техническому заданию, заданию на проектирование, техническим требованиям, проекту договора, извещению, конкурсной документации, иным требованиям конкурсной документации является основанием для отклонения такой заявки от участия в процедуре Закупки.
Представитель Организатора торгов пояснила, что Заявитель ООО "СМУ-16" в составе заявки на участие в Закупке представил наименование и конкретные показатели товара, заполненные в соответствии с Формой N 2, в которой по позиции N 5 "Дверной доводчик" указал следующее: "Рабочая температура характеризуется диапазоном: -38 _ +60 °С". Таким образом, Форма N 2, представленная в составе заявки ООО "СМУ-16", была заполнена с нарушением Инструкции по заполнению Формы N 2, так как порядок предоставления сведений в составе заявки по показателям в виде конструкции "не выше_ - не ниже_" относится к иным случаям, при которых в соответствии с Инструкцией по заполнению Формы N 2 участник Закупки предоставляет сведения, точно соответствующие требованиям Технического задания, а именно: "Рабочая температура характеризуется диапазоном: не выше -15 °С - не ниже +40°С".
Представитель Организатора торгов также отметила, что Заявитель ООО "СМУ-16", подавая заявку на участие в Закупке, фактически подтвердил, что он ознакомлен и согласен со всеми требованиями Документации, в том числе с порядком предоставления участниками Закупки сведений о конкретных значениях показателей товаров (материалов) в составе заявки, указанным в Инструкции по заполнению Формы N 2, а также условиями допуска и отклонения заявок, содержащимися в Документации, о чем прямо указано в Форме N 1, поданной в составе заявки ООО "СМУ-16". При этом жалобы на действия ГУП "Петербургский метрополитен", связанные с установленными в Документации требованиями, до момента подачи заявки на участие в Закупке со стороны Заявителя ООО "СМУ-16" не подавались.
Комиссия СПб УФАС России, проанализировав заявку ООО "СМУ-16", представленную в заседание Комиссии СПб УФАС России для обозрения, установила, что Заявитель ООО "СМУ-16" в составе заявки на участие в Закупке представил сведения о наименовании и конкретных показателях товаров (материалов) по Форме N 2, в которой в нарушение требований 5.2.3 тома 2 Документации указал значения показателей, не соответствующие требованиям Документации, что являлось основанием для отклонения заявки ООО "СМУ-16" от участия в процедуре Закупки согласно п. 4.2.1.3 тома 1 Документации.
Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что решение Закупочной комиссии Организатора торгов об отклонении заявки ООО "СМУ-16" от участия в процедуре Закупки принято в порядке, соответствующем Документации.
Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России не усматривает нарушений в действиях Закупочной Комиссии Организатора торгов при проведении процедуры Закупки в части отклонения заявки ООО "СМУ-16" от участия в процедуре Закупки.
5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу (от 06.05.2019 вх. N 13538-ЭП/19) ООО "СМУ-16" на действия Закупочной комиссии Организатора торгов ГУП "Петербургский метрополитен" (ИНН: 7830000970, ОГРН: 1027810223407) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту объектов метрополитена в части замены дверей на противопожарные (извещение N 31907765762) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 17 мая 2019 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.05.2019