Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "АСПЕКТ" (далее также - Заявитель) на действия ГБУЗ "ПКБ N 1" (далее также - Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку, монтаж и настройку оборудования цифровой АТС для нужд ГБУЗ "ПКБ N 1" (реестровый N 31907476749, далее - Закупка) в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки. Жалоба мотивирована нарушением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
По мнению Заявителя, расхождение в сроках, указанных в проекте договора и техническом задании, не позволяет однозначно определить сроки (периоды) поставки, оплаты товара и необоснованно ограничивает конкуренцию.
Заказчик в своих возражениях просит прекратить производство по делу, в связи с чем отмечается следующее.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Федеральным законом от 31.12.2017 N 505-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены поправки в Закон о закупках, в том числе, в порядок рассмотрения жалоб в соответствии с требованиями Закона о закупках и Закона о защите конкуренции, где был расширен перечень случаев обжалования, установленный частью 10 статьи 3 Закона о закупках.
Для подачи жалобы в антимонопольный орган, в частности, установлено такое основание для подачи жалобы, как нарушение положений Закона о закупках, иных нормативных правовых актов, принятых в его реализацию, положения о закупках при проведении закупочной процедуры.
Резюмируя доводы Заказчика, наличие в жалобе Заявителя указаний на осуществление Заказчиком закупки с нарушением положений Закона о закупках, иных нормативных правовых актов, принятых в его реализацию, положения о закупках при проведении закупочной процедуры, является самостоятельным основанием для принятия жалобы к рассмотрению.
Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.
Срок, установленный частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Заявителем не пропущен.
При этом устно представитель Заказчика согласился с разночтениями в документации, указывая, что Заявитель не принял участие в Закупке, и его права не нарушены.
Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на неё и в выступлении присутствовавшего в заседании представителя Заказчика, изучив материалы дела, Комиссия признала жалобу обоснованной на основании нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закон о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Комиссия, рассматривая действия Заказчика при проведении Закупки, установила, что расхождение в сроках, указанных в проекте договора и техническом задании, не позволяет однозначно определить сроки (периоды) поставки, оплаты товара, необъективно затрудняет их уяснение и не позволяет представить надлежащее предложение, что недопустимо при проведении закупок.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В соответствии с п. 4 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в Документации о закупке должны быть указаны: место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги.
В нарушение указанного требования в документации отсутствует точная информация о сроках поставки товара и выполнении работ по Закупке.
При этом в проекте договора и техническом задании содержатся противоречивые сведения относительно этих сведений, что вводит участника Закупки в заблуждение.
Так, например, в проекте договора в п. 3.1 предусмотрено, что поставка товара осуществляется на условиях и в сроки, установленные настоящим контрактом в течение 30 календарных дней с момента заключения договора.
В тоже время в п. 7 Технического задания предусмотрено, что поставка, монтаж и настройка оборудования осуществляется в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с момента заключения договора.
Расхождения между положениями проекта договора и технического задания содержатся также и в информации по срокам оплаты поставленного товара и выполненной работы: согласно п. 2.6.2 проекта договора Заказчик оплачивает товары по факту поставки товара в течение 30 (тридцати) календарных дней с даты подписания Заказчиком акта приемки-передачи поставленных товаров.
В то же время согласно п. 8 Технического задания оплата цены договора производится Заказчиком в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с даты подписания Заказчиком документа о приемке.
В этой связи Комиссией усматривается, что Заказчик умышленно вводит участников в заблуждение, что может создавать необоснованное ограничение конкуренции.
Комиссия считает недопустимыми подобные рычаги воздействия на ход проведения конкурентной процедуры, поскольку Документация не должна являться инструментом манипулирования Заказчика итогами проведения конкурентной процедуры. Более того, подобное использование Заказчиком предоставленных ему прав по самостоятельному формированию Документации является ничем иным как злоупотребление правом.
Комиссия также отмечает, что реализация предоставленного Заказчику права самостоятельно формировать свою потребность относительно объекта Закупки не должна противоречить целям и принципам законодательства о закупках, противоречить положениям отдельных норм Закона о закупках. При формировании Документации необходимо принимать во внимание, что обязанность Заказчика по подготовке Документации обусловлена необходимостью достижения упорядочения и приведения к единообразию в понимании как требований Заказчика к составу и содержанию заявки на участие в Закупке, так и требований к услугам (показателям, их характеризующим).
Комиссия отмечает, что такое описание характеристик предоставляемых услуг необоснованно привело к невозможности подачи надлежащей заявки, и, как следствие, влияет на уровень конкуренции при проведении процедуры.
О негативных последствиях применения составленной Заказчиком Документации свидетельствует также тот факт, что на участие в Закупке, согласно Протоколу, не было подано ни одной заявки, что также подтверждает, что Документация составлена таким образом, что вместо исполнения своего прямого предназначения в виде определения потребности Заказчика и оказания помощи участникам в формировании заявки, фактически не позволяет участникам принять участие в Закупке.
Таким образом, порядок изложения Заказчиком требований к предоставляемым услугам, установленным в Документации, не позволяет участнику Закупки представить надлежащее предложение, поскольку Заказчик, не учитывая предмет закупки, установил для потенциальных участников требования к услугам, которые объективно затруднили подачу надлежащей заявки, что недопустимо при проведении конкурентной процедуры.
На основании изложенного, Комиссия расценивает действия Заказчика по формированию такой Документации фактически возлагающей на участника не только обязанность по изъявлению воли и согласия на выполнение работ или услуг, но прежде всего обязанность по выявлению действительной потребности Заказчика, как противоречащие положениям действующего законодательства о закупках.
Таким образом, действия Заказчика могут быть оценены не иначе как противоречащие нормам Закона о закупках, так как подобные действия носят антиконкурентный характер, поскольку именно из-за действий Заказчика существенно затрудняется исполнение целей, установленных Законом о закупках.
В свою очередь, доводы Заказчика о желании подобными действиями предоставить участникам свободу выбора несостоятельны, так как фактически, как следует из Протокола, его действия приводят к противоположным результатам, лишь вводя в заблуждение потенциальных участников Закупки и возлагая необходимость предугадать действительную потребность Заказчика.
Соответственно, Комиссия усматривает нарушение Заказчиком положений пунктов 1 и 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, поскольку сама Документация не соответствует положениям действующего законодательства, сроки в проекте договора и техническом задании, указанные Заказчиком, вводят в заблуждение и приводят к необоснованному ограничению количества лиц, участвующих в Закупке.
Комиссия, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "АСПЕКТ" (ИНН:7734366403, ОГРН:1157746946653) на действия ГБУЗ "ПКБ N 1" (ИНН: 7726050389, ОГРН:1037726005514) при проведении Закупки обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 3, п. 4 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального Кодекса, в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 месяцев с даты его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 1-00-373/77-19 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
21.02.2019 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),
руководствуясь п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании решения Комиссии от 21.02.2019 по делу N 1-00-373/77-19,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
ГБУЗ "ПКБ N 1" (далее - Заказчик) устранить нарушения, допущенные при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку, монтаж и настройку оборудования цифровой АТС для нужд ГБУЗ "ПКБ N 1" (реестровый N 31907476749, далее - Закупка) а именно:
Заказчику отменить протоколы, составленные в ходе проведения Закупки.
Заказчику внести изменения в Документацию с учётом решения Комиссии от 21.02.2019 по делу N1-00-373/77-19.
Заказчику продлить срок приема заявок на участие в Закупке таким образом, чтобы он составлял не менее 10 (Десяти) рабочих дней с момента размещения информации о внесении изменений в Документацию до даты окончания приема заявок.
Заказчику разместить информацию о вышеуказанных изменениях в Единой информационной системе в сфере закупок zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Заказчику разместить в ЕИС информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Закупке, новой дате рассмотрения заявок на участие в Закупке и подведения итогов Закупки.
Заказчику исполнить настоящее предписание в срок до 10.06.2019.
Заказчику о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 17.06.2019 с приложением подтверждающих документов.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание:
1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 21 февраля 2019 г. N 1-00-373/77-19
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.05.2019