Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области ............, рассмотрев протокол и материалы дела N072/04/14.32-72/2019 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Благоустройство" (ИНН 7206032249, ОГРН 1067206035588, КПП 720601001, место нахождения: 626150 Тюменская область, город Тобольск, улица Сельская дом 4Б, дата регистрации: 17.03.2006 г.) (далее - ООО "Благоустройство", Общество) по факту нарушения антимонопольного законодательства, в присутствии законного представителя Общества - директора ООО "Благоустройство" Ч......., которому разъяснены права, предусмотренные ст. 25.1, 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
УСТАНОВИЛ:
Решением Комиссии Тюменского УФАС России от 19.11.2018 по делу N К18/10-11 о нарушении антимонопольного законодательства в действиях группы лиц в составе: ООО "Дорожник" (ИНН 7206034197) и ООО "Благоустройство" (ИНН 7206032249), а также в действиях МУП "Дорожно-эксплуатационный участок" (ИНН 7206024569) признано нарушение пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в заключении и реализации соглашения, которое привело к поддержанию цен на открытых аукционах, проводимых в электронной форме NN 0167300000817000300, 0167300000817000161, 0167300000816000813, 0167300000815000592, 0167300000817000058.
Комиссией были установлены следующие фактические обстоятельства дела о нарушении антимонопольного законодательства.
1. Комиссией установлены лица, в действиях которых имеется нарушение антимонопольного законодательства:
1. МУП "Дорожно-эксплуатационный участок" (далее также МУП "ДЭУ", ИНН 7206024569, юридический адрес: 626156, г. Тобольск, ул. Гагарина, 78, Р..... - генеральный директор, Комитет по управлению имуществом Администрации г. Тобольска - учредитель).
2. Группа лиц в составе:
1. ООО "Дорожник" (ИНН 7206034197, юридический адрес: 626153, г. Тобольск, переулок 2-й Вокзальный, дом 24 стр. 1, Ч... - директор, Ч....- учредитель, размер доли - 100%);
2. ООО "Благоустройство" (ИНН 7206032249, юридический адрес: 626150, г. Тобольск, ул. Сельская, д. 4б, Ч........ - директор, Ч......... - учредитель, размер доли - 100%).
Хозяйствующие субъекты МУП "Дорожно-эксплуатационный участок" и группа лиц в составе ООО "Дорожник" и ООО "Благоустройство" являются конкурентами, поскольку принимают совместное участие в электронных аукционах на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для муниципальных нужд и не подпадают под исключение, установленное п. 7 ст. 11 Закона о защите конкуренции, следовательно, на них распространяется запрет на заключение антиконкурентных соглашений.
2. Комиссией Тюменского УФАС России в совокупности выявлено 5 электронных аукционов, проведенных в 2015 - 2017 гг., с признаками антиконкурентного соглашения - картеля, целью которого являлось поддержание цен на торгах.
По результатам исследования состояния конкуренции при проведении 5 открытых аукционов в электронной форме было установлено:
1. Временной интервал исследования определен периодом с 20.11.2015 г. (дата начала подачи заявок) по 31.01.2019 г. (дата исполнения обязательств по государственному контракту).
2. Предмет торгов: выполнение работ по содержанию территорий и автомобильных дорог в г. Тобольске.
3. Состав хозяйствующих субъектов, участвовавших в торгах:
МУП "ДЭУ", ООО "Дорожник" и ООО "Благоустройство" которые в период проведения аукционов NN 0167300000817000300, 0167300000817000161, 0167300000816000813, 0167300000815000592, 0167300000817000058 являлись между собой конкурентами на выполнение работ по содержанию территорий и автомобильных дорог в г. Тобольске.
3. Комиссией в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства установлен электронный аукцион, при участии в котором ООО "Благоустройство" действовало согласованно с выказанными компаниями:
Электронный аукцион N 0167300000817000058 ЭА-041-17 на выполнение работ по озеленению пр.Менделеева, ул.Юбилейная, ул.Октябрьская, ул.Мельникова, устройство цветочного панно у автомобильного моста через р.Иртыш.
Согласно протоколу рассмотрения заявок от 03.04.2017 в установленный срок поступило, и было допущено к участию 6 заявок. Указанный протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе был размещен в сети Интернет на сайтах: http://roseltorg.ru, zakupki.gov.ru в день окончания рассмотрения заявок.
Согласно информации предоставленной АО "ЕЭТП" от указанных участников поступили заявки на участие в торгах:
Дата и время подачи заявки |
Наименование участника |
ИНН |
IP-адрес |
2017-03-27 16:36:01 |
МУП "ДЭУ" |
7206024569 |
5.141.238.103 |
2017-03-28 19:23:32 |
ИП Устарханова Саида Алиевна |
056001087286 |
5.141.219.181 |
2017-03-31 06:08:33 |
ООО ""Строитель"" |
7226004850 |
185.54.237.84 |
2017-03-31 07:15:40 |
ООО ""Благоустройство"" |
7206032249 |
5.141.236.111 |
2017-03-31 09:25:17 |
ИП Т...... |
026826113883 |
37.209.227.54 |
2017-03-31 14:41:06 |
ИП Ф....... |
020503994658 |
37.209.227.54 |
Начальная (максимальная) цена контракта составила 2 361 507,43 рублей.
Дата и время начала электронного аукциона: 06-04-2017 08:31:00 (по московскому времени)
Дата и время окончания аукциона: 06-04-2017 08:42:31 (по московскому времени)
Дата и время (МСК) |
Участник |
Предложение |
IP адрес |
08:32:31 |
МУП "ДЭУ" |
2 349 699.89 |
188.17.117.13 |
08:43:55 |
ООО ""Благоустройство"" |
2 349 699.89 |
188.17.117.13 |
08:49:39 |
ИП Т....... |
2 349 699.89 |
37.209.227.54 |
08:50:09 |
ИП Ф........ |
2 349 699.89 |
37.209.227.54 |
Результатом аукциона явилось снижение цены контракта на 11 807.54 рублей, что составляет 0,5 % от начальной максимальной цены контракта.
Анализ поведения участников аукциона МУП "ДЭУ" и ООО "Благоустройство" показывает, что после предложения МУП "ДЭУ" остальные участники делают аналогичные ценовые предложения, в связи с чем, снижения начальной максимальной цены не происходит ввиду отсутствия дальнейшего торга. В результате победителем аукциона становится МУП "ДЭУ" предложение о цене контракта которого, поступило ранее предложений ООО ""Благоустройство"".
Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии между ними договоренности о заранее определенном победителе и поддержании цены контракта для заключения его по максимальной цене. По результатам рассмотрения вторых частей, все заявки были признаны соответствующими обязательным требованиям.
Согласно протоколу от 06.04.2017 победителем открытого аукциона в электронной форме признано МУП "ДЭУ" по цене контракта 2 349 699.89 рублей.
О заключении антиконкурентного соглашения также свидетельствует тот факт, что ценовые предложения указанных компаний были поданы с одного IP-адреса.
Вместе с тем установлено, что, участвуя в аукционах, при наличии других участников, компании активно торгуются, существенно снижая цену контракта.
Так, участвуя в электронном аукционе N 0167300000817000239 на выполнение работ по содержанию скверов, при начальной (максимальной) цене контракта - 6 158 774,26 руб., ООО "Благоустройство" предложило цену контракта в размере 3 910 821,75 руб. (снижение 46,5%), участвуя в аукционе N 0167300000817000373 при начальной (максимальной) цене контракта - 4 136 505,66 руб., ООО "Дорожник" предложило цену контракта в размере 2 883 144,43 руб. (снижение 30,3%), а участвуя в аукционе N 0167300000816000347 на выполнение работ по озеленению пр. Менделеева, ул.Юбилейная, ул.Октябрьская, ул.Мельникова, устройство цветочного панно у автомобильного моста через р.Иртыш, при начальной максимальной цене контракта 2 361 507,43 руб., МУП "ДЭУ" предложило цену контракта в размере 1 995 473,69 руб. (снижение 15,5%).
Таким образом, установлено, что принимая участие в электронных аукционах, когда другие участники, кроме МУП "ДЭУ", ООО "Благоустройство", ООО "Дорожник" не делают ценовых предложений, указанные общества между собой не торгуются, а лишь создают видимость конкурентной борьбы с целью поддержания цены, а при наличии других участников, активно торгуются, существенно снижая цену контракта.
4. Комиссия установила, что действия компаний при участии в обозначенных выше электронных аукционах, не соответствуют принципу добросовестности, являются проявлением монополистической деятельности, а также являются следствием заключенного между ними картельного соглашения, направленного на поддержание цен на торгах. Доказательством тому служат следующие обстоятельства.
Единая стратегия поведения
Участвуя в электронных аукционах NN 0167300000817000300, 0167300000817000161, 0167300000816000813, 0167300000815000592, 0167300000817000058 совместно, компании действуют по одной схеме: при наличии двух участников электронных аукционов (МУП "ДЭУ" и ООО "Дорожник", либо МУП "ДЭУ" и ООО "Благоустройство") "компания-победитель" (МУП "ДЭУ") делает один шаг в ходе торгов (снижение 0,5%), при этом другим участником (ООО "Дорожник" или ООО "Благоустройство") снижение цены не предлагается, напротив, предлагается цена равная, либо выше предложенной МУП "ДЭУ".
Таким образом, после ценового предложения "компании-победителя", "компания-статист" отказывается от конкурентной борьбы в пользу заранее определенной на роль победителя компании. Отказ "компании-статиста" от подачи соответствующего ценового предложения свидетельствует об имеющейся договоренности, поскольку подобные действия схожи с заранее оговоренными действиями в интересах друг друга по достижению единых целей.
Таким образом, одно из указанных выше лиц принимает участие в торгах лишь номинально, с целью имитации конкуренции.
Использование единой инфраструктуры
В ходе анализа свойств файлов установлено, что создание и изменение файлов заявок на участие в аукционах производились практически одновременно одним и тем же пользователем с использованием единой инфраструктуры, содержание и форма заполнения первых частей заявок на участие в указанных электронных аукционах МУП "ДЭУ", ООО "Дорожник" и ООО "Благоустройство" идентичны, в качестве автора файлов указаны одни и те же наименования - "shiraza" изменения вносились пользователями - "1", "GLAVBUH".
В ходе изучения информации, представленной ЭТП, установлено, что компании совершали юридически значимые действия - подача заявок, подача ценовых предложений, используя единую инфраструктуру, включающую не только одинаковые IP-адреса, но и места фактического расположения, компьютерную технику и т.д.
IP-адрес является персональным идентификатором абонента, с которым заключается возмездный договор об оказании телематических услуг, присвоение одного IP-адреса нескольким абонентам исключено.
Исходя из информации, представленной ПАО "Ростелеком" по запросу Тюменского УФАС России, IP-адреса 31.163.42.239, 90.151.93.142, 178.46.31.201, 188.18.205.236, 178.47.175.151 с которых участники соглашения подавали заявки и ценовые предложения, выделены МУП "ДЭУ" по адресу: г. Тобольск, ул. Гагарина, 78.
Таким образом, действия по подаче заявок и ценовых предложений на участие в аукционах от имени всех участников совершались по юридическому адресу МУП "ДЭУ", а, следовательно, с использованием оборудования принадлежащего МУП "ДЭУ".
Наличие между участниками Соглашения договорных отношений и устойчивых связей
Согласно представленным Западно-Сибирский банк ПАО "Сбербанк" выпискам по операциям, между МУП "ДЭУ" и ООО "Дорожник" за исследованный период с 01.01.2015 по настоящее время, имеются договоры по зимнему содержанию автодорог в нагорной части г.Тобольска (доп. работы) договор 5/17 от 13.10.2017 г., договоры на выполнение работ по содержанию 4,6,7,7а, мкр. Иртышский, Менделеево.
Также между счетами указанных хозяйствующих субъектов МУП "ДЭУ", ООО "Дорожник" и ООО "Благоустройство" имеются неоднократные переводы денежных средств - оплата по счетам за оказание коммунальных услуг, оплата за аренду автотранспортных средств, оплата за поставку запасных частей, оплата по договору займа и иные платежи.
Установлено, что в период проведения рассматриваемых электронных аукционов, директором МУП "ДЭУ" являлся Чоботарев Александр Сергеевич, который приходится отцом директору ООО "Дорожник" Чоботареву Андрею Александровичу, а также приходится отцом директору ООО "Благоустройство" Чоботареву Сергею Александровичу.
Из пояснений директора МУП "ДЭУ" Решетникова Геннадия Юрьевича, следует, что вся хозяйственная деятельность осуществлялась под руководством директора предприятия Чоботарева А.С. и главного бухгалтера Афанасьева Д.В. которые в настоящий момент уволены на основании приказов от 15.12.2017 и 26.01.2018 гг. соответственно. Директор МУП "ДЭУ" в своих пояснениях также указал, что до момента вступления его в должность, действия по участию в торгах осуществлялись Афанасьевым Д.В., который в период с 03.06.2013 по настоящее время занимает должность главного бухгалтера в ООО "Дорожник".
Таким образом, во время проведения электронных аукционов, компании ООО "Дорожник" и ООО "Благоустройство" имели прочные взаимосвязи с МУП "Дорожно-эксплуатационный участок", что является исключающим фактором добросовестного конкурентного поведения при их совместном участии в электронных аукционах, в борьбе за право заключения государственных контрактов.
На основании вышеизложенного, заключение между МУП "ДЭУ", ООО "Дорожник" и ООО "Благоустройство" картельного соглашения обусловлено следующими обстоятельствами:
1. Вышеуказанные хозяйствующие субъекты являются конкурентами, поскольку принимают совместное участие в электронных аукционах на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для муниципальных нужд.
2. При совместном участии МУП "ДЭУ", ООО "Дорожник" и ООО "Благоустройство" в электронных аукционах, происходит минимальное снижение начальной максимальной цены контракта, что обусловлено отсутствием торга между указанными компаниями.
3. Во всех рассматриваемых электронных аукционах победителем является одно и то же, заранее определенное на роль победителя лицо - МУП "ДЭУ". Остальными участниками торгов не ведется какой-либо борьбы за заключение государственных контрактов.
4. Для участия в вышеуказанных аукционах, участники используют единую инфраструктуру. IP-адрес является персональным идентификатором абонента, с которым заключается возмездный договор об оказании телематических услуг, присвоение одного IP-адреса нескольким абонентам исключено;
5. Между участниками соглашения имеются договоры субподряда, договоры аренды нежилых помещений, договоры аренды легковых автомобилей, договоры поставки, выполнения работ действующие в период их участия в электронных аукционах в качестве хозяйствующих субъектов - конкурентов;
6. Заявки участников являются идентичными по оформлению, изготовлены практически одновременно на одном компьютере, создаются и изменяются под одной учетной записью;
7. При участии в иных аукционах и при наличии других участников ООО "Дорожник", ООО "Благоустройство", МУП "ДЭУ" активно торгуются, существенно снижая начальную максимальную цену контракта;
8. Фактически офисы МУП "ДЭУ", ООО "Дорожник" и ООО "Благоустройство" располагаются по одному и тому же адресу;
9. Сотрудник МУП "ДЭУ" в период проведения рассматриваемых электронных аукционов, являлся одновременно сотрудником ООО "Дорожник" занимая при этом аналогичную должность;
10. Между должностными лицами компаний МУП "ДЭУ" и ООО "Дорожник", ООО "Благоустройство" в период проведения рассматриваемых аукционов имелись прямые родственные связи.
Совокупность всех установленных фактов, свидетельствует о нарушении ООО "Благоустройство" запретов, установленных п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции.
Факт нарушения п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции установлен решением Комиссии Тюменского УФАС России от 19.11.2018 г. по делу N К18/10-11 о нарушении антимонопольного законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Закона о защите конкуренции, за нарушение антимонопольного законодательства, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1.2 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.9, 14.31, 14.31.1-14.33 настоящего Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 14.32 КоАП РФ, заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, если такое соглашение приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах, либо заключение недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такое соглашение имеет своей целью либо приводит или может привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, либо участие в них
- влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от одной десятой до одной второй начальной стоимости предмета торгов, но не более одной двадцать пятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.
Субъектом административного правонарушения по настоящему делу об административном правонарушении является общество с ограниченной ответственностью "Благоустройство".
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина Общества заключается в том, что оно нарушило установленные Законом о защите конкуренции запреты на заключение ограничивающих конкуренцию и недопустимых в соответствие с антимонопольным законодательством соглашений при наличии у него объективной возможности воздержаться от совершения таких действий.
Каких-либо сведений и доказательств того, что лицом, привлекаемым к административной ответственности, были предприняты все меры по соблюдению вышеуказанных запретов либо о невозможности соблюдения требований антимонопольного законодательства, не установлено.
Место совершения правонарушения, установленное материалами дела: г. Тобольск.
Время совершения правонарушения:
- 2017 год.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, при рассмотрении дела не установлено.
В соответствии с ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность учтено:
- добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность не установлено.
Совершенное административное правонарушение не является малозначительным, так как данное правонарушение существенно посягает на охраняемые отношения в сфере осуществления предпринимательской деятельности и защиты конкуренции.
Общественная опасность правонарушения выражается в создании угрозы причинения вреда. Данная норма направлена на защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц, общества и государства от неправомерных действий хозяйствующих субъектов, заключающих ограничивающие конкуренцию соглашения. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении лица, привлекаемого к административной ответственности, к исполнению требований антимонопольного законодательства.
В рассматриваемом случае правонарушение посягает на установленные законом запреты на заключение ограничивающих конкуренцию и недопустимых в соответствие с антимонопольным законодательством соглашений, соблюдение которых является обязанностью каждого хозяйствующего субъекта при участии на торгах, в связи с этим, вменяемое правонарушение не может быть признано малозначительным.
Таким образом, материалами дела доказано событие административного правонарушения, совершение его ООО "Благоустройство", его вина, а также наличие всех необходимых оснований для привлечения к административной ответственности на основании части 2 статьи 14.32 КоАП РФ.
Срок привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
Санкция ч. 2 ст. 14.32 КоАП РФ предусматривает административное наказание в виде административного штрафа на юридических лиц - от одной десятой до одной второй начальной стоимости предмета торгов, но не более одной двадцать пятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.
В целях исчисления размера административного штрафа за нарушение части 2 статьи 14.32 КоАП РФ применяется пункт 4 примечания к статье 14.31 КоАП РФ, закрепляющий методику расчета штрафа.
С учетом изложенного, расчёт административного штрафа произведен следующим образом:
Начальная стоимость предмета торгов - 2 361 507 руб. 43 коп.
Минимальный штраф - 236150 руб. 74 коп.
Максимальный штраф - 1180753 руб. 72 коп.
Административный штраф (среднее значение) - 708452 руб. 23 коп.
Шаг 1/8 составляет - 118075 руб. 37 коп. (смягчающие/отягчающие обстоятельства).
Согласно полученным в ходе рассмотрения дела документам и сведениям, совокупный размер суммы выручки ООО "Благоустройство" от реализации всех товаров (работ, услуг) за 2017 год составил 6 905 000 руб. 00 коп.
Одна двадцать пятая совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) составляет 276 200 руб. 00 коп.
Таким образом, поскольку размер административного штрафа, рассчитанный согласно пункту 4 примечания к статье 14.31 КоАП РФ, более одной двадцать пятой совокупного размера суммы выручки ООО "Благоустройство" от реализации всех товаров (услуг), административный штраф, подлежащий наложению на Общество, составляет 276 200 руб. 00 коп.
Учитывая характер допущенного правонарушения, его масштаб, принимая во внимание имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, руководствуясь статьями 2.1, 2.10, 4.1, 4.2, 4.3, частью 1 статьи 14.32, статьями 23.48, 24.5, 29.9 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать общество с ограниченной ответственностью "Благоустройство" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 276 200 (двести семьдесят шесть тысяч двести) рублей 00 копеек.
Заместитель руководителя управления
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 25 марта 2019 г. N 072/04/14.32-72/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 04.03.2019