по результатам рассмотрения жалобы
23 апреля 2019 года г. Ижевск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии: <_> - заместитель руководителя Удмуртского УФАС России;
члены Комиссии: <_> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, <_> - специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден;
а заседании Комиссии 26.03.2019 в присутствии:
представителей Заказчика - АО "Удмуртское автодорожное предприятие" (далее - Заказчик): <_> (доверенность от 01.02.2019);
представителя Уполномоченного учреждения - ГКУ УР "Региональный центр закупок Удмуртской Республики" (далее - Уполномоченное учреждение): <_> (доверенность от 09.01.2019);
в отсутствие представителя Заявителя - ООО "Группа компаний "Волжские нефтепродукты" (далее - Заявитель): уведомлен надлежащим образом (исх. N АА 01-17-05/2642э от 16.04.2019);
рассмотрев дело N 018/07/18.1-237/2019 по жалобе ООО "Группа компаний "Волжские нефтепродукты" на действия Заказчика - АО "Удмуртское автодорожное предприятие" при проведении запроса предложений в электронной форме N 118 "Поставка адгезионной добавки для нужд АО "Удмуртавтодор" (номер извещения в Единой информационной системе в сфере закупок - 31907634671, далее - Закупка),
у с т а н о в и л а:
01.04.2019 в Нижегородское УФАС России поступила жалоба Заявителя, которая передана по подведомственности в Удмуртское УФАС России (вх. N 2751э от 12.04.2019). По мнению Заявителя, Заказчик нарушает пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункт 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, создавая преимущество производителю товара ООО "Уралхимпласт-Амдор", так как условия пунктов 12, 13 Закупочной документации необоснованно ограничивают конкуренцию по отношению к другим участниками Закупки. Заявитель указывает, что Заказчик неправомерно установил в закупочной документации критерий оценки "производитель закупаемого товара": при предложении к поставке товара производителя ООО "Уралхимпласт-Амдор" участник получает 90 баллов, при предложении к поставке товара иного производителя - 10 баллов, что по мнению Заявителя, создает преимущественное условие ООО "Уралхимпласт-Амдор" и необоснованно ограничивает количество участников закупки, что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
На заседание Комиссии представитель Заказчика и Уполномоченного учреждения с доводами жалобы не согласились, считают ее необоснованной. Пояснили, что установленные в закупочной документации критерии оценки не влияют на возможность подачи заявки для участия в Закупке. Требования к товару обусловлены потребностью Заказчика в поставке качественного товара. Также подтвердили, что Заявитель подавал заявку на участие в закупке, предложенный в его заявке товар соответствовал требованиям закупочной документации, и по итогам осуществления оценки его заявка заняла второе место.
В силу пункта 1 части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях: осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
В качестве обоснования своего довода Заявитель указывает на нарушение Заказчиком принципа равноправия, справедливости, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, установленного в пункте 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
В соответствии с частью 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.
Комиссия Удмуртского УФАС России, рассмотрев жалобу Заявителя, письменные и устные пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы установила следующее.
13.03.2019 Уполномоченное учреждение разместило в ЕИС извещение и закупочную документацию о проведении запроса предложений в электронной форме. Начальная (максимальная) цена договора 2 025 000,00 рублей.
Согласно протоколу рассмотрения заявок по запросу предложений 31907634671-01 от 26.03.2019 для участия в закупке было подано 3 заявки: ООО "Уралхимпласт-Амдор", ООО "НПП "Химспецснаб", ООО "Группа компаний "Волжские нефтепродукты". Все заявки признаны соответствующими требованиям Закупочной документации. Ценовые предложения, результаты оценки по критериям и занятое место отражены в следующей таблице:
Участник |
Ценовое предложение |
результаты оценки по критериям |
занятое место |
ООО "Уралхимпласт-Амдор" |
2 025 000,00 |
80,90 |
1 |
ООО "Группа компаний "Волжские нефтепродукты" |
1 559 745,00 |
73,00 |
2 |
ООО "НПП "Химспецснаб" |
1 635 000,00 |
69,50 |
3 |
Победителем Закупки признан участник ООО "Уралхимпласт-Амдор", с которым 09.04.2019 заключен договор поставки N397 по цене 2 025 000,00 рублей.
1. Рассмотрев довод Заявителя о нарушении Заказчиком пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, Комиссия Удмуртского УФАС России считает его обоснованным в связи со следующим.
В пункте 12 Закупочной документации указаны критерии оценки и сопоставления предложений, коэффициент значимости:
Значимость критериев определяется в процентах и составляет:
1) Производитель закупаемого товара - 30 (Тридцать) %;
2) Цена договора - 70 (Семьдесят) %.
В пункте 13 Закупочной документации определен порядок оценки и сопоставления предложений:
1) Количество баллов, присуждаемых по критерию оценки "Производитель товара" (Пi), определяется в следующем порядке:
в случае если Пi - производитель - ООО "Уралхимпласт-Амдор" - 90 балл;
в случае если Пi - иной производитель - 10 баллов,
где:
Пi - предложение участника закупки, предложение которого оценивается
Для получения итоговой оценки конкурсной заявки по критерию "Нефтеперерабатывающие заводы" осуществляется расчет такой оценки путем умножения количества баллов на коэффициент значимости, равный значимости в процентах критерия "Нефтеперерабатывающие заводы" деленной на сто процентов.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Закупочная деятельность Заказчика регулируется Положением о закупке товаров, работ, услуг акционерным общества "Удмуртское автодорожное предприятие", утвержденным Решением Совета Директоров АО "Удмуртавтодор" от "19" октября 2018 г. за N01 (далее - Положение о закупках).
В соответствии с пунктом 4.7 части 4 Положения о закупках Запрос предложений проводится в случае, если для определения победителя закупаемые товары, работы, услуги необходимо сравнить по ценовым и неценовым (качественным, квалификационным) критериям в совокупности. Запрос предложений проводится с целью обеспечить срочные, неотложные нужды Заказчика.
Согласно подпункту 4 пункта 7.1 части 7 Положения о закупках заказчик при подготовке и проведении закупки осуществляет следующие действия: определение требований к участникам конкретной закупки и перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки этим требованиям, а также критерии и порядок оценки и сопоставления заявок в соответствии с Положением.
Согласно пункту 25 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ПП РФ N1085) к "качественным" характеристикам объекта закупки, как показателю нестоимостного критерия оценки могут относиться: качество товаров (качество работ, качество услуг), функциональные, потребительские свойства товара, соответствие экологическим нормам.
Согласно пункту 27 ПП РФ N1085 к "квалификационным" характеристикам участников закупки, как показателю нестоимостного критерия оценки могут относиться: наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
С учетом вышеизложенного, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о том, что нестоимостной критерий оценки, установленный в Закупочной документации "Производитель закупаемого товара", в отношении которого не будет оцениваться ни качество предложенного товара, ни квалификация участника закупки не относится ни к качественным, ни к квалификационным критериям оценки, следовательно, в нарушение пункта 4.7 части 4, подпункта 4 пункта 7.1 части 7 Положения о закупках не может быть установлен в качестве нестоимостного критерия оценки.
При таких обстоятельствах, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о том, что действия Заказчика, установившего оценочный критерий "Производитель закупаемого товара" не в соответствии с требованиями Положения о закупках, привели к предоставлению необоснованного преимущества производителю товара ООО "Уралхимпласт-Амдор" над иными производителями, что является нарушением принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, указанный в пункте 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
2. Комиссия Удмуртского УФАС России также соглашается с доводом Заявителя о наличии в действиях Заказчика нарушения предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.
Согласно части 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции положения части 1 статьи 17 распространяются в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
В Приложении N1 Закупочной документации содержатся качественные и функциональные требования к товару:
N п/п |
Наименование товара |
Требование и характеристики товара |
1 |
Добавка адгезионная для асфальтобетонной смеси Амдор-12 либо аналог |
Внешний вид, цвет: вязкая жидкость от светло-коричневого до темно-коричневого цвета. Сцепление с минеральным материалом битума, для обеспечения адгезии не хуже контрольного образца N2 по ГОСТ 11508; не ниже 4 баллов по ГОСТ 12801, п. 28, содержащего добавку менее 0,7% от массы битума. Кислотное число, мг КОН/г продукта, менее 11. Температура потери текучести, оС, менее 10. Плотность при 20оС, г/см3, менее 0,99. Температура вспышки, оС, более 160. Температура воспламенения, оС, более 255. Температура самовоспламенения, оС, более 330. Химическая природа продукта конденсации полиаминов и высших жирных кислот - имидазолины. |
Рассмотрев заявку, поданную ООО "Группа компаний "Волжские нефтепродукты", Комиссия Удмуртского УФАС России установила, что к поставке предложен товар - добавка адгезионная для асфальтобетонной смеси Азол 1003 марки В, производитель ОАО "Котласский химический завод" со следующими качественными и функциональными показателями:
Внешний вид, цвет: текучая масса темно-коричневого цвета.
Сцепление с минеральным материалом битума, для обеспечения адгезии контрольного образца N2 по ГОСТ 11508; 5 баллов по ГОСТ 12801, п. 28, содержащего добавку 0,6% от массы битума.
Кислотное число, мг КОН/г продукта, 10.
Температура потери текучести, оС, 9.
Плотность при 20оС, г/см3, 0,98.
Температура вспышки, оС, 165.
Температура воспламенения, оС, 300.
Температура самовоспламенения, оС, 340.
Химическая природа продукта конденсации полиаминов и высших жирных кислот - имидазолины".
Таким образом, Комиссия установила, что предложенный товар производства ОАО "Котласский химический завод" по качественным и функциональным показателям также удовлетворяет потребность Заказчика.
ООО "Группа компаний "Волжские нефтепродукты" снизило начальную (максимальную) цену договора на 22,98%.
В заявке победителя Закупки, содержалось предложение о поставке товара производства ООО "Уралхимпласт-Амдор" по начальной (максимальной) цене договора.
Рынок по осуществлению поставки адгезионной добавки для нужд АО "Удмуртавтодор" является конкурентным, поскольку на участие в закупке было подано 3 заявки от участников закупки: ООО "Уралхимпласт-Амдор", ООО "НПП "Химспецснаб", ООО "Группа компаний "Волжские нефтепродукты".
В связи с тем, что Заказчик установил в Закупочной документации критерий оценки "Производитель закупаемого товара" и порядок расчета количества баллов с нарушением требований пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и пункта 4.7 части 4, подпункта 4 пункта 7.1 части 7 Положения о закупках, вне зависимости от качественных показателей товара, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о том, что участнику закупки, одновременно являющегося производителем поставляемого товара ООО "Уралхимпласт-Амдор" было создано преимущественное условие участия в торгах, обеспечившее ему безусловную победу и заключение договора по наивысшей предложенной цене, что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
С учетом того, что по итогам проведения Закупки между сторонами был заключен договор, у Комиссии Удмуртского УФАС России отсутствуют основания для выдачи предписания об устранении выявленных нарушений.
Руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров,
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Группа компаний "Волжские нефтепродукты" на действия Заказчика - АО "Удмуртское автодорожное предприятие" при проведении запроса предложений в электронной форме N 118 "Поставка адгезионной добавки для нужд АО "Удмуртавтодор" (номер извещения в Единой информационной системе в сфере закупок - 31907634671) обоснованной.
2. Признать Заказчика - АО "Удмуртское автодорожное предприятие" нарушившим пункт 4.7 части 4, подпункт 4 пункта 7.1 части 7 Положения о закупках, пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункт 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для решения вопроса об обращении с иском в суд о признании запроса предложений в электронной форме N 118 "Поставка адгезионной добавки для нужд АО "Удмуртавтодор" (номер извещения в Единой информационной системе в сфере закупок - 31907634671) и заключенного по результатам такой закупки сделки недействительной.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председатель Комиссии |
___________ <_> |
Члены Комиссии |
____________ <_> |
|
____________ <_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 26 апреля 2019 г. N 018/07/18.1-237/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 26.04.2019