изготовлено в полном объеме "23" апреля 2019 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции", в составе:
<...> - заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республики Саха (Якутия), председателя Комиссии;
<...>- главного государственного инспектора отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия);
<...> - старшего государственного инспектора отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республики Саха (Якутия), члена комиссии,
Заявитель <...> представитель и заявитель не явился, надлежащим образом были уведомлены.
От ответчика: АО "Алмазы Анабара" представитель <...> по доверенности N04/с-1582 от 29.12.2019 г., представитель <...> по доверенности N04/с-1641 от 16.04.2019 г.
рассмотрев жалобу от 11.04.2019 г. вх. N3314<...> на действия АО "Алмазы Анабара" (ОГРН 1041400254950 ИНН 1435152770) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на оказание услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом (Извещение N31907712210 на официальном сайте http://www.zakupki.gov.ru),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба от 11.04.2019 г. (вх. N3314)<...> (далее - Заявитель) на действия Акционерного общества "Алмазы Анабара" (далее - Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на оказание услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом (Извещение N31907712210 на официальном сайте http://www.zakupki.gov.ru)
Заявитель в жалобе указал следующие доводы:
"Согласно опубликованной АО "Алмазы Анабара" закупочной процедуры "оказание услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом" номер извещения N31907712210, место оказания услуг: РС(Я), Булунский улус, база Приленск - участок Верхнее Молодо, АО "Алмазы Анабара".
В техническом задании документации о закупочной процедуре предъявлены следующие требования к Участникам:
-Наличие в собственности или в аренде (лизинге) автомобильной и специальной техники для прохождения технической квалификации с колесной формулой 6х6 в количестве не менее 6 единиц с единовременной загрузкой не менее 150 тонн. Автомобили должны быть оборудованы полуприцепами грузоподъёмностью не менее 25 тн, обязательное минимальное количество транспортных средств в собственности составляет 3 единицы - (ТС+ППР).
(Подтверждается приложением копий ПТС, договоров аренды, заверенных руководителем Участника закупочных процедур (при наличии арендованной техники)).
-опыт работы по перевозке грузов (ТМЦ) по некатегорийным сезонным автомобильным дорогам в условиях Крайнего Севера и приравненных к ним территориям, за последние три года с суммарным объемом не менее 2 000 тонн (подтверждается копиями договоров, актами выполненных работ).
Рассмотрев конкурсную документацию и техническое задание предъявляемое к Участникам закупочной процедуры, АО "Алмазы Анабара" установлены ограничения к Участникам, нарушающие требования конкуренции в области закупок установленных Федеральным Законом-223 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", в частности:
-у Участников торгов, должно быть "обязательное минимальное количество транспортных средств в собственности составляет 3 единицы - (ТС+ППР)".
Наша организация имеет достаточное количество сил и средств для исполнения обязательства по этой закупочной процедуре, транспортные средства находятся в форме аренды и лизинга у частных лиц, работающих в нашей организации. Для малого предпринимательства данный вид взаимоотношений по переоформлении права на транспортные средства являются с финансовой стороны более выгодными".
АО "Алмазы Анабара" представили письменное возражение (вх.N3641 от 18.04.2019 г.) в котором просит признать жалобу необоснованной.
Уведомлением о поступлении жалобы и о приостановлении заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу рассмотрение жалобы было назначено на "18" апреля 2019 г. в 15 час. 00 мин.
Комиссия УФАС по РС (Я) по рассмотрению жалобы, изучив материалы дела и доказательства, приходит к следующим выводам:
Согласно части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Нормы Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" являются специальными по отношению к закону о защите конкуренции.
Таким образом, ст. 18.1 Закона о защите конкуренции регламентирует лишь порядок действий антимонопольного органа (процедуру) при рассмотрении жалоб участников закупок, осуществляемых в соответствии с Законом N 223-ФЗ, но не определяет основания компетенции (полномочия) антимонопольного органа. Эти основания установлены в ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, согласно которой антимонопольные органы рассматривают жалобы участников закупки на действия (бездействие) заказчика в определенных случаях.
В соответствии с ч.10 ст.3 Закона о закупках, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с ч.1 ст.2 Федерального закона от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Таким образом, жалоба <...> рассматривалась в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
31.03.2019 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru было размещено извещение N31907712210 о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на оказание услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом.
Организатором закупки является АО "Алмазы Анабара".
Адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": http://roseltorg.ru ;
Дата начала срока подачи заявок: 31.03.2019 (МСК+6);
Дата и время окончания подачи заявок: 12.04.2019 в 12 ч. 00 м. (МСК+6);
Дата подведения итогов: 14.05.2019 (МСК+6);
Место подведения итогов: через электронную торговую площадку ЕЭТП Росэлторг;
Предмет закупки: оказание услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом;
Начальная (максимальная) цена договора: 17 902 183,20 рублей;
Способ размещения закупки: конкурс в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.
Из жалобы Заявителя следует, в техническом задании документации о закупочной процедуре предъявлены следующие требования к Участникам:
- наличие в собственности или в аренде (лизинге) автомобильной и специальной техники для прохождения технической квалификации с колесной формулой 6х6 в количестве не менее 6 единиц с единовременной загрузкой не менее 150 тонн. Автомобили должны быть оборудованы полуприцепами грузоподъёмностью не менее 25 тн, обязательное минимальное количество транспортных средств в собственности составляет 3 единицы - (ТС+ППР).
Согласно вышеуказанному требованию, обязательное минимальное количество транспортных средств в собственности составляет 3 единицы, существенно ограничивает количество участников конкурса в электронной форме, так как наличие данного требования не влияет на качественное исполнение договора перевозки грузов автотранспортом.
Исходя из вышеуказанного, Заказчик при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на оказание услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом, необоснованно ограничил конкуренцию по отношению к участникам закупки.
Таким образом, Комиссия Якутского УФАС России пришла к выводу о том, что указанные действия АО "Алмазы Анабара" противоречит подпункту 2 пункта 2.2 Положения о закупках и нарушает пункт 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Согласно пункту 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
С учетом выявленных нарушений при проведении конкурса в электронной форме, Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений процедуры проведения торгов.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции", на основании вышеизложенного, руководствуясь ст.23, ст. 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции",
РЕШИЛА:
Признать жалобу <...> на действия АО "Алмазы Анабара" (ОГРН 1041400254950 ИНН 1435152770) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на оказание услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом - обоснованной;
Признать АО "Алмазы Анабара" нарушившим п. 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц";
Выдать предписание об исполнении действий, направленные на устранение нарушений порядка организации и проведения закупки;
Передать материалы рассмотренной жалобы уполномоченному должностному лицу отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 18 апреля 2019 г. N 014/07/3-159/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 23.04.2019