Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия антимонопольного органа, Комиссия Пермского УФАС России) в составе:
Заместитель Председателя Комиссии:
Хаснуллин Н.А., заместитель руководителя Управления;
Члены комиссии:
Костюк А.В., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов;
Раев М.А., специалист-эксперт отдела контроля в сфере строительства,
при участии представителей:
ООО "Остек студио" - <_> (по доверенности);
АО "Тестрон" - неявка, извещены;
ПАО "НПО "Искра" - <_> (по доверенности),
рассмотрев жалобы ООО "Остек студио" (ИНН: 7816205799) (вх. N 001455), АО "Ассоциация научно-технического сотрудничества "Тестрон" (вх. N 001454) (далее - заявители) на действия ПАО "НПО "Искра" (ИНН: 5907001774); Закупочной комиссии ПАО "НПО "Искра" (далее - заказчик, закупочная комиссия) при организации и проведении Открытого запроса предложений в электронной форме на Поставку рентгеновского стационарного аппарата типа iXRS-320 c рентгеновской трубкой МХР-320/26 или эквиваленты. (извещение N 31807350773, опубликовано на официальном сайте РФ в сети "Интернет" для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) (далее - торги, закупка),
УСТАНОВИЛА:
07.02.2019 г. в Пермское УФАС России поступили жалобы заявителей, в которых указано на неправомерное отклонение заявок участников по причине указания ставки НДС в размере 20%; также в жалобе ООО "Остек студио" указано на неправомерное отклонение заявки по причине представления в составе заявки товара, не отвечающего параметрам эквивалентности.
Заказчик с доводами жалобы не согласен, представил письменный отзыв на жалобу и необходимые для рассмотрения жалобы документы, ссылается на отсутствие каких-либо нарушений при организации и проведении закупки.
Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
Общие принципы и основные требования к проведению закупок товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
Согласно ч. 5 ст. 3 Закона о закупках, Участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.
В силу ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;
3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
В силу ч. 13 ст. 3 Закона о закупках, рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.
Таким образом, полномочия антимонопольного органа по принятию мер реагирования в отношении закупок, осуществляемых в рамках Закона о закупках, ограничены.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
2. При проведении рассматриваемого конкурса, Заказчик руководствовался Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" (далее - Положение) и размещенной документацией о закупке (далее - Документация).
Извещение о проведении закупки опубликовано на официальном сайте 24.12.2019 г., дата окончания приема заявок - 10.01.2019, дата рассмотрения заявок и подведения итогов закупки - 11.01.2019 г.
На момент рассмотрения настоящих жалоб, договор по результатам закупки не заключен.
Согласно протоколу рассмотрения заявок по указанной закупке (датирован 29.01.2019), заявка АО "Тестрон" была отклонена на основании подпункта 14.8.5(1) Положения о закупке ГК "Роскосмос" - нарушение требований документации о закупке к содержанию и оформлению заявки Nп/п 31 (п.2.13 Заполненная форма заявки участника процедуры закупки, установленной формы ПАО НПО "Искра" лист N2 не соответствует требованиям документации о закупке); заявка ООО "Остек студио" отклонена на основании подпунктов 14.8.5(1) Положения о закупке ГК "Роскосмос" - нарушение требований документации о закупке к содержанию и оформлению заявки Nп/п 31 (п.2.13 Заполненная форма заявки участника процедуры закупки, установленной формы ПАО НПО "Искра" лист N2 не соответствует требованиям документации о закупке) и 14.8.5(3) Положения о закупке ГК "Роскосмос" - несоответствие предлагаемой продукции параметрам эквивалентности (Приложение N4 к документации о закупке), установленным в документации о закупке.
Проанализировав доводы жалобы, возражения заказчика, иные документы, представленные в материалы дела, а также положения действующего законодательства, регламентирующего закупочную деятельность, Комиссия Пермского УФАС России приходит к выводу о признании доводов жалобы заявителей обоснованными в виду следующего.
Согласно п. 14.8.5. Положения, Закупочная комиссия отклоняет заявку участника процедуры закупки, в том числе, в случаях:
(1) непредставление в составе заявки документов и сведений, предусмотренных документацией о закупке; нарушение требований документации о закупке к содержанию и оформлению заявки;
(3) несоответствия предлагаемой продукции или условий исполнения договора требованиям, установленным в документации о закупке.
Согласно п. 31 Документации "Требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке", Участник процедуры закупки в обязательном порядке должен заполнить форму заявки (два листа), установленную Заказчиком, с заполнением всех пунктов на листе N1 и на листе N2. _ Категорически запрещается изменять, дополнять, корректировать форму заявки участника процедуры, установленную Заказчиком.
Таблица N 1 к документации содержит сведения, в том числе, о наименовании товара, требуемого к поставке, начальной (максимальной) цене за ед. измерения без НДС, а также с НДС. Ставка НДС, указанная Заказчиком - 18%.
В форме заявки, установленной на листе N 2 (приложение к документации), имеется графа "Ставка НДС участника процедуры в %", которая подлежит заполнению участниками закупки самостоятельно.
Заявки АО "Тестрон" и ООО "Остек студио" были оформлены, согласно установленным Заказчиком формам и содержали указание ставки НДС в размере 20 %.
Извещение о проведении закупки размещено заказчиком 24.12.2018 г., датой окончания подачи заявок Заказчик установил: 10.01.2019 г., в свою очередь, дата подведения итогов: 11.01.2019 г. Таким образом, процедура закупки, начатая Заказчиком в конце 2018 года, должна быть завершена в начале 2019 года, в следствии чего договор по результатам такой закупки должен быть заключен и исполнен в 2019 году. То есть, проведение конкурентной процедуры приходится на переходный период, связанный с изменением ставки НДС.
01.01.2019 г. вступили в силу положения Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 303-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах", в следствии чего, в соответствии с п.3 ст. 164 Налогового кодекса РФ, размер налоговой ставки по налогу на добавочную стоимость стал составлять 20%.
На момент подачи заявок АО "Тестрон" и ООО "Остек студио" (10.01.2019) действовала обновленная редакция налогового законодательства, обязывающая участников закупки, в качестве лиц, претендующих на заключение договора, применять актуальную налоговую ставку. Также, в Определении Конституционного суда от 15.05.2007 N 372-О-П указано, что налоговая ставка, в том числе нулевая ставка по налогу на добавленную стоимость, является обязательным элементом налогообложения (п. 1 ст. 17 НК РФ), и налогоплательщик не может произвольно применять ее (изменить ее размер в большую или меньшую сторону) или отказаться от ее применения.
По смыслу положений п. 1 и 4 ст. 168 НК РФ, сумма налога, предъявляемая покупателю при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, должна быть учтена при определении окончательного размера указанной в договоре цены и выделена в расчетных и первичных учетных документах, счетах-фактурах отдельной строкой. При этом бремя обеспечения выполнения этих требований лежит на продавце как налогоплательщике, обязанном учесть такую операцию по реализации при формировании налоговой базы и исчислении подлежащего уплате в бюджет налога по итогам соответствующего налогового периода (п. 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33).
Таким образом, участники закупки, в т.ч. ООО "Остек студио" и АО "Тестрон", подавая заявку в 2019 году и указывая в заявке ставку НДС в размере 20 %, действовали в соответствии с действующим законодательством. Также, данными участниками закупки были соблюдены требования документации о закупки в части оформления заявки на участие.
Таким образом, доводы жалоб заявителей о неправомерном отклонении заявок по основанию п. 14.8.5 (1) Положения в связи с указанием ставки НДС 20%, являются обоснованными, а действия закупочной комиссии не соответствуют ч. 6 ст. 3 Закона о закупках, поскольку в этой части, закупочной комиссией к участникам закупки было предъявлено требование, не предусмотренное документацией о закупки.
Кроме того, в соответствии с критериями оценки заявок (приложение N 2 к документации о закупке), ценовые показатели участников закупки оцениваются и сопоставляются с учетом НДС.
В рассматриваемой ситуации, а также в иных случаях, в целях соблюдения прав участников закупки, применяющих различные системы налогообложения (общую или упрощенную), а также участников закупки, подавших заявки после вступления в силу изменений в законодательство, касающиеся размера ставки НДС, Комиссия Пермского УФАС России рекомендует Заказчику внести изменения в документацию о закупке в части критериев оценки заявок и оценивать ценовые предложения участников закупки без учета НДС.
В части доводов жалобы ООО "Остек студио" о неправомерном отклонении заявки участника закупки в связи с несоответствием предлагаемого им товара параметрам эквивалентности, Комиссией Пермского УФАС России установлено следующее.
Согласно п. 9 Документации, к поставке требуется рентгеновский стационарный аппарат типа iXRS-320 c рентгеновской трубкой МХР-320/26 или эквиваленты.
Параметры эквивалентности, включающие в себя некоторые технические характеристики требуемого к поставке заказчику оборудования, установлены в приложении N 4 к документации о закупке.
Отклонение заявки ООО "Остек студио" заказчик обосновывает тем, что предлагаемое к поставке участником закупки оборудование не соответствует п. 3, 11 и 13.2 Параметров эквивалентности, согласно которым требуется:
п. 3. Биполярная металлокерамическая рентгеновская трубка "CometMXR-320/26" номинальное напряжение 320 кВ, фокус: 3,0 мм/ 5,5 мм (EN 12543), мощность в фокусном пятне 1500 Вт/4200 Вт.
п. 11. Адаптация штатива заказчика для крепления трубки COMET
п. 13.2. Письмо-авторизация от СometAG.
Из анализа заявки ООО "Остек студио", Комиссией Пермского УФАС России, с учетом информации, представленной изготовителем оборудования (АО "Тестрон") установлено, что предлагаемое к поставке оборудование "Рентгеновский стационарный аппарат Экстравольт-320 с рентгеновской трубкой TNX-320/3055C, соответствует параметрам эквивалентности и указанным заказчиком техническим характеристикам.
Между тем, представителем Заказчика на рассмотрении жалобы заявлено, что в соответствии с условиями иных, заключенных с Заказчиком договоров и технических регламентов, которые он обязан исполнять, ему требуется биполярная металлокерамическая рентгеновская трубка именно производителя Comet.
Согласно п. 3 ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках, в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:
а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.
В рассматриваемом случае, поскольку Заказчику было необходимо к поставке оборудование определенного производителя, и не предусматривающее возможность поставки эквивалентов, ему необходимо было обосновать данное обстоятельство в соответствии с п. 3 ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках, чего не было сделано Заказчиком.
Таким образом, Комиссия Пермского УФАС России приходит к выводу о неправомерности действий закупочной комиссии в части отклонения заявки ООО "Остек студио" по основанию п. 14.8.5 (1) Положения в связи с несоответствием предлагаемого к поставке оборудования параметрам эквивалентности. Также, действия закупочной комиссии в данной части не соответствуют ч. 6 ст. 3 Закона о закупках, поскольку закупочной комиссией к участнику закупки было предъявлено требование, не предусмотренное документацией о закупки.
Следовательно, доводы жалобы ООО "Остек студио" являются обоснованными.
Кроме того, действия самого заказчика, не обосновавшего в документации о закупке необходимость к поставке оборудования, содержащего биполярную металлокерамическую рентгеновскую трубку именно производителя Comet, без возможности предоставления эквивалентов, не соответствуют п. 3 ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках.
Руководствуясь п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции, в рассматриваемой ситуации, Комиссия Пермского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдаче заказчику и закупочной комиссии обязательного для исполнения предписания, направленного на устранение выявленных в ходе рассмотрения жалобы нарушений и предусматривающее отмену результатов закупки, внесение в закупочную документацию изменений и продления срока подачи заявок на участие в закупке.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Пермского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобы ООО "Остек студио" (ИНН: 7816205799) (вх. N 001455), АО "Ассоциация научно-технического сотрудничества "Тестрон" (вх. N 001454) на действия ПАО "НПО "Искра" (ИНН: 5907001774); Закупочной комиссии ПАО "НПО "Искра" при организации и проведении Открытого запроса предложений в электронной форме на Поставку рентгеновского стационарного аппарата типа iXRS-320 c рентгеновской трубкой МХР-320/26 или эквиваленты. (извещение N 31807350773, опубликовано на официальном сайте РФ в сети "Интернет" для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru), обоснованными;
Установить в действиях заказчика ПАО "НПО "Искра" факт нарушения п. 3 ч. 6.1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц";
Установить в действиях закупочной комиссии ПАО "НПО "Искра" факт нарушения ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц";
Выдать обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение выявленных в ходе рассмотрения жалобы нарушений.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 25 февраля 2019 г. N 001455
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 25.02.2019