по результатам рассмотрения жалобы
04 апреля 2019 года г. Ижевск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии: <_> - заместитель руководителя Удмуртского УФАС России;
члены Комиссии: <_> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, <_> - специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден;
на заседании Комиссии 26.03.2019 в присутствии:
представителей Заказчика - АО "Удмуртское автодорожное предприятие" (далее - Заказчик): <_> (доверенность от 21.03.2019); <_> (доверенность от 01.02.2019);
представителя Уполномоченного учреждения - ГКУ УР "Региональный центр закупок Удмуртской Республики" (далее - Уполномоченное учреждение): <_> (доверенность от 09.01.2019);
в отсутствие представителя Заявителя - ООО НПП "ХимСпецСнаб": уведомлен надлежащим образом (исх. N ЕС 01-17-05/1796э от 20.03.2019);
на заседании Комиссии 04.04.2019 в присутствии:
представителя Заказчика: <_> (доверенность от 01.02.2019);
представителя Уполномоченного учреждения: <_> (доверенность от 09.01.2019);
в отсутствие представителя Заявителя - ООО НПП "ХимСпецСнаб": уведомлен надлежащим образом (исх. N АА 01-17-05/2003э от 26.03.2019);
рассмотрев дело N 018/07/18.1-122/2019 по жалобе ООО НПП "ХимСпецСнаб" на положения закупочной документации АО "Удмуртское автодорожное предприятие" при проведении запроса предложений в электронной форме N108 "Поставка адгезионных присадок для нужд АО "Удмуртавтодор" (номер извещения в Единой информационной системе в сфере закупок - 31907598807, далее - Закупка)
у с т а н о в и л а:
18.03.2019 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике поступила жалоба Заявителя (вх. N 1925э). Заявитель указывает, что Заказчик неправомерно установил в закупочной документации критерий оценки "производитель закупаемого товара": при предложении к поставке товара производителя ООО НПП "ЭФРИЛ" участник получает 90 баллов, при предложении к поставке товара иного производителя - 10 баллов, что по мнению Заявителя, создает преимущественное условие ООО НПП "ЭФРИЛ" и необоснованно ограничивает количество участников закупки, что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
На заседание Комиссии, назначенного на 26.03.2019 Заявитель направил в материалы дела ходатайство (вх. N2150 от 26.03.2019) об отложении срока рассмотрения дела для предоставления дополнительных документов и сведений.
Удовлетворяя ходатайство Заявителя, Комиссия Удмуртского УФАС России продлила срок рассмотрения жалобы по делу и отложила дату и время рассмотрения дела на 04.04.2019 в 13 часов 30 минут.
На заседание Комиссии 04.04.2019 представитель Заказчика и Уполномоченного учреждения с доводами жалобы не согласились, считают ее необоснованной. Пояснили, что установленный в закупочной документации критерии оценки не влияют на возможность подачи заявки для участия в Закупке. Также представили в материалы дела копии 5-ти заявок, поданных участниками Закупки. Представитель Заказчика пояснил, что значения показателей товара производства ООО НПП "ЭФРИЛ" соответствуют потребностям Заказчика по показателю "обеспечение адгезии - 5 баллов", что подтверждается Актом лабораторных испытаний адгезионных присадок от 22.09.2017.
В силу пункта 1 части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях: осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
В качестве обоснования своего довода Заявитель указывает на нарушение Заказчиком пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, которым предусмотрено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Комиссия Удмуртского УФАС России, рассмотрев жалобу Заявителя, письменные и устные пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы считает довод Заявителя обоснованным в связи со следующим.
01.03.2019 Уполномоченное учреждение разместило в ЕИС извещение и закупочную документацию о проведении запроса предложений в электронной форме. Начальная (максимальная) цена договора 3 750 000,00 рублей.
04.03.2019 Заказчик внес в Закупочную документацию в раздел "Спецификация" изменения в отношении требований к товару:
N п/п |
Наименование товара |
Требование и характеристики товара |
Ед. изм. |
Кол-во товара |
Цена за единицу товара с НДС (руб.) не более: |
Цена за единицу товара без НДС (руб.) не более: |
1 |
Адгезионная присадка Эфрил 187В либо аналог |
Внешний вид: жидкость от светло-желтого до черного цвета. Плотность при 20С, г/см3: 0,910-1,000 по ГОСТ 18995.1-73. Кислотное число, мг КОН/г продукта, не более: 40. Обеспечение адгезии на гравии не менее 4 баллов, в соответствии с методикой проведения испытания по ГОСТ 12801-98 п.28. |
т |
15 |
250 000,00 |
208 333,33 |
В пункте 12 Закупочной документации указаны критерии оценки и сопоставления предложений, коэффициент значимости:
Значимость критериев определяется в процентах и составляет:
1) Производитель закупаемого товара - 30 (Тридцать) %;
2) Цена договора - 70 (Семьдесят) %.
В пункте 13 Закупочной документации определен порядок оценки и сопоставления предложений:
1) Количество баллов, присуждаемых по критерию оценки "Производитель товара" (Пi), определяется в следующем порядке:
в случае если Пi - производитель - ООО НПП "ЭФРИЛ" - 90 балл;
в случае если Пi - иной производитель - 10 баллов,
где:
Пi - предложение участника закупки, предложение которого оценивается
Для получения итоговой оценки конкурсной заявки по критерию "Нефтеперерабатывающие заводы" осуществляется расчет такой оценки путем умножения количества баллов на коэффициент значимости, равный значимости в процентах критерия "Нефтеперерабатывающие заводы" деленной на сто процентов.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Закупочная деятельность Заказчика регулируется Положением о закупке товаров, работ, услуг акционерным общества "Удмуртское автодорожное предприятие", утвержденным Решением Совета Директоров АО "Удмуртавтодор" от "19" октября 2018 г. за N01 (далее - Положение о закупках).
В соответствии с пунктом 4.7 части 4 Положения о закупках Запрос предложений проводится в случае, если для определения победителя закупаемые товары, работы, услуги необходимо сравнить по ценовым и неценовым (качественным, квалификационным) критериям в совокупности. Запрос предложений проводится с целью обеспечить срочные, неотложные нужды Заказчика.
Согласно подпункту 4 пункта 7.1 части 7 Положения о закупках заказчик при подготовке и проведении закупки осуществляет следующие действия: определение требований к участникам конкретной закупки и перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки этим требованиям, а также критерии и порядок оценки и сопоставления заявок в соответствии с Положением.
Согласно пункту 25 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ПП РФ N1085) к "качественным" характеристикам объекта закупки, как показателю нестоимостного критерия оценки могут относиться: качество товаров (качество работ, качество услуг), функциональные, потребительские свойства товара, соответствие экологическим нормам.
Согласно пункту 27 ПП РФ N1085 к "квалификационным" характеристикам участников закупки, как показателю нестоимостного критерия оценки могут относиться: наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
С учетом вышеизложенного, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о том, что нестоимостной критерий оценки, установленный в Закупочной документации "Производитель закупаемого товара", в отношении которого не будет оцениваться ни качество предложенного товара, ни квалификация участника закупки не относится ни к качественным, ни к квалификационным критериям оценки, следовательно, в нарушение пункта 4.7 части 4, подпункта 4 пункта 7.1 части 7 Положения о закупках не может быть установлен в качестве нестоимостного критерия оценки.
При таких обстоятельствах, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о том, что действия Заказчика, установившего оценочный критерий "Производитель закупаемого товара" не в соответствии с требованиями Положения о закупках, привели к предоставлению необоснованного преимущества производителю товара ООО НПП "ЭФРИЛ" над иными производителями, что является нарушением принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, указанный в пункте 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров,
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО НПП "ХимСпецСнаб" на положения закупочной документации АО "Удмуртское автодорожное предприятие" при проведении запроса предложений в электронной форме N108 "Поставка адгезионных присадок для нужд АО "Удмуртавтодор" (номер извещения в Единой информационной системе в сфере закупок - 31907598807) обоснованной.
2. Признать Заказчика - АО "Удмуртское автодорожное предприятие" нарушившим пункт 4.7 части 4, подпункт 4 пункта 7.1 части 7 Положения о закупках, пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
3. Выдать Заказчику - АО "Удмуртское автодорожное предприятие" предписание об устранении выявленного нарушения посредством отмены протокола рассмотрения и оценки заявок от 20.03.2019, а также внесения в Закупочную документацию изменений в части нестоимостного критерия "Производитель закупаемого товара".
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председатель Комиссии |
___________ <_> |
Члены Комиссии |
____________ <_> |
|
____________ <_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 9 апреля 2019 г. N 018/07/18.1-122/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 09.04.2019