изготовлено в полном объеме "06" марта 2019 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции", в составе:
<...> - заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республики Саха (Якутия), председателя Комиссии;
<...> - главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена комиссии;
<...> - старшего государственного инспектора отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республики Саха (Якутия), члена комиссии,
Заявитель ООО "АВЭНССиС" представитель <...> по доверенности N21 от 07.02.2019 г.
От ответчика: АО "Якутоптторг" представители <...>
рассмотрев жалобу от 15.02.2019 г. вх. N1419 ООО "АВЭНССиС" (ОГРН 1141447000529 ИНН 1435276302) на действия АО "Якутоптторг" (ОГРН
1061435003728 ИНН 1435167374) было размещено извещение о прямой закупке у единственного поставщика (Извещение N31907490216 на официальном сайте http://www.zakupki.gov.ru),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба от 15.02.2019 г. (вх. N1419) Общества с ограниченной ответственностью "АВЭНССиС" (далее - Заявитель) на действия Акционерного общества "Якутоптторг" (далее - Заказчик) было размещено извещение о прямой закупке у единственного поставщика (Извещение N31907490216 на официальном сайте http://www.zakupki.gov.ru),
Заявитель в жалобе указал следующие доводы:
"05 февраля 2019 года Акционерным обществом "Якутоптторг" в Единой информационной сети в сфере закупок (на сайте zakupki.gov.ru) размещено извещение о следующей закупке: номер извещения: 31907490216; способ размещения закупки: прямая закупка у единственного исполнителя; наименование закупки: "Перевозка продовольственных товаров автомобильным транспортом, включая погрузо-разгрузочные работы в пункте отправления и назначения, для нужд Республики Саха (Якутия)".
К извещению приложен протокол N31907490216 заседания Закупочной комиссии АО "Якутоптторг" от 04.02.2019 года. Данным протоколом закупочная комиссия согласовала право заключения договора на оказание услуг по предмету: Перевозка продовольственных товаров автомобильным транспортом, включая погрузо-разгрузочные работы в пункте отправления и назначения, для нужд Республики Саха (Якутия) с перевозчиком - Глава крестьянского (фермерского) хозяйства <...> на сумму 10 500 462, 60 рублей.
Действия Заказчика по осуществлению закупок исключительно у единственного поставщика содержит признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, согласно которому одним из основных принципов при закупке является равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Закупка осуществлена обществом у единственного поставщика без проведения конкурентной закупки, что исключило возможность заинтересованных лиц, в том числе нас, претендовать на заключение договора о проведении работ в равных условиях.
Статьей 17 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" установлены антимонопольные требования к торгам. В соответствии с частью 1 статьи 17 при проведении торгов, запроса котировок цен на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Таким образом, действия АО "Якутоптторг", выразившиеся в закупке у единственного поставщика - главы КФХ <...>нарушают принципы Закона N223-ФЗ, закрепленные в части 1 статьи 3 упомянутого закона, а также противоречит требованиям части 1 статьи 17 Закона N135-ФЗ".
АО "Якутоптторг" представили письменное возражение (вх. N1602 от 21.02.2019 г.) в котором просит признать жалобу необоснованной.
Уведомлением о поступлении жалобы и о приостановлении заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу рассмотрение жалобы было назначено на "22" февраля 2019 г. в 10 час. 00 мин.
В связи с истребованиями дополнительной информации был объявлен перерыв до 01 марта 2019 г. в 11 час. 00 мин.
На момент рассмотрения жалобы по существу договор заключен.
Комиссия УФАС по РС (Я) по рассмотрению жалобы, изучив материалы дела и доказательства, приходит к следующим выводам:
Согласно части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с п.1 ч.10 ст.3 Закона о закупках, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки, в частности в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Нормы Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" являются специальными по отношению к закону о защите конкуренции.
Таким образом, ст. 18.1 Закона о защите конкуренции регламентирует лишь порядок действий антимонопольного органа (процедуру) при рассмотрении жалоб участников закупок, осуществляемых в соответствии с Законом N 223-ФЗ, но не определяет основания компетенции (полномочия) антимонопольного органа. Эти основания установлены в ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, согласно которой антимонопольные органы рассматривают жалобы участников закупки на действия (бездействие) заказчика в определенных случаях.
В соответствии с ч.10 ст.3 Закона о закупках, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с ч.1 ст.2 Федерального закона от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Таким образом, жалоба ООО "АВЭНССиС" рассматривалась в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
05.02.2019 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru было размещено извещение N31907490216 на перевозку продовольственных товаров автомобильным транспортом, включая погрузо-разгрузочные работы в пункте отправления и назначения, для нужд Республики Саха (Якутия).
Организатором закупки является АО "Якутоптторг";
Способ размещения закупки: прямая закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика);
Предмет договора: перевозка продовольственных товаров автомобильным транспортом, включая погрузо-разгрузочные работы в пункте отправления и назначения, для нужд Республики Саха (Якутия).
Из жалобы Заявителя следует, что к извещению приложен протокол N31907490216 заседания закупочной комиссии АО "Якутоптторг" от 04.02.2019 года. Данным протоколом закупочная комиссия согласовала право заключения договора на оказание услуг по предмету: Перевозка продовольственных товаров автомобильным транспортом, включая погрузо-разгрузочные работы в пункте отправления и назначения, для нужд Республики Саха (Якутия) с перевозчиком - Глава крестьянского (фермерского) хозяйства <...> на сумму 10 500 462,60 рублей.
Закупка осуществлена Заказчиком у единственного поставщика без проведения конкурентной закупки, что исключило возможность заинтересованных лиц, в том числе Заявителя, претендовать на заключение договора о проведении работ в равных условиях.
В соответствии со ст. 3.2 Закона о закупках, порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются положением о закупке.
Согласно ст. 7 Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд АО "Якутоптторг" утв. Советом директоров 20.12.2018 г. N16/18 (далее - Положение о закупках), установлены основания для проведения закупки у единственного поставщика.
Основание проведения данной закупки является: п.п.3, п.7.1, ст.7 Положения о закупках, приобретаются товары, работы, услуги для удовлетворения срочных потребностей Заказчика в целях обеспечения бесперебойной работы, или предотвращения крупных убытков Заказчика, при условии, что обстоятельства, обусловившие срочную потребность в товарах, работах, услугах, невозможно было предусмотреть заранее и они не являются результатом некорректного планирования, в связи с чем, применение других процедур закупок невозможно по причине ограничения по времени, необходимого для их проведения.
Представитель Заказчика пояснил, что на основании протокола совещания оперативной группы по координации завоза грузов в Республике Саха (Якутия) от 31.01.2019 г. NПр-14 Государственного комитета по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения РС(Я) вынесен приказ от 01.02.2019 г. N7 о проведении закупки с единственным поставщиком.
По итогам закупки заключен договор <...> п.1.2 объем перевозимых продовольственных товаров составляет 330, 000 тонн (тридцать тонн килограмм), согласно приложению N1 предельный срок доставки 31.03.2019 г.
Законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц не предусмотрены требования к порядку обоснования выбора конкретного лица в качестве единственного поставщика.
Согласно Положению о закупках, не установлено каким образом определяется поставщик по неконкурентной закупке.
В Положении о закупках не подтверждена в каких конкретно случаях применяется данное основание указанная в п.п.3, п.7.1, ст. 7 Положения о закупках, приобретаются товары, работы, услуги для удовлетворения срочных потребностей Заказчика в целях обеспечения бесперебойной работы, или предотвращения крупных убытков Заказчика, при условии, что обстоятельства, обусловившие срочную потребность в товарах, работах, услугах, невозможно было предусмотреть заранее и они не являются результатом некорректного планирования, в связи с чем, применение других процедур закупок невозможно по причине ограничения по времени, необходимого для их проведения.
В Положении о закупках не установлено, что именно подразумевается под срочностью потребности в товарах, работах, услугах.
Следовательно, Заказчик самостоятельно определяет в положении о закупках требования и основания для проведения закупки у единственного поставщика
Также необходимо отметить, что есть различные перевозчики, которые также могли бы осуществить перевозку продовольственных товаров автомобильным транспортом, включая погрузо-разгрузочные работы в пункте отправления и назначения, для нужд Республики Саха (Якутия) за выгодные условия, Заказчик фактически создал условия, при которых необоснованно ограничены права перевозчиков принять участие в закупке на конкурентной основе, что ставит их в неравное положение и ограничивает количество участников закупки.
Исходя из вышеуказанного, Заказчик при размещении извещения о прямой закупке у единственного поставщика, не должен был проводить закупку на основании п.п.3 п.7.1 ст. 7 Положения о закупках, которая не подтверждается в каких случаях проводится данная неконкурентная закупка.
Таким образом, Комиссия Якутского УФАС России пришла к выводу о том, что указанные действия АО "Якутоптторг" нарушает пункт 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Согласно пункту 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции", на основании вышеизложенного, руководствуясь ст.23, ст. 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции",
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "АВЭНССиС" (ОГРН 1141447000529 ИНН 1435276302) на действия АО "Якутоптторг" (ОГРН
1061435003728 ИНН 1435167374) было размещено извещение о прямой закупке у единственного поставщика - обоснованной;
Признать АО "Якутоптторг" нарушившим п. 2 ч.1 ст.3 Федерального закона от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц";
Передать материалы рассмотренной жалобы уполномоченному должностному лицу отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 1 марта 2019 г. N 014/07/18.1-37/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 06.03.2019