В Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области поступило заявление ООО "Управляющая компания "ПромЖилСервис" (далее - ООО "УК "ПромЖилСервис", управляющая компания) N 073 от 27.02.2019 г. (входящий номер 1274 от 27.02.2019 г.), на действия АО "ЭнергосбыТ Плюс" по предъявлению к оплате в адрес управляющей компании объема поставленного коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в МКД (находящихся в управлении ООО "УК "ПромЖилСервис"), в отношении которых АО "ЭнергосбыТ Плюс" не заключены договоры энергоснабжения.
Между ООО "УК "ПромЖилСервис" (Исполнитель) и АО "ЭнергосбыТ Плюс" (Гарантирующий поставщик) заключен договор энергоснабжения N "_" от "_" г. (далее - Договор энергоснабжения), в соответствии с которым Гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности) для содержания общего имущества в многоквартирных домах, находящихся в управлении Исполнителя, а также через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии Исполнителю, а Исполнитель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги в сроки и на условиях, предусмотренных настоящим договором.
Согласно п. 4.2. Договора энергоснабжения объем электрической энергии (мощности), поставляемый по настоящему договору, в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется как разница между объемом общедомового потребления, определенным по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, и объемом индивидуального потребления, подлежащим оплате потребителями коммунальной услуги по электроснабжению в многоквартирном доме, в соответствии с действующим законодательством.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Постановление N 1498) с 01.01.2017 вступили в силу изменения, внесенные в Правила N 354.
В силу абз. 3 п. 6 новой редакции Правил N 354 поставка холодной воды, горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии и газа в нежилое помещение в многоквартирном доме осуществляются на основании договоров ресурсоснабжения, заключенных в письменной форме непосредственно с ресурсоснабжающей организацией.
При этом управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, жилищно-строительный кооператив или иной потребительский кооператив (далее - управляющая организация) предоставляет ресурсоснабжающим организациям, поставляющим коммунальные ресурсы в многоквартирный дом, сведения о собственниках нежилых помещений в многоквартирном доме, а также направляет уведомления собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме о необходимости заключения договоров ресурсоснабжения непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (абз. 4 п. 6 Правил N 354).
Правила N 354 не предусматривают условий о том, что действующие на 01.01.2017 договоры, заключенные между собственниками нежилых помещений и управляющими организациями, с указанной даты автоматически расторгаются. (Данный вывод содержится в судебной практике - постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2019 г. N 17АП-18545/2018-ГК, постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26.06.2018 г. по делу N А82-7444/2017).
Из системного толкования указанной нормы и частей 2.2 и 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что именно управляющей организации как лицу, несущему ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за предоставление коммунальных услуг, предписано передать ресурсоснабжающей организации сведения о собственниках нежилых помещений в многоквартирном доме и направить уведомления собственникам о прекращении обязательств в части предоставления им коммунальных услуг (Данный вывод содержится в судебной практике - постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2019 г. N 17АП-18545/2018-ГК, постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26.06.2018 г. по делу N А82-7444/2017).
Исполнение управляющей организацией названных действий прекращает ее правоотношения с собственником нежилого помещения с начала расчетного периода (календарный месяц), следующего за периодом, в котором были совершены соответствующие юридически значимые действия. При этом правоотношения по поставке коммунального ресурса с указанного момента должны возникать между собственником нежилого помещения и ресурсоснабжающей организацией (п. 4 Рекомендаций Научно-консультативного совета "Проблемы применения гражданского и процессуального законодательства", одобреных Президиумом Арбитражного суда Волго-Вятского округа (протокол заседания Президиума от 14.06.2018 N 3)).
Письмом N "_" от "_". ООО "УК "ПромЖилСервис" передало АО "ЭнергосбыТ Плюс" сведения о собственниках нежилых помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО "УК "ПромЖилСервис" (письмо "_". получено АО "ЭнергосбыТ Плюс" 10.12.2018 г.):
"_"
"_"_
Письмом N "_" от "...", направленным в адрес Кировского УФАС России, ООО "УК "ПромЖилСервис" пояснило, что в настоящее время собственником нежилого помещения, расположенного по адресу: "_" является "...", а собственником нежилого помещения, расположенного по адресу: "_", является "...".
ООО "УК ПромЖилСервис" в Кировское УФАС России представлено документальное подтверждение направления уведомлений собственникам нежилых помещений, указанных в письме N "_" от "_", о необходимости заключения договоров ресурсоснабжения непосредственно с ресурсоснабжающей организацией (представлены направленные управляющей компанией в адрес вышеуказанных собственников платежные документы, содержащие уведомления о необходимости заключения договоров ресурсоснабжения непосредственно с ресурсоснабжающей организацией).
Таким образом, исполнение ООО "УК "ПромЖилСервис" вышеуказанных действий (направление письма N "_" от "_", содержащей сведения об адресах, наименовании (ФИО) собственников и площади нежилых помещений, в адрес АО "ЭнергосбыТ Плюс"; уведомление собственников нежилых помещений о необходимости заключения договоров ресурсоснабжения непосредственно с ресурсоснабжающей организацией) прекращает правоотношения управляющей компании с собственниками нежилых помещений, указанных в данной претензии, с начала расчетного периода (календарный месяц), следующего за периодом, в котором были совершены соответствующие юридически значимые действия, т.е. с января 2019 г.
Начиная с января 2019 г. у АО "ЭнергосбыТ Плюс" не имелось правовых оснований для предъявления к оплате в адрес ООО "УК "ПромЖилСервис" объема поставленного коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в многоквартирных домах, указанных в письме N "..." от "_".
ООО "УК "ПромЖилСервис" в Кировское УФАС России представлены копии актов приема-передачи электрической энергии (мощности) от "_" за январь 2019 г., от "_" за февраль 2019 г., от "_" за март 2019 г., предъявленных АО "ЭнергосбыТ Плюс" в адрес управляющей компании. В указанных актах АО "ЭнергосбыТ Плюс" отдельно не учтены объемы потребления электрической энергии собственниками нежилых помещений, тем самым АО "ЭнергосбыТ Плюс" предъявило в адрес ООО "УК "ПромЖилСервис" объемы потребленной электрической энергии собственниками нежилых помещений, указанных в письме N "_" от "_", с которыми у управляющей компании прекращены правоотношения с января 2019 г.
Письмом от "_" N "_" АО "ЭнергосбыТ Плюс" в Кировское УФАС России представлены копии корректировочных счетов-фактур, копии актов приема-передачи электрической энергии (мощности) к корректировочным счетам-фактурам, в подтверждение того, что АО "Энергосбыт Плюс" в пользу ООО "УК "ПромЖилСервис" выполнен перерасчет объемов электрической энергии за период январь-апрель 2019 г в отношении нежилых помещений, расположенных в обслуживаемых управляющей компанией многоквартирных домах. Корректировочные счета-фактуры, акты приема-передачи электрической энергии (мощности) получены начальником юридического отдела ООО "УК "ПромЖилСервис" "_" (о чем имеется отметка).
Вместе с тем, в вышеуказанных документах отсутствует корректировка объемов электрической энергии в отношении следующих нежилых помещений:
За январь 2019 г.:
- "_" _
2) За февраль 2019 г.:
- "_"_
3) за март 2019 г.:
- "_"_
Письмом от "....", направленным в адрес Кировского УФАС России, АО "ЭнергосбыТ Плюс" пояснило, что в отношении нежилых помещений:
- "_"_
перерасчет объемов электрической энергии за период январь-апрель 2019 г. не производился в связи с отсутствием потребления электрической энергии данными помещениями в указанный период (представлены копии актов проверки приборов учета от 23.05.2019 г. в отношении указанных помещений, которыми зафиксировано отсутствие потребления электрической энергии в указанных помещениях).
В силу п. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции") запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).
В действиях АО "ЭнергосбыТ Плюс" по предъявлению в адрес ООО "УК "ПромЖилСервис" объемов потребленной электрической энергии собственниками нежилых помещений, с которыми у управляющей компании прекращены правоотношения с января 2019 г., содержатся признаки нарушения п. 3 ч. 1 ст. 10 ФЗ "О защите конкуренции".
В соответствии со статьей 39.1 ФЗ "О защите конкуренции" в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения. Указанное предупреждение выдается хозяйствующему субъекту, в случае выявления признаков нарушения п. 3 ч. 1 ст. 10 ФЗ "О Защите конкуренции".
Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении п. 3 ч. 1 ст. 10 ФЗ "О защите конкуренции" без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.
С учетом изложенного, и на основании ст. 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Кировское УФАС России предупреждает АО "ЭнергосбыТ Плюс" о необходимости прекращения в десятидневный срок с момента получения настоящего предупреждения указанных действий путем направления в адрес ООО "УК "ПромЖилСервис" корректировочных счетов-фактур за период с января 2019 г. по март 2019 г., корректировочных актов приема-передачи электрической энергии (мощности) за период с января 2019 г. по март 2019 г. в части объемов электрической энергии, потребленной собственниками нежилых помещений:
1) За январь 2019 г.:
- "_"_
2) За февраль 2019 г.:
- "_"_
3) за март 2019 г.:
- "_"_
Антимонопольный орган должен быть уведомлен о выполнении предупреждения в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения (часть 6 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
При условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением (часть 7 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135 - ФЗ "О защите конкуренции").
В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения (часть 8 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции")
Временно исполняющий обязанности
руководителя управления "_"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предупреждение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 24 мая 2019 г. N 05/02-19
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 24.05.2019