Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии - руководитель управления Паутов И. Г., члены Комиссии - главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Солодяшкина С. Д., ведущий специалист-эксперт Шаганц А.А.,
с участием:
от заказчика ПАО "ТГК-2" - (по доверенности N 405-18 от 29.12.2018 г.),
рассмотрев жалобу ООО "Энергогаз Альянс" на действия заказчика - ПАО "ТГК-2" (ИНН: 7606053324, ОГРН: 1057601091151), в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
в Ярославское УФАС России поступила жалоба ООО "Энергогаз Альянс" (вх. N 4767 от 24.05.2019) на действия (бездействие) заказчика закупки - ПАО "ТГК-2", при проведении открытого запроса предложений среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме на поставку оборудования для реконструкции КРУ - 6 кВ Главного корпуса и УВК, с заменой масляных выключателей на вакуумные (номер извещения: 31907732754).
Обжалуемые действия (бездействие) - нарушение заказчиком ПАО "ТГК-2" требований к описанию предмета закупки.
На заседании Комиссии представитель организатора торгов представил документы, запрошенные уведомлением от 28.05.2019 N 3870/06-07. С доводами, указанными в жалобе не согласился.
Принимая решение, Комиссия исходит из следующего:
В части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что по правилам указанной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В ходе рассмотрения жалобы было установлено следующее:
04.04.2019 на сайте http://roseltorg.ru ПАО "ТГК-2" размещено извещение о проведении закупки посредством открытого запроса предложений субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме на поставку оборудования для реконструкции КРУ - 6 кВ Главного корпуса и УВК, с заменой масляных выключателей на вакуумные (номер извещения: 31907732754), предметом поставки является вакуумный выключатель BB/TEL -10 в различных модификациях.
По мнению заявителя, заказчик при описании объекта закупки установил требование о поставке товара конкретной торговой марки без указания слов "или эквивалент" и без указания показателей эквивалентности, что свидетельствует о нарушении Положения о закупочной деятельности ПАО "ТГК-2", Закона о закупках при описании предмета закупки.
Рассмотрев представленные материалы и пояснения, Комиссия установила следующее.
В соответствии с пунктами 2, 3 части 6. 1 статьи 3 Закона о закупках, в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки. В случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)".
При этом критерии эквивалентности и совместимости (несовместимости) товаров в Законе о закупках отсутствуют. Заказчик должен разработать такие критерии самостоятельно, исходя из своей потребности в выполнении работ с определенными качественными характеристиками.
В Положении о закупочной деятельности ПАО "ТГК-2" (редакция N 3) установлено, что описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 статьи 3 Закон о закупках.
В пункте 3.12.3 извещения о проведении запроса предложений в электронной форме заказчиком установлено, что в случае, если в разделе 6 документации - "Техническое задание" заказчиком указаны товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование страны происхождения товара или наименование производителя, сопровождаемые словами "или эквивалент", и участником предлагается продукция, являющаяся эквивалентной указанной в требованиях заказчика, участник при описании продукции обязан подтвердить соответствие предлагаемой продукции показателям эквивалентности, установленным в Технических требованиях заказчика.
В приложении N 1 к Техническим требованиям указано, что предметом поставки является вакуумный выключатель BB/TEL -10 в различных модификациях, показатели и критерии эквивалентности в описании предмета закупки не установлены.
В соответствии с подпунктом а пункта 3 части 6. 1 статьи 3 Закона о закупках в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев, в частности, несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком.
Кроме того, согласно разъяснениям Президиума Верховного суда, указание в закупочной документации товарного знака может быть признано допустимым в случаях, когда закупка эквивалентного товара приведет к дополнительным и подтвержденным затратам, превышающим возможную выгоду заказчика. Такие затраты, например, могут быть связаны с необходимостью переобучения персонала, увеличения затрат на разноплановое техническое обслуживание в связи с низким уровнем технологической совместимости различных производителей ("Обзор судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018).
Заказчик пояснил, что проект "Реконструкция КРУ - 6 кВ Главного корпуса и УВК, с заменой масляных выключателей на вакуумные для нужд Ярославской ТЭЦ-3 ПАО "ТГК-2"" реализуется ПАО "ТГК-2" в рамках технической политики данной организации в несколько этапов с 2017 по 2022 год. В 2011 году на Ярославской ТЭЦ-3 уже заменены выключатели 6 кВ на двух секциях с применением выключателей типа BB/TEL методом "ретрофита", то есть заменой части оборудования ячейки выключателя без изменения ее конструктивных характеристик. На основании положительного опыта эксплуатации указанного оборудования, а также с целью унификации используемого оборудования, в 2017 году разработан проект по реклнструкции остальных 12 секций КРУ - 6 кВ Ярославской ТЭЦ-3 с применением выключателей типа BB/TEL методом "ретрофита", кроме того в разработанном проекте проработаны схемные решения по подключению заменяемого оборудования к цепям управления и организации схем (цепей) его защит.
ПАО "ТГК-2" представлены также две проектные документации, разработанные на основе исходных данных электрооборудования, необходимость применения выключателей BB/TEL обоснована, например:
- на стр. 9 тома 2 Проектной документации: на 8 секций предусматривается замена 9 выкатных элементов ячейки КРУ типа К-104 с установленным коммутационным модулем выключателей BB/TEL, то есть изготовитель выключателей (ГК "Таврида Электрик") не предусматривает вариант модернизации выкатного элемента 9ВЭ) с использованием типовых комплектов металлоконструкций;
- на стр. 6 тома 4: в техническом описании также указаны выключатели BB/TEL.
Далее все схемы также содеражат конструктивные элементы - выключатели BB/TEL.
Закупка и применение в проекте реконструкции отличного от предусмотренного проетными решениями обрудования несет для заказчика следующие риски и обременения:
- корректировка проектной и сметной документации под новое оборудование (дополнительные затраты и увеличение сроков реализации проекта);
- отсутствие унификации применяемого оборудования, влекущего создание дополнительных оперативных схем и инструкций по работе с оборудованием, а также увеличение складский запасов, обсуловленного созаднием дополнительного резерва запасных частей и приспособление для каждого отдельного типа оборудования;
- дополнительное обучение эксплуатационного пресонала работе с новым оборудованием, а также возможность ошибочных действий персонала при работе с однотипным рядом стоящим оборудованием различных модификаций (может привести к угрозе здоровью и жизни персонала, а также риску нарушения технологического процесса на электростанции).
Данная информация в виде разъяснения положений документации была размещена ПАО "ТГК-2" на ЕЭТП 18.04.2019 г., а срок подачи заявок перенесен с 19 на 23 апреля 2019 года. Заявки участников, согласно журналу заявок, направлены 19 и 22 апреля 2019 года. Таким образом, участникам была предоставлена возможность изучить разъяснения заказчика и проектную документацию по реконструкции перед направлением заявок.
Кроме того, согласно пункту 2.1 Приложения N 1 к Документации (Технические требования), "поставщиком может быть завод-изготовитель, либо официальный дилер завода (с предоставлением подтверждающей документации)". Таким образом, заказчик не ограничивает круг лиц, имеющих право участвовать в закупке, о чем также свидетельствует, что в закупке приняли участие 7 (семь) юридических лиц.
В связи с этим, ПАО "ТГК-2" полагает, что доводы заявителя жалобы о нарушении заказчиком Закона о закупках и ограничении конкуренции и круга участвующих лиц необоснованными.
Таким образом, рассмотрев представленные ПАО "ТГК-2" документы и пояснения, Комиссия пришла к выводу о правомерности описания предмета закупки с учетом технически обоснованной потребности заказчика.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Энергогаз Альянс" (вх. N 4767 от 24.05.2019) на действия заказчика закупки -
ПАО "ТГК-2" (ИНН: 7606053324, ОГРН: 1057601091151) при проведении открытого запроса предложений среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме на поставку оборудования для реконструкции КРУ - 6 кВ Главного корпуса и УВК, с заменой масляных выключателей на вакуумные (номер извещения: 31907732754), необоснованной на основании пункта 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Снять ограничения, наложенные уведомлением Ярославского УФАС России от 28.05.2019 N 3870/06-07.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И. Г. Паутов
Члены Комиссии С. Д. Солодяшкина
А. А. Шаганц
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 31 мая 2019 г. N 076/07/3-220/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 05.06.2019