Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Омское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
председатель Комиссии - (_),
члены Комиссии: (_),
рассмотрев дело N 055/05/5-371/2019 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе индивидуальным предпринимателем (....), требований части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"),
в отсутствие заявителя (_), извещенного надлежащим образом,
в присутствии лица, в действиях которого усматриваются признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе - ИП (_),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Омского УФАС России поступило заявление (_) по факту распространения на рекламной конструкции, расположенной на пересечении улиц Новокирпичная и 6-ая Станционная в г. Омске, рекламы следующего содержания: "ТРЕНД Агентство недвижимости Квартира за 10 000 в месяц* при сумме кредита миллион рублей на срок кредитования 20 лет Без первоначального взноса* программа предоставляется физическим лицам в рублях на приобретение жилых помещений ПАО "Промсвязьбанк", первый взнос 0 , ставка от 11,9 % на весь срок кредита без комиссии за оформление кредита Без подтверждения дохода* программа предоставляется ПАО Сбербанк России Ипотека по двум документам при условии первого взноса от 50% ставка 16,6% Папа, купи квартиру! +7 (3812) 49-24-49 Агентство недвижимости "Тренд" г. Омск, ул. Машиностроительная, 5/1".
По мнению заявителя, реклама была изображена таким образом, что она не воспринималась в полной мере, что привело к искажению ее смысла и ввело его в заблуждение относительно условий приобретения недвижимости (без первоначального взноса и подтверждения дохода), а также размера ежемесячного платежа (10 000 руб.).
По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона "О рекламе") ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
По информации рекламораспространителя (ООО "Сибирь Аутдор"), договор на оказание услуг по распространению рекламы N 866-СА от 23.01.2019 заключен с ИП (_).
Определением Омского УФАС России от 06.05.2019 в отношении ИП (_) возбуждено дело N 055/05/5-371/2019 по признакам нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
В процессе рассмотрения дела ИП (_) были даны пояснения (вх. N 3771 от 12.04.2019, N 5373 от 29.05.2019), согласно которым "текст с пояснениями, содержащими существенную информацию об объекте рекламирования читаем, по моему мнению выполнен без нарушений".
На заседании Комиссии Омского УФАС России 04.06.2019 ИП (_) подтвердила доводы, изложенные ранее в письменном виде, при этом отметила, что при размещении рекламы у нее не было умысла каким-то образом ввести в заблуждение заявителя. В первую очередь хотели сообщить населению о том, что есть возможность приобрести в ипотеку квартиру по выгодным условиям. По ее мнению, вся необходимая информация была указана в тексте рекламы. Одновременно ИП (_) отметила, что неточное восприятие заявителем вышеуказанной рекламы могло быть во время движения в транспорте.
При рассмотрении дела Комиссия Омского УФАС России пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (пункт 2 статьи 3 Федерального закона "О рекламе").
Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (пункт 3 статьи 3 Федерального закона "О рекламе").
Вышеуказанная информация подпадает под понятие "реклама", поскольку обладает всеми ее признаками - распространена в адрес неопределенного круга лиц, направлена на привлечение внимания, формирование и поддержание интереса неопределенного круга лиц к агентству недвижимости "Тренд", оказываемым услугам.
Как следует из материалов дела, привлекательная для потребителя информация была выполнена крупным красным шрифтом - "ТРЕНД Агентство недвижимости Квартира за 10 000 в месяц* Без первоначального взноса* Без подтверждения дохода* Папа, купи квартиру! +7 (3812) 49-24-49 Агентство недвижимости "Тренд" г. Омск, ул. Машиностроительная, 5/1".
Данная информация послужила поводом для обращения заявителем в агентство недвижимости с целью приобретения квартиры на условиях, обозначенных в спорной рекламе.
При этом текст, содержащий остальную существенную информацию, выполнен мелким шрифтом:
- платеж размером 10 000 рублей возможен "при сумме кредита миллион рублей на срок кредитования 20 лет";
- приобрести квартиру без первоначального взноса можно, воспользовавшись программой ПАО "Промсвязьбанк" ("программа предоставляется физическим лицам в рублях на приобретение жилых помещений ПАО "Промсвязьбанк, первый взнос 0%, ставка от 11,9 % на весь срок кредита без комиссии за оформление кредита");
- по программе ПАО "Сбербанк" допускается получение ипотечного кредита без подтверждения дохода ("программа предоставляется ПАО Сбербанк России Ипотека по двум документам при условии первого взноса от 50% ставка 16,6%").
Таким образом, недоступная для восприятия заявителем информация о существенных условиях приобретения квартиры привела к искажению смысла рекламы и ввела его в заблуждение.
Доказательств того, что весь текст рекламы воспринимается одинаково и читаем, ИП (_) не представлено.
Комиссия Омского УФАС России отмечает, что способ и форма размещаемой на рекламной конструкции информации должны обеспечивать ее восприятие с дальнего расстояния без затруднений и особых усилий (подойти, подъехать), использование мелкого размера шрифта на рекламной конструкции размером 3х6 м, установленной на пересечении дорог, не позволило заявителю прочитать весь текст рекламы.
Аналогичная позиция отражена в пункте 28 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" "если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования".
В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Согласно пункту 5 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Исходя из данного определения, ИП (_) является рекламодателем, т.е. лицом, определившим объект рекламирования и содержание рекламы.
В силу части 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Проанализировав материалы дела, заслушав пояснения, Комиссия Омского УФАС России пришла к выводу о том, что наружная реклама ИП (_) "ТРЕНД Агентство недвижимости Квартира за 10 000 в месяц_" является ненадлежащей, нарушающей требования части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Учитывая пояснения ИП (_) о том, что в настоящее время ненадлежащая реклама продолжает распространяться, Комиссия Омского УФАС России считает необходимым выдать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать рекламу ИП (_) "ТРЕНД Агентство недвижимости Квартира за 10 000 в месяц* при сумме кредита миллион рублей на срок кредитования 20 лет Без первоначального взноса* программа предоставляется физическим лицам в рублях на приобретение жилых помещений ПАО "Промсвязьбанк, первый взнос 0 , ставка от 11,9 % на весь срок кредита без комиссии за оформление кредита Без подтверждения дохода* программа предоставляется ПАО Сбербанк России Ипотека по двум документам при условии первого взноса от 50% ставка 16,6% Папа, купи квартиру! +7 (3812) 49-24-49 Агентство недвижимости "Тренд" г. Омск, ул. Машиностроительная, 5/1", ненадлежащей, нарушающей требования части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
2. Выдать ИП (_) предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении.
Решение изготовлено в полном объеме 07.06.2019.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 4 июня 2019 г. N 055/05/5-371/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 04.06.2019