Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),
рассмотрев в жалобу ООО "Вертикаль Строй" (далее также - Заявитель, Общество) на действия АО "ММЗ "Авангард" (далее также - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора выполнения работ по текущему ремонту цеха N 35 корпуса N 81; сантехнических и бытовых помещений корпусов NN 19, 21, 57, 81 и строений NN 12, 14; помещений дома 33 и корпуса N 35 для передислокации служб предприятия, цеха N 34 корпуса N 6 (столярный цех); цеха N 14 корпуса N 81 участка "Крышка"; центральной проходной корпуса N 35 (реестровый N 31907784393) (далее - Конкурс),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
Проанализировав заявленные доводы, Комиссия приходит к выводу о возможности рассмотрения указанной жалобы в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, учитывая требования, установленные частью 10 статьи 3 Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закона о закупках).
Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших в заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссией установлено следующее.
На официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС, Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг (далее - Положение о закупках).
Согласно первому доводу жалобы Заказчиком в нарушение требований действующего законодательства в составе Конкурсной документации отсутствует проектная документация и сметы, что не позволяет участникам Конкурса определить цену работ и в полной мере и обоснованно сформировать свое предложение, а также надлежащим образом выполнить работы.
Комиссия, заслушав возражения Заказчика, оценив представленные документы
и сведения в их совокупности и взаимной связи, установила следующее.
Согласно части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация необходима для выполнения работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объекта капитального строительства.
Учитывая то, что предметом Конкурса является текущий ремонт, то довод Заявителя о необходимости включения в состав Конкурсной документации проектной документации является необоснованным.
Кроме того, Пунктом 3.2 Извещения о проведении открытого конкурса установлено: "Выполнение работ по текущему ремонту цеха N 35 корпуса N 81; сантехнических и бытовых помещений корпусов NN 19, 21, 57, 81 и строений
NN 12, 14; помещений дома 33 и корпуса N 35 для передислокации служб предприятия, цеха N 34 корпуса N 6 (столярный цех); цеха N 14 корпуса N 81 участка "Крышка"; центральной проходной корпуса N 35 производится в соответствии с требованиями Части II "Техническая часть" Конкурсной документации и Части III "Проект договора" Конкурсной документации в количестве 1 (Одна) условная единица". При этом, в части II "Техническая часть" приведен весь перечень работ, которые необходимо выполнить с указанием объема таких работ и описанием.
Согласно статье 709 Гражданского кодекса Российской Федерации смета может быть подготовлена по поручению заказчика подрядчиком. Сметы (локальные сметные расчеты) подлежат составлению победителем закупки в течение 10 рабочих дней со дня заключения договора (п. 3.2.1 проекта договора), соответственно довод Заявителя о необходимости включения в состав документации о закупке указанных смет не нашел своего подтверждения, в связи с чем рассматриваемый довод жалобы Комиссия признает необоснованным.
Также в своей жалобе Заявитель указывает на установление Заказчиком неправомерного требования Конкурсной документации о необходимости наличия у участника Конкурса лицензии ФСБ на право выполнения работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, которое, по мнению Заявителя, является избыточным и накладывает на потенциальных участников Конкурса дополнительные и ничем необоснованные ограничения.
Подпунктом 3 пункта 6.11.2 Положения о закупках установлено, что Заказчик вправе установить дополнительное требование к участникам закупки в части наличия у участника лицензии на работу со сведениями, составляющими государственную тайну, что и было установлено Заказчиком в пункте 10 раздела 1.2 Информационной карты.
Представители Заказчика пояснили, что АО "ММЗ "Авангард" выполняются секретные работы и обеспечивается сохранность сведений, которые составляют государственную тайну.
Согласно представленному на заседании Комиссии акту от 24.03.2016 N 17/06 "Обследование режимного помещения особорежимного объекта АО "ММЗ "Авангард" генеральным директором Заказчика на основании раздела XII пункта 173 постановления Правительства Российской Федерации от 05.01.2004 N 3-1 "Обеспечение режима секретности в Российской Федерации" была создана комиссия, которая провела обследование режимного помещения особорежимного объекта Заказчика с целью контроля эффективности принятых мер по обеспечению режима секретности, противодействию иностранным техническим разведкам и технической защите информации.
В соответствии с частью 1 статьи 27 Федерального закона от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" (далее - Закон о государственной тайне) допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.
Согласно части 4 статьи 4 Закона о государственной тайне органы государственной власти должны обеспечить, в том числе, защиту переданных им другими органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями сведений, составляющих государственную тайну, а также сведений, засекречиваемых ими; защиту государственной тайны на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях в соответствии с требованиями актов законодательства Российской Федерации; в пределах своей компетенции проведение проверочных мероприятий в отношении граждан, допускаемых к государственной тайне.
На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что лицензия на выполнение услуг, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, необходима, поскольку услуги будут выполняться с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
Вместе с тем Заявителем на заседание Комиссии не представлено сведений, подтверждающих необоснованность включения требований о наличии лицензии на оказание услуг, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчиком неправомерно установлено в документации о конкурсе требование к участникам закупки о наличии действующей лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выданной уполномоченным органом, не нашел своего подтверждения.
Также в своей жалобе Заявитель оспаривает установление Заказчиком неправомерного требования в Конкурсной документации о предоставлении в составе заявки участника Конкурса выписки из СРО.
Согласно пункту 14 Информационной карты заявка на участие в Конкурсе должна содержать в том числе выписку из реестра членов СРО по форме, которая утверждена приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58.
Пунктом 1.6.2 Конкурсной документации установлено, что участник процедуры закупки должен обладать указанными в Информационной карте конкурса документами, подтверждающими его соответствие такому требованию.
Таким образом, Заказчиком установлено требование о предоставлении указанной выписки в качестве критерия допуска к участию в Конкурсе.
В свою очередь, представители Заказчика пояснили, что при установлении требования о предоставлении в составе заявки выписки из СРО Заказчик исходил из совокупности следующих обстоятельств:
работы подлежат выполнению, в том числе на действующих опасных производственных объектах;
работы подлежат выполнению без прекращения производственной деятельности Заказчика в ремонтируемых объектах, с целью обеспечения непрерывности выполнения работ по исполнению государственного оборонного заказа;
значительный объем работ, начальная максимальная цена которого превышает 253 млн.рублей;
финансирование работ за счет средств, получаемых от выполнения государственного оборонного заказа, а расходы на оплату текущего ремонта включены в себестоимость продукции военного назначения, которая регулируется государством в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 275-ФЗ
"О государственном оборонном заказе".
В этой связи, в целях обеспечения регулируемого уровня цен на производимую заводом продукцию, обеспечения непрерывного производства и эффективного расходования государственных средств, получаемых за исполнение государственного оборонного заказа, а также, учитывая специфику завода, к поставщикам товаров, работ, услуг для АО "ММЗ "Авангард" предъявляются повышенные требования, а именно наличие у подрядчика членства в соответствующем СРО, что предусматривает дополнительные финансовые гарантии прав Заказчика на случай некачественного выполнения работ.
Вместе с тем Комиссия отмечает, что установление такого требования в качестве критерия допуска участников к Конкурсу является неправомерным ввиду следующего.
Согласно статье 1 Закона о закупках целью указанного закона являются эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках предусмотрено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Из указанной нормы следует, что требование, вытекающее из ч. 2 ст. 52 ГрК РФ, в части ремонтных работ распространяется только на работы по капитальному ремонту объектов капитального строительства (зданий, строений, сооружений, объектов незавершенного строительства, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек - п. 10 ст. 1 ГрК РФ). Необходимости членства в СРО для выполнения работ по текущему ремонту законом не установлено.
Таким образом, текущий ремонт объекта капитального строительства не требует наличия у подрядчика членства в саморегулируемой организации. Соответственно, при закупке таких работ заказчик не вправе устанавливать требования к участникам закупки, вытекающие из необходимости у них членства в СРО.
Вместе с тем следует отметить, что, учитывая довод представителей Заказчика об обязательности представления выписки из СРО в силу дополнительных финансовых гарантий прав Заказчика на случай некачественного выполнения работ, Комиссия допускает установление требования членства участников закупки в СРО как нестоимостной критерий оценки, что, в свою очередь, позволит Заказчику присвоить максимальный балл соответствующему участнику закупки и отдать предпочтительность его заявке, не ограничивая таким образом круг потенциальных участников, готовых исполнить договор.
В этой связи, данный довод Заявителя Комиссия признает обоснованным.
С учетом изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Вертикаль Строй" (ИНН 7717676395) на действия АО "ММЗ "Авангард" (ИНН: 7743065177) при проведении Конкурса обоснованной в части установления неправомерного требования представления выписки из СРО в качестве критерия допуска, а в остальной части - необоснованной.
Установить в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 4 июня 2019 г. N 077/07/00-1483/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 04.06.2019