Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее - Марийское УФАС России) в рамках исполнения письма ФАС России от 25.05.2018 исх. N АК/37872-ПР/18 осуществлен мониторинг реализации минеральной воды в торговых сетях городского округа "Город Йошкар-Ола".
По результатам проведенных действий установлен факт реализации в торговой сети "Пятерочка" минеральной воды "Лечебная N 17 тип Есентукский" производителя ООО "Объединенная водная компания" (чек о приобретении продукции от 03.06.2018).
В соответствии с частью 2 статьи 34 Конституции Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Главой 2.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) установлен запрет на недобросовестную конкуренцию.
В силу статьи 14.2 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция путем введения в заблуждение, в том числе в отношении: качества и потребительских свойств товара, предлагаемого к продаже, назначения такого товара, способов и условий его изготовления или применения, результатов, ожидаемых от использования такого товара, его пригодности для определенных целей (пункт 1 части 1 статьи 14.2 Закона о защите конкуренции); места производства товара, предлагаемого к продаже (пункт 3 части 1 статьи 14.2 Закона о защите конкуренции).
В силу пункта 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции недобросовестной конкуренцией являются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
ООО "Объединенная водная компания" имеет действующее свидетельство на право использования наименования места происхождения товаров "Ессентуки N 17" (N 23/54), однако добыча минеральной воды осуществляется из скважины N 58 Южно-Калабоского месторождения минеральных вод, а не с Ессентукского месторождения.
Реализация минеральной воды "Лечебная N 17 тип Есентукский" ООО "Объединенная водная компания" осуществляется на территории всей Российской Федерации.
В то же время согласно ответу Департамента по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу от 20.12.2018 N01-06-06/910, лицензиями на пользование участками недр с минеральными водами Ессентукского месторождения обладают АО "Кавминкурортресурсы", ООО "Ессентукский завод минеральных вод на КМВ", ООО "Холод-Розлив".
ООО "Ессентукский завод минеральных вод на КМВ", АО "Кавминкурортресурсы" в ходе рассмотрения материалов указали, что действия ООО "Объединенная водная компания" по производству и введению в оборот минеральной воды с указанием на этикетке "Лечебная N 17 тип Есентукский" вводят потребителей в заблуждение и являются актом недобросовестной конкуренции.
Марийским УФАС России проведен опрос потребителей в форме анкетирования. Согласно данным, полученным в ходе анкетирования, 72 % опрошенных указали, что ожидают, что минеральная вода "N17 тип Ессентукский" соответствует показаниям к применению, утвержденным для минеральной воды "Ессентуки", 63 % опрошенных указали, что информация на этикетке воды "тип Ессентукский" говорит о том, что вода добывается в Ессентуках, а также 54 % опрошенных указали, что информация на этикетке минеральной воды "N17 тип Ессентукский" говорит о соответствии характеристик минеральной воды Ессентуки N17.
Кроме того, согласно Заключению Всероссийского центра изучения общественного мнения, подавляющее большинство респондентов (79%) ожидают, что вода, на этикетке которой есть указание номера 4 или 17, будет соответствовать регламентированным ГОСТом характеристикам минеральной воды Ессентуки N4 или N17 соответственно. Восемь из десяти респондентов (80%), покупая воду, на этикетке которой есть указание номера 4 или 17, ожидают, что показания к применению этой воды будут соответствовать показаниям к применению воды Ессентуки N4 или N17.
Из указанных сведений следует, что для потребителя использование на этикетке минеральной воды наименования местопроисхождения "Ессентуки", и цифр "17" или "4" означает, что данная минеральная вода добывается из Ессентукского месторождения минеральной воды, состав воды соответствует утвержденному ГОСТ Р 54316-2011 для вод "Ессентуки N4" и "Ессентуки N17". Указанные характеристики являются важными для потребителей.
Действия ООО "Объединенная водная компания" по указанию на этикетке выпускаемой минеральной воды "N17 тип Ессентукский" вводят потребителей в заблуждение относительно происхождения и свойств производимой минеральной воды под наименованием "Лечебная N 17 тип Ессентукский".
Указанные действия ООО "Объединенная водная компания" противоречат требованиям действующего законодательства, требованиям добропорядочности, разумности, ведут к получению необоснованных преимуществ перед иными хозяйствующими субъектами, которым предоставлено право на добычу минеральной воды Ессентукского месторождения минеральной воды. Следовательно, указанные действия содержат признаки нарушения пунктов 1, 3 статьи 14.2 Закона о защите конкуренции.
На основании вышеизложенного, Марийское УФАС России полагает, что в действиях ООО "Объединенная водная компания" содержатся признаки нарушения пунктов 1, 3 статьи 14.2 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившиеся во введении в заблуждение относительно потребительских свойств и места происхождения минеральной воды "Лечебная N 17 тип Есентукский".
Согласно части 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение выдается лицам в случае выявления признаков нарушения статьи 14.2 Закона о защите конкуренции.
Марийским УФАС России на основании пункта 1.4 Правил передачи антимонопольным органом заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства на рассмотрение в другой антимонопольный орган, утвержденных приказом ФАС России от 01.08.2007 N244, получены полномочия на осуществление действий по выдаче предупреждения, возбуждению и рассмотрению дела в отношении ООО "Объединенная водная компания" по признакам нарушения антимонопольного законодательства (письмо ФАС России от 04.03.2019 NАК/16347/19).
На основании вышеизложенного, Марийское УФАС России, руководствуясь статьей 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", предупреждает ООО "Объединенная водная компания" (ИНН 4205123314, юридический адрес: шоссе Черкесское, 2-ой км, село Винсады, Предгорный район, Ставропольский край, 357361) о необходимости в пятнадцатидневный срок с момента получения предупреждения прекратить нарушение пунктов 1, 3 статьи 14.2 Закона о защите конкуренции путем прекращения использования на этикетках минеральной воды наименования "Лечебная N 17 тип Есентукский", добываемой вне Ессентукского месторождения минеральной воды.
О выполнении предупреждения сообщить в Марийское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения с приложением подтверждающих документов.
В соответствии с частью 5 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении.
При условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением. В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения (части 7, 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предупреждение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 25 мая 2018 г. N 012/01/14.2-117/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 08.04.2019