Я, заместитель руководителя-начальник отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России, рассмотрев протокол об административном правонарушении по делу N 010/04/14.9-242/2019 от 17.05.2019 и материалы об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ в отношении _, занимавшего на момент совершения правонарушения должность заместителя начальника КУ РК "Управтодор РК", в его отсутствие (уведомлен надлежащим образом),
УСТАНОВИЛ:
Протоколом N 010/04/14.9-242/2019 от 17.05.2019 возбуждено дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ, в отношении должностного лица - заместителя начальника КУ РК "Управтодор РК" _ (на момент совершения правонарушения).
Дело рассмотрено в отсутствие_. Свои пояснения_. дал в рамках составления протокола об административном правонарушении. Факт вменяемого нарушения антимонопольного законодательства не отрицал. При этом пояснил, что в КУ РК "Управтодор РК" принят на должность заместителя начальника 04.12.2017. Неисполнение ООО "Ремстройкомплект" своих обязательств по ранее заключенным контрактам привело к возникновению угрозы безопасности дорожного движения, жизни и здоровью пользователей автомобильных дорог. В связи с чем, контракты с Обществом были расторгнуты и с целью недопущения возникновения в зимний период чрезвычайных ситуаций, а также отсутствию времени на проведения полноценной процедуры торгов было принято решение о заключении 5 контрактов на содержание дорог.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
Решением Комиссии Карельского УФАС России от 06 ноября 2018 года по делу N04-36/02-2018 о нарушении антимонопольного законодательства в действиях КУ РК "Управтодор РК" установлено нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившееся в заключении в декабре 2017 года контрактов на выполнение работ по содержанию сети автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Карелия без проведения конкурентных процедур, что привело к созданию для отдельных хозяйствующих субъектов преимущественных условий осуществления деятельности и могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Согласно Решению, 01 декабря 2017 года КУ РК "Управтодор РК" приняло решение об одностороннем отказе от исполнения государственных контрактов на выполнение работ по содержанию сети автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, заключенных с ООО "Ремстройкомплект", в связи с неисполнением и ненадлежащим исполнением Обществом своих обязательств по контрактам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии положениями главы 3 Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
22 декабря 2017 года КУ РК "Управтодор РК" на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе заключило государственные контракты с единственными подрядчиками без проведения торгов:
- N4-э/18 на выполнение работ по содержанию сети автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения в Кондопожском районе, в части сети Прионежского района Республики Карелия с 22.12.2017 по 31.03.2018 на сумму 17 463 688 рублей с ООО "Кондопожское ДРСУ";
- N5-э/18 на выполнение работ по содержанию сети автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения в Олонецком районе Республики Карелия с 22.12.2017 по 31.03.2018 на сумму 20 511 145 рублей с ООО "Олонецавтодор";
- N6-э/18 на выполнение работ по содержанию сети автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения общей протяженностью 3815,600 км в районах Республики Карелия с 22.12.2017 по 31.03.2018 на сумму 178 178 888 рублей с ООО "Автодороги-Питкяранта";
- N7-э/18 на выполнение работ по содержанию сети автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения в Медвежьегорском районе, части Кондопожского и Сегежского районов Республики Карелия с 22.12.2017 по 31.03.2018 на сумму 32 828 074 рублей с ООО "Кольское ДРСУ";
- N8-э/18 на выполнение работ по содержанию сети автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения в Прионежском районе, части сети Петрозаводского городского округа, Кондопожского и Пряжинского районов Республики Карелия с 22.12.2017 по 31.03.2018 на сумму 42 761 470 рублей с ООО "Петрозаводское ДРСУ".
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случаях закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме, в том числе при заключении федеральным органом исполнительной власти контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера) и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно. При этом заказчик вправе заключить в соответствии с указанным пунктом контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги соответственно в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме.
Согласно Постановлению Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2016 N7, в силу пункта 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер. Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.
Также, в силу Постановления Президиума Верховного суда Российской Федерации от 21.06.2012 N 3352/12 юридическая квалификация обстоятельства как непреодолимой силы возможна только при одновременном наличии совокупности ее существенных характеристик: чрезвычайности и непредотвратимости.
Под чрезвычайностью понимается исключительность, выход за пределы "нормального", обыденного, необычайность для тех или иных жизненных условий, что не относится к жизненному риску и не может быть учтено ни при каких обстоятельствах.
Чрезвычайный характер непреодолимой силы не допускает квалификации в качестве таковой любого жизненного факта, ее отличие от случая в том, что она имеет в основе объективную, а не субъективную непредотвратимость.
В силу статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Следовательно, обстоятельства, которые могут служить обоснованием причин заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случае, если возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы, в связи с чем применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно, должны обладать свойствами внезапности, чрезвычайности и непредотвратимости.
Таким образом, КУ РК "Управтодор РК" не имело оснований для заключения государственных контрактов от 22.12.2017 на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Размещение государственного или муниципального заказа без проведения конкурентной процедуры торгов в случаях, когда необходимость их проведения установлена законом, фактически приводит к устранению конкуренции за право заключения государственного или муниципального контракта, ограничивает доступ неопределенного круга хозяйствующих субъектов (потенциальных участников торгов) на рынок товара (работ, услуг), являющегося предметом закупки, и создает необоснованные преимущества в предпринимательской деятельности лица, с которым такой контракт заключен по максимальной цене в обход предусмотренного действующим законодательством порядка, в связи с чем квалифицируется как нарушение антимонопольного законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Закона о защите конкуренции за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Статьей 2.4 КоАП РФ установлено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Согласно примечанию к статье 2.4 КоАП РФ под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие и т.д.
Согласно части 1.2 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.9 КоАП РФ, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 статьи 14.32 настоящего Кодекса, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
_., занимавший на момент совершения правонарушения должность заместителя начальника КУ РК "Управтодор РК", в нарушение требований действующего законодательства заключил вышеуказанные контракты.
Таким образом, в действиях должностного лица_. содержится состав нарушения части 1 статьи 14.9 КоАП РФ.
Объектом правонарушений по части 1 статьи 14.9 КоАП РФ являются общественные отношения в сфере антимонопольного регулирования с участием органов власти и органов местного самоуправления, иных органов и организаций, осуществляющих функций указанных органов.
Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ, составляют действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством РФ и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности
Объективная сторона правонарушения, совершенного_., выразилась в нарушении указанным лицом требований части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Субъектом административного правонарушения является_., заключивший 22.12.2017 контракты NN 4-э/18, 5-э/18, 6-э/18, 7-э/18, 8-э/18.
С субъективной стороны правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ, может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.
Вина должностного лица _ в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ, подтверждается материалами дела об административном правонарушении.
Место совершения административного правонарушения - адрес заказчика: г. Петрозаводск, ул. Шотмана, д. 10а.
Время (дата) совершения административного правонарушения - 22.12.2017 (дата заключения договоров).
Обстоятельства непреодолимой силы, находящиеся вне контроля_., препятствовавших надлежащему исполнению Закона о защите конкуренции на рассмотрении дела не установлены.
Обстоятельств, смягчающих административную ответственность, обстоятельств, отягчающих административную ответственность, а также обстоятельств, являющихся основанием для прекращения производства по делу, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не установлено.
Состав рассматриваемого административного правонарушения является формальным, не зависит от наступления каких - либо негативных последствий и предусматривает ответственность за сам факт совершения противоправного поступка, выразившегося в нарушении требований законодательства Российской Федерации.
Установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения_. к административной ответственности не истек.
Руководствуясь статьями 4.1, 23.48, 29.9, 29.10, 14.9 КоАП РФ, заместитель руководителя-начальник отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России _
ПОСТАНОВИЛ:
Признать должностное лицо заказчика КУ РК "Управтодор РК" _ виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ.
Назначить должностному лицу заказчика КУ РК "Управтодор РК" _ наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 (пятнадцать тысяч) рублей 00 копеек.
Реквизиты для перечисления штрафа:
Банк: отделение НБ - Респ.Карелия Банка России г. Петрозаводск, БИК 048602001.
Получатель: ИНН 1001041153 КПП 100101001 Управление Федерального казначейства по Республике Карелия (Карельское УФАС России), л/с 04061410910
Счет: 40101810600000010006
Код бюджетной классификации 161 1 16 02010 01 6000 140
Код ОКТМО 86701000
Назначение платежа: административный штраф за нарушение антимонопольного законодательства, дело N 010/04/14.9-242/2019
Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу в сроки, предусмотренные пунктом 1 статьи 31.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2. КоАП РФ, штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения сроков отсрочки, рассрочки, предусмотренных статьёй 31.5 КоАП РФ.
Согласно части 5 статьи 32.2. КоАП РФ, при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней со срока, указанного в части 1 данной статьи, соответствующие материалы направляются судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа. Кроме того, составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.
В соответствии с Главой 30 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Заместитель руководителя-
начальник отдела контроля органов власти и закупок
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия от 29 мая 2019 г. N 010/04/14.9-242/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 29.05.2019