Я, заместитель руководителя управления-начальник отдела защиты конкуренции Липецкого УФАС России <_>, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении N048/04/14.3-238/2019, возбужденного в отношении индивидуального предпринимателя <_> (<_>) (далее - ИП <_>), по ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отсутствии ИП <_>,
УСТАНОВИЛ:
В Липецкое УФАС России поступило обращение депутата Липецкого областного совета депутатов <_> о том, что к нему как к депутату, во время приёма граждан обратилась гражданка с жалобой на распространение рекламных объявлений "Городского центра учета водопотребления", а именно: заявитель обнаружила рекламное объявление в своем почтовом ящике по указанному адресу следующего содержания: "Городской Центр Учета Водопотребления ИЗВЕЩЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ РАБОТ N6415-14 Телефон горячей линии 8 (4742) 39-28-84 Номер ВРФ 62471438 06.2018 4900000070400000000000 <таблица> Период РРИМ: июнь 2018 года Код подразделения: 2РО-П ПОВТОРНОЕ ИЗВЕЩЕНИЕ Федеральный закон Российской Федерации от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 27.02.2017) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов". ИЗВЕЩЕНИЕ N6415-14 Номер ВРФ 62471438 4900000070400000000000 Работы по поверке будут производиться в период:18 июн. - 18 июл. 2018 г. Вопросы принимаются по телефону: 8 (4742) 39-28-84 внимание! Напоминаем Вам, что согласно Федеральному Закону от 26.06.2008 г. N102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", а также Постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354, индивидуальные приборы учета воды должны пройти обязательную метрологическую поверку, без проведения которой приборы считаются непригодными для учета водопотребления. Таким образом, во избежание начисления платы за потребление воды по общему нормативу, а также в целях соблюдения требований Федерального Закона, Вам необходимо согласовать дату и время процедуры проведения поверки приборов учета воды (в случае истечения межповерочного интервала) по телефону 8 (4742) 39-28-84. Работы по поверке будут проводиться с 18 июня по 18 июля 2018 года. Обращаем Ваше внимание, что самостоятельный демонтаж, а так же несанкционированное вмешательство в работу приборов учета категорически запрещено!".
Статья 1 Закона о рекламе в числе целей данного Федерального закона устанавливает, в том числе, реализацию права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
Согласно п. 1 ст. 3 Закона реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
П. 2 ст. 3 Закона о рекламе говорит, что объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона о рекламе товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Информация, размещенная на листовках организации с наименованием "Городской Центр Учета Водопотребления" в силу ст. 3 Закона о рекламе является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц, распространяется среди неопределенного круга лиц и направлена на привлечение внимания, формирование интереса потребителей такой информации к услугам по метрологической поверке приборов учета воды, предоставляемым данной компанией, а также продвижение этих услуг на рынке.
В соответствии с ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Реклама услуг по поверке приборов учета воды оформлена в виде листовок по форме схожих с бланками - извещениями (извещениями - счетами), выставляемыми ресурсоснабжающими организациями за оказание коммунальных услуг (изображение штрих-кода, размер листовки, расположение рекламного текста, ссылка на нормативные документы, указание об ответственности за невыполнение требований нормативно-правового акта) и обращена к собственникам жилых помещений (плательщикам за коммунальные услуги). Однако в этой рекламе отсутствует указание на организационно-правовую форму организации, оказывающей такие услуги.
Таким образом, сходство рекламных листовок с извещениями ресурсоснабжающих организаций и отсутствие указания на организационно-правовую форму организации, оказывающей услуги по поверке приборов учета воды, искажает смысл рекламной информации и вводит в заблуждение потребителей рекламы (собственников жилых помещений) относительно объекта рекламирования путем формирования обязанности поверки приборов учета воды только у организации с наименованием "Городской Центр Учета Водопотребления".
Согласно информации, поступившей в антимонопольный орган от ПАО "МТС", указанный в рекламе абонентский номер 8 (4742) 39-28-84 был зарегистрирован с 11.05.2017 по 18.07.2018 за ИП <_>.
12.07.2018 в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей была внесена запись об изменении фамилии индивидуального предпринимателя <_>. В настоящее время за ИНН <_> и ОГРНИП <_>зарегистрирован ИП <_>.
Следовательно, рекламодателем указанной выше рекламы следует считать ИП <_>.
Согласно части 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных, в частности частью 7 статьи 5 Закона о рекламе несет рекламодатель, которым является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, то есть ИП <_>.
В соответствии с указанными выше фактами, реклама ИП <_> содержит признаки нарушения части 7 статьи 5 Закона о рекламе, т.к. в рекламе отсутствует указание на организационно-правовую форму организации, оказывающей услуги по поверке приборов учета воды, что искажает смысл рекламной информации и вводит в заблуждение потребителей рекламы (собственников жилых помещений) относительно объекта рекламирования путем формирования обязанности поверки приборов учета воды только у организации с наименованием "Городской Центр Учета Водопотребления".
На основании вышеизложенного, Липецким УФАС России было возбуждено дело N 13 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 19 октября 2018 г. по делу N 13 признано наличие нарушения ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" признано ненадлежащей рекламой "Городского центра учета водопотребления", следующего содержания: "Городской Центр Учета Водопотребления ИЗВЕЩЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ РАБОТ N6415-14 Телефон горячей линии 8 (4742) 39-28-84 Номер ВРФ 62471438 06.2018 4900000070400000000000 <таблица> Период РРИМ: июнь 2018 года Код подразделения: 2РО-П ПОВТОРНОЕ ИЗВЕЩЕНИЕ Федеральный закон Российской Федерации от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 27.02.2017) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов". ИЗВЕЩЕНИЕ N6415-14 Номер ВРФ 62471438 4900000070400000000000 Работы по поверке будут производиться в период:18 июн. - 18 июл. 2018 г. Вопросы принимаются по телефону: 8 (4742) 39-28-84 внимание! Напоминаем Вам, что согласно Федеральному Закону от 26.06.2008 г. N102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", а также Постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354, индивидуальные приборы учета воды должны пройти обязательную метрологическую поверку, без проведения которой приборы считаются непригодными для учета водопотребления. Таким образом, во избежание начисления платы за потребление воды по общему нормативу, а также в целях соблюдения требований Федерального Закона, Вам необходимо согласовать дату и время процедуры проведения поверки приборов учета воды (в случае истечения межповерочного интервала) по телефону 8 (4742) 39-28-84. Работы по поверке будут проводиться с 18 июня по 18 июля 2018 года. Обращаем Ваше внимание, что самостоятельный демонтаж, а так же несанкционированное вмешательство в работу приборов учета категорически запрещено!".
Частью 4 статьи 38 Закона о рекламе установлено, что нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса,
- влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объектом рассматриваемого правонарушения является установленный порядок управления, в частности, в сфере государственного контроля и надзора.
Объективная сторона состоит в нарушении установленных рекламным законодательством норм и заключается в том, что ИП <_> нарушил ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе.
Субъект - ИП <_> (<_>).
Субъективная сторона выражается в форме неосторожности, так как ИП <_> должен был знать и соблюдать рекламное законодательство, однако допустил нарушение, ответственность за которое предусмотрено частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.
Место совершения административного правонарушения - г. Липецк.
Время совершения административного правонарушения - 28.06.2018.
12.04.2019 г. на процедуру составления протокола об административном правонарушении ИП <_> не явился, явку представителя не обеспечил. О месте и времени составления протокола об административном правонарушении уведомлен надлежащим образом.
На основании ч.4.1 ст.28.2 КоАП РФ протокол был составлен в отсутствие ИП <_>.
24.05.2019 г. ИП <_> на рассмотрение не явился, явку представителя не обеспечил. О месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении N 048/04.14.3-205/2019 уведомлен надлежащим образом.
Решением Комиссии Липецкого УФАС России от 19.10.18 г. по делу N 13 ИП <_> было выдано предписание об устранении нарушения законодательства о рекламе. Информация об исполнении предписания в Липецкое УФАС России от ИП <_> не поступала. Следовательно, предписание Липецкого УФАС России об устранении нарушения законодательства о рекламе ИП <_> не исполнено.
В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государственной мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В силу ч. ч. 1, 3 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
Статьей 24.1 КоАП РФ предусмотрено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно п. 4 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Применение положений статьи 2.9 КоАП РФ, и освобождение ИП <_>, от административной ответственности рассмотрено и признано невозможным, ввиду следующего.
Малозначительность административного правонарушения сформулирована законодателем как оценочное понятие, содержание которого конкретизируется правоприменительными органами с учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого дела. Применение положений статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью должностного лица и осуществляется с учетом конкретных обстоятельств дела.
В рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении ИП <_> к исполнению своих обязанностей в области соблюдения рекламного законодательства Российской Федерации.
Нарушение требований вышеуказанного законодательства имеет высокую социальную значимость и находится под постоянным особым контролем со стороны государства, в связи с этим данное правонарушение нельзя признать малозначительным.
Согласно п. 4 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.1.1. КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса.
В силу ч. 1, 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
На официальном сайте Федеральной налоговой службы по Липецкой области, по адресу информационно-телекоммуникационной сети интернет: https://www.nalog.ru/rn48/, публикуется Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, в соответствии с которым ИП <_> является микропредприятием.
Установлено, что территориальными органами ФАС России ИП <_> неоднократно привлекался к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.
Так, Кировским УФАС России в отношении ИП <_> вынесено постановление N 82р-18/12-04-2018р от 22.10.2018 г. о назначении административного наказания в виде наложения штрафа в размере 4000 рублей.
Иркутским УФАС России в отношении ИП <_> вынесены постановления: N 53-19, 54/19, 55/19 от 04.02.2019 г.; N 74/19 , 75/19 от 13.02.2019 г. о назначении административного наказания в виде предупреждения.
Карельским УФАС России в отношении ИП <_> вынесены постановления: N 03-03/20-2018 от 30.07.2018 г. о назначении административного наказания в виде предупреждения; N 03-03/43-2018 от 17.09.2018 г. о назначении административного наказания в виде наложения штрафа в размере 4000 рублей; N 03-03/02-2018 от 04.03.2019 г. о назначении административного наказания в виде наложения штрафа в размере 5000 рублей.
С учетом изложенного, замена административного штрафа на предупреждение не предусмотрена.
Учитывая характер совершенного ИП <_> административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, руководствуясь ст. 2.9, 3.2, 3.3, 3.4, 3.5, 4.1, 4.2, 4.3, 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
П О С Т А Н О В И Л:
Признать индивидуального предпринимателя <_> (<_>) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 4 000 (четырех тысяч) рублей, с учетом ч. 3.2, ст. 4.1 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьёй 31.5 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 5 ст. 3.5 КоАП сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме. Сумму штрафа за нарушение антимонопольного законодательства надлежит уплатить по следующим реквизитам:
УФК по Липецкой области (Липецкое УФАС России л/с N 04461056940);
БИК 044206001
р/с 40101810200000010006 в Отделении Липецк г. Липецка
ИНН 4826018513
КПП 482601001
ОКТМО 42701000
КБК 16111626000016000000
(УИН: 16100500000000090850)
Заверенную копию документа, подтверждающую уплату штрафа, лицо, привлечённое к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление, по адресу: 398050, г. Липецк, пл. Плеханова, д. 1, каб. 515а.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечёт наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.
В соответствии частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом в отношении юридического лица, может быть обжаловано в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 27 мая 2019 г. N 048/04/14.3-205/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 27.05.2019