Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения Федерального закона от 13.06.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Комиссия) в составе: председатель Комиссии: "_" члены Комиссии: "_" рассмотрев дело N 04-Р-2019, возбужденное в отношении гражданки "_" по признакам нарушения требований, установленных пунктом 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.06.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), в связи с распространением рекламы, содержащей не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами, в присутствии лица, в действиях которого содержаться признаки нарушения Закона о рекламе - гражданки "_" (личность установлена по паспорту), в отсутствие заинтересованных лиц: ООО "АСТРЕЯ", ООО "Студия рекламы", надлежащим образом извещенных о дате и времени рассмотрения дела,
УСТАНОВИЛА:
Чувашским УФАС России, в порядке части 2 статьи 36 Федерального закона от 03.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) возбуждено дело по признакам нарушения требований пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе в отношении гражданки "_".
Основанием для возбуждения дела послужило осуществленное 11.03.2019 Чувашским УФАС России контрольное мероприятие за соблюдением требований Закона о рекламе на размещение наружной рекламы в границах г. Чебоксары.
Установлено, что на щитовой рекламной конструкции, расположенной в районе многоквартирного жилого дома по адресу г. Чебоксары, пр-т М. Горького, д. 26, между остановками "Кооперативный институт" и "Эльгера", размещена информация следующего содержания.
"АСТРЕЯ центр эстетической медицины "ЛУЧШАЯ КЛИНИКА*" РОССИИ
*по итогам всероссийского конкурса "ПАРАД КЛИНИК" 2018 года, проведенного при поддержке Минздрава РФ 07.12.2018 подробная информация на сайте wwwparadklinik.ru".
Из текста следует, что в содержании информации используется утверждение, что АСТРЕЯ "ЛУЧШАЯ КЛИНИКА*" РОССИИ".
В подтверждение данного утверждения, в виде сноски, сообщается следующее: "*по итогам всероссийского конкурса "ПАРАД КЛИНИК" 2018 года, проведенного при поддержке Минздрава РФ 07.12.2018 подробная информация на сайте wwwparadklinik.ru".
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Содержание вышеуказанной информации, соответствует всем квалифицирующим признакам рекламы, определенным статьей 3 3акона о рекламе.
Таким образом, рассматриваемая информация является рекламой и к ней применимы все требования, установленные Законом о рекламе.
По факту изложенной в рекламе информации ООО "АСТРЕЯ" представило в Комиссию пояснения, согласно которым следует, что ООО "АСТРЕЯ" никак не связано с размещением рассматриваемой рекламы на рекламной конструкции, расположенной в вышеуказанном месте. При этом, ООО "Астрея" действительно 07.12.2018 участвовало в проведении финала Всероссийского конкурса "Парад клиник 2018", проведенного при поддержке Минздрава РФ, где в числе победителей данного конкурса представлен Центр Эстетической медицины "Астрея" г. Чебоксары, удостоившийся приза "ЛУЧШАЯ КЛИНИКА". Из пояснений ООО "Астрея" следует, что общество планировало в январе 2019 года заключить договор с гражданкой "_" в целях рекламирования своей деятельности, с представлением последней макетов наружной рекламы ООО "Астрея" для согласования.
При этом, ООО "Астрея" на момент рассмотрения дела не вступало в какие - либо договорные отношения с гражданкой "_" и не поручало данному лицу распространение рекламы, в том числе, в месте ее обнаружения антимонопольным органом.
Кроме того, в связи с тем, что рассматриваемая реклама явилась предметом реагирования антимонопольного органа, общество произвело демонтаж рекламы на данном щите собственными силами, о чем свидетельствует представленный в материалы дела акт от 20.03.2019 б/н. При этом, по данному факту, ООО "Астрея" обратилось за разъяснениями к ООО "Студия рекламы". Установлено, что в период с 31 января 2017 года по 31 декабря 2018 года ООО "Астрея" состояло в договорных отношениях с ООО "Студия рекламы" в соответствии с договором N 89/017, предметом которого являлись услуги ООО "Студия рекламы" в сфере размещения рекламы ООО "Астрея". Из представленных в материалы дела пояснений ООО "Студия рекламы" установлено, что заказчиком размещения данной рекламы явилась гражданка "_" в соответствии с действующим на момент рассмотрения настоящего дела, договором, представленного в материалы дела, от 22.01.2019 N 156/2019. Предметом данного договора являлись услуги по изготовлению, монтажу и размещению рекламно - информационных материалов на средствах наружной рекламы. Таким образом, в соответствии с данным договором, со 02 февраля 2019 года рекламная конструкция, расположенная по адресу г. Чебоксары, ул. Горького, д. 26, между остановками "Кооперативный институт" и "улица Эльгера", предоставлялась "_" на основании договора от 22 января 2019 года N 156/2019. Как следует из материалов дела, макет рассматриваемой рекламы ООО "Студия рекламы" не изготавливался. Макет рекламы для изготовления постера предоставлялся "_" на электронном носителе, который впоследствии был возвращен "..." без сохранения копий. Оплата по указанному договору "_" не производилась, в связи с чем, представить документы по оплате оказанных услуг не представляется возможным. Указанные обстоятельства гражданка "_" в заседании Комиссии подтвердила. Из представленных в материалы дела пояснений гражданки "_" установлено, что информация была получена с сайта wwwparadklinik.ru и текст рассматриваемой рекламы составлен непосредственно ею, без согласования с ООО "АСТРЕЯ". В соответствии с заключенным договором, местом размещения спорной рекламы явилась рекламная конструкция по адресу г.Чебоксары, пр-т М.Горького, д.26 в период с 01.02.2019 по 20.03.2019 и в настоящее время не размещается. В заседании Комиссии гражданка "_" пояснила, что не предполагала, что указание в рекламе слогана ""ЛУЧШАЯ КЛИНИКА*" РОССИИ"" может явиться нарушением требований законодательства. Как следует из пояснений "_", указывая в рекламе ""ЛУЧШАЯ КЛИНИКА*" РОССИИ"", она предполагала привлечь наибольшее количество потенциальных клиентов к услугам ООО "АСТРЕЯ", поскольку сама является клиентом данного общества. Оценив и проанализировав представленные в заседании Комиссии материалы и заявленные доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия приходит к следующему.
Общие требования к рекламе установлены статьей 5 Закона о рекламе.
В силу части 1 данной статьи определено, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" (далее - Постановление), определено, что при анализе информации, содержащейся в рекламе, судам необходимо иметь в виду, что рекламодатель несет ответственность за достоверность не только тех сведений, которые относятся к его собственной деятельности (товару), являющейся объектом рекламирования, но и тех сведений, которые относятся к деятельности (товару) его конкурентов, объектом рекламирования не являющейся.
Суды должны учитывать, что при сравнении в рекламе собственных товаров с товарами конкурентов не допускаются сравнение, основанное на несопоставимых критериях, или неполное сравнение товаров, поскольку это искажает представление о рекламируемом товаре и не позволяет объективно оценить его свойства.
Поэтому реклама может быть признана недостоверной и в том случае, когда сведения, не соответствующие фактическим обстоятельствам, касаются деятельности (товара) конкурентов.
Обстоятельства дела свидетельствуют, что на щитовой рекламной конструкции, расположенной в районе многоквартирного жилого дома по адресу г. Чебоксары, пр-т М. Горького, д. 26, между остановками "Кооперативный институт" и "Эльгера", размещена информация следующего содержания.
"АСТРЕЯ центр эстетической медицины "ЛУЧШАЯ КЛИНИКА*" РОССИИ
*по итогам всероссийского конкурса "ПАРАД КЛИНИК" 2018 года, проведенного при поддержке Минздрава РФ 07.12.2018 подробная информация на сайте wwwparadklinik.ru".
Исследовав имеющиеся в деле доказательства в совокупности и взаимосвязи, Комиссия пришла к выводу, что в рассматриваемом случае объективное подтверждение того, что ООО "Астрея" действительно является "лучшей клиникой России" по информации сайта wwwparadklinik.ru, отсутствует, в силу следующего.
Для обыденного сознания потребителей рекламы, в зависимости от их личного социального и индивидуального опыта, характерно множественное понимание смысла того или иного текста рекламы.
В силу чего рекламный слоган "ЛУЧШАЯ КЛИНИКА*" РОССИИ также может восприниматься потребителями рекламы по - разному, но доминирующим смыслом данного слогана, для обыденного сознания потребителей рекламы, логично является его буквальное толкование - это преимущество перед остальными.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 29 Постановления, информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителей верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах. В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов "лучший", "первый", "номер один", должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной, как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами (пункт 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе).
При этом, Комиссия, изучив и проанализировав информацию по заданным критериям поиска (сайт wwwparadklinik.ru), установила сведения о результатах проведения 07.12.2018 финала Всероссийского конкурса "Парад клиник 2018".
При этом, во Всероссийском конкурсе приняли участие 83 клиники России, где в числе победителей представлен Центр Эстетической медицины Астрея г. Чебоксары, удостоившийся приза "ЛУЧШАЯ КЛИНИКА".
Информации о том, что данный центр является, в том числе, согласно информации сайта, "ЛУЧШЕЙ КЛИНИКОЙ*" именно России, не усматривается.
В данном случае, общее восприятие рекламы вводит потребителей рекламы в заблуждение, поскольку в спорной рекламе приводятся не обладающие достоверностью сведения о превосходстве (преимуществе) объекта рекламирования- "ЛУЧШАЯ КЛИНИКА*" РОССИИ над такими же товарами иных хозяйствующих субъектов (клиник). Рекламное утверждение "ЛУЧШАЯ КЛИНИКА*" РОССИИ позволяет сделать вывод о том, что ООО "Астрея" сравнивается со всеми участниками рынка аналогичных клиник и является лучшей по всей России.
Комиссия, проанализировав представленные в материалы дела документы, в том числе, данные сайта wwwparadklinik.ru, приходит к выводу, что рассматриваемая реклама является ненадлежащей, поскольку в рекламе используется информация сравнительной характеристики посредством утверждения превосходной степени "лучшая клиника России", без указания и содержания материальных доказательств. Таким образом, рассматриваемая реклама содержит сведения о преимуществах медицинских услуг перед всеми остальными, что служит элементом поддержания имиджа к ООО "Астрея", без указания на конкретные критерии, по которым идет сравнение. Требованием пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе определено, что реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами, признается недостоверной и не допускается.
В материалы дела не представлено объективных подтверждений критериев, в подтверждение заявленного рекламой текста: "ЛУЧШАЯ КЛИНИКА*" РОССИИ.
Таким образом, рассматриваемая реклама является недостоверной.
На основании изложенного, рассматриваемая реклама содержит нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение указанных требований несет рекламодатель.
В силу пункта 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Комиссией установлено, что между ООО "Студия рекламы" и гражданкой "_" заключен договор, согласно которому ООО "Студия рекламы" оказывает услуги по изготовлению, монтажу и размещению рекламно - информационных материалов на средствах наружной рекламы гражданке "_" Из материалов дела также следует, что "_" является инициатором содержания рекламы и распространения рекламы на рекламной конструкции, соответственно она является рекламодателем рассматриваемой рекламы.
На этом основании, ответственность за выявленное нарушение требований, установленных частью 1 пункта 3 статьи 5 Закона о рекламе несет гражданка "_"
При этом, материалами дела установлено, что размещение рассматриваемой рекламы на момент рассмотрения дела прекращено.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Закона рекламе антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе, вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. В связи с тем, что распространение недостоверной рекламы осуществлялось в определенный период времени и в настоящее время прекращено, Комиссия пришла к выводу об отсутствии основания выдачи гражданке "_" предписания о прекращении нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения Закона
о рекламе, Комиссии
РЕШИЛА:
1. Признать рекламу, содержащую текст: "АСТРЕЯ центр эстетической медицины "ЛУЧШАЯ КЛИНИКА*" РОССИИ
*по итогам всероссийского конкурса "ПАРАД КЛИНИК" 2018 года, проведенного при поддержке Минздрава РФ 07.12.2018 подробная информация на сайте wwwparadklinik.ru",
недостоверной, т.к. ее содержание нарушает требования пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
2. Признать гражданку "_" нарушившей пункт 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
3. Предписание о прекращении нарушения Закона о рекламе не выдавать. 4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении гражданки "_"
Председатель Комиссии "_"
Члены Комиссии "_"
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 30 мая 2019 г. N 04-Р-2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 30.05.2019