Заместитель руководителя - начальник отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (далее - Калининградское УФАС России, Управление) Ш (г. Калининград, ул. Барнаульская, 4), рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении 039/04/7.30-152/2019, возбужденного ведущим специалистом-экспертом правового отдела К, по признакам совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении должностного лица -
Т
в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области поступили жалобы ООО "СТРОЙЦЕНТР" на действия администрации муниципального образования "Полесский городской округ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по объекту: "Благоустройство дворовой территории домов NN 43, 41, 39, 35, 33, 31 по ул. Калининградской в г. Полесске", (извещение N 0135300004518000021) (далее - Аукцион).
По результатам рассмотрения жалобы, решением Комиссии от 22.06.2018 N КС-189/2018 Заказчик признан нарушившим п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Определением должностного лица от 29.03.2019 возбуждено дело об административном правонарушении в отношении должностного лица - Т, по признакам совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ. Материалам присвоен номер 039/04/7.30-152/2019.
11.04.2019 по ходатайству Т был составлен протокол об административном правонарушении в его отсутствие.
Определением должностного лица Калининградского УФАС России от 11.04.2019 дело об административном правонарушении 039/04/7.30-152/2019 назначено к рассмотрению на 24.04.2019 в 15 часов 00 минут по адресу: г. Калининград, ул. Барнаульская, д. 4, Калининградское УФАС России.
По ходатайству Т копии протокола и определения о назначении дела к рассмотрению направлены по месту работы на электронный адрес администрации муниципального образования "Полесский городской округ", а также заказным почтовым отправлением с уведомлением по месту работы и месту регистрации.
Надлежащим образом извещённый о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении Т не явился, защитника не направил.
Изучив протокол об административном правонарушении и другие материалы дела, нахожу вину должностного лица - Т в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ, установленной и доказанной, исходя при этом из следующего.
31.05.2018 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0135300004518000021 и Аукционная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта - 10 141 224,00 рублей.
Частью 1 ст. 59 Закона о контрактной системе определено, что под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Объект закупки описывается с учетом правил, установленных ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости); в описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе предусматривает, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 данного закона, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Таким образом, в документации об электронном аукционе Заказчик описывает объект закупки (в том числе, и характеристики товаров), выбрав показатели, определяющие соответствие закупаемой работы предусмотренным заказчиком требованиям, а также три группы значений показателей: максимальные и (или) минимальные значения; значения показателей, которые не могут изменяться.
Как усматривается из материалов дела, товары, используемые при выполнении работ, должны соответствовать перечисленным в документации ГОСТам.
Требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товаров, указаны в разделе 3 "Техническое задание (описание объекта закупки) и обоснование начальной (максимальной) цены контракта" документации об Аукционе, согласно которым ряд используемых товаров должен иметь следующие качественные и технические характеристики:
- п. 1 "Щебень": "ГОСТ 8267-93_содержание пылевидных, глинистых и илистых частиц - не более 1%, содержание глины в комках не должно превышать 0,25% по массе, содержание зерен слабых пород не должно превышать 5 %".
Согласно ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия" (п. 5.2, п. 5.3) приемку и поставку щебня и гравия производят партиями. Партией считают количество щебня (гравия) одной фракции (смеси фракций), установленное в договоре на поставку и одновременно отгружаемое одному потребителю в одном железнодорожном составе или одном судне. При отгрузке автомобильным транспортом партией считают количество щебня (гравия) одной фракции (смеси фракций), отгружаемое одному потребителю в течение суток. Для проверки соответствия качества щебня (гравия) требованиям настоящего стандарта проводят приемочный контроль и периодические испытания. Приемочный контроль на предприятии-изготовителе проводят ежесуточно путем испытания объединенной пробы щебня (гравия), отобранной с каждой технологической линии. При приемочном контроле определяют: зерновой состав; содержание пылевидных и глинистых частиц; содержание глины в комках; содержание зерен слабых пород.
В соответствии с п. 5.4 данного ГОСТ содержание зерен пластинчатой и игловатой формы и содержание дробленых зерен в щебне из гравия и валунов определяют при периодических испытаниях один раз в 10 суток.
Требованиями ГОСТ также определены показатели данных характеристик, которые представлены диапазонным значением либо значением без конкретного показателя.
- п. 4 "Песок мелкий": "Должен соответствовать ГОСТ 8736-2014_содержание зерен крупности больше 10 мм должно быть не более 0,5 % по массе, содержание зерен крупности больше 5 мм должно быть не более 5 % по массе, содержание зерен крупности менее 0,15 мм должно быть не более 10% по массе, содержание пылевидных и глинистых частиц должно быть не более 3% по массе, содержание глины в комках должно быть не более 0,35% по массе".
- п. 5 "Песок карьерный": "Должен соответствовать ГОСТ 8736-2014_содержание зерен крупности больше 10 мм должно быть не более 0,5 % по массе, содержание зерен крупности больше 5 мм должно быть не более 5 % по массе, содержание зерен крупности менее 0,15 мм должно быть ее более 5% по массе, содержание пылевидных и глинистых частиц должно быть не более 2% по массе, содержание глины в комках должно быть не более 0,25% по массе".
Аналогичные условия определены в ГОСТ 8736-2014 "Песок для строительных работ. Технические условия": приемочный контроль на предприятии-изготовителе проводят ежесуточно путем испытания объединенной сменной пробы песков; при приемочном контроле определяют: зерновой состав; содержание пылевидных и глинистых частиц; содержание глины в комках; наличие засоряющих примесей (п. 5.3).
- п. 6 "Плитка тротуарная": "Должна соответствовать ГОСТ 17608-2017, параметры морозостойкости плитки должны характеризоваться маркой F200, при нормальной бетонной прочности, которая должна составлять более 70%, тротуарная плитка должна быть отмечена хорошей истираемостью: от 0,5 до 0,7 г/см2, водопоглощение бетона для плитки должно быть от 5% до 6%".
В соответствии с ГОСТ 17608-2017 "Плиты бетонные тротуарные. Технические условия" (п. 6.1, 6.2, 6.4, 6.4.1) плиты принимают партиями по ГОСТ 13015 и настоящему стандарту службой технического контроля предприятия-изготовителя. В состав партии включают изделия одного вида, последовательно изготовленные по одной технологии из материалов одного вида в течение не более одних суток. Плиты принимают по результатам периодических испытаний - по показателям прочности, морозостойкости, водопоглощения, истираемости, трещиностойкости (для армированных плит) и удельной эффективной активности естественных радионуклидов. Испытания плит на морозостойкость, истираемость, водопоглощение, определение удельной эффективной активности естественных радионуклидов и уточнение переходных коэффициентов по прочности проводят при освоении производства, изменении состава бетона, технологии, вида и качества материалов.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3-6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
В силу п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе.
Согласно п. 3.2.3.4 раздела 1 "Аукцион в электронной форме (общие условия проведения аукциона в электронной форме)" документации об Аукционе все функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, указанные в техническом задании настоящей документации, обязательны для предоставления в первой части заявки в соответствии с инструкцией по заполнению заявки. При описании товара, используемого при выполнении работ, участник закупки указывает значения показателей, которые в соответствии с техническим заданием не подлежат изменению, и конкретные (точные) значения показателей, для которых указаны минимальные и (или) максимальные значения, значения, выраженные диапазоном.
В соответствии с п. 3.2.3.1 раздела 1 "Аукцион в электронной форме (общие условия проведения аукциона в электронной форме)" документации об Аукционе если в техническом задании (описании объекта закупки) значение показателей товара, используемого при выполнении работ, являющихся предметом контракта, является минимальным (более, не менее, от), максимальным (менее, не более, до), сопровождается словами "не менее", "более", "не более", "менее", "не выше", "выше", "не ниже", "ниже", "не хуже", "не ранее", "не позднее", "не реже", "не чаще", "типа", "от", "до", "от до включая диапазон", "включая диапазон", "или", "и/или", "либо" и знаками "+/-", участник закупки указывает конкретные (точные) показатели без слов "не менее", "более", "не более", "менее", "не выше", "выше", "не ниже", "ниже", "не хуже", "не ранее", "не позднее", "не реже", "не чаще", "типа", "от", "до", "от до включая диапазон", "включая диапазон", "или", "и/или", "либо", "на выбор заказчика", "по усмотрению заказчика", "не уже", "уже", "не шире", "шире", знаков "+/-", "+", "-" и иных слов и словосочетаний, не позволяющих определить точное значение характеристик товаров, за исключением случаев, указанных в п. 3.2.3.2.
При этом, согласно п. 3.2.3.2 данного раздела документации об Аукционе характеристики товара, описанные в первой части заявки на участие в аукционе с использованием слов, указанных в п. 3.2.3.1, являются конкретными показателями товара только при условии сопровождения таких слов указанием на документ производителя (вид документа). Допустимо использовать слова "от _ до_" и "включая диапазон от _ до_" при указании конкретных показателей товара, выраженных диапазоном при условии указания в техническом задании диапазонов соответствующих значений со словами "включая диапазон от _ до _" или "в диапазоне от _ до _".
Таким образом, учитывая требования Закона о контрактной системе и положения документации об Аукционе (инструкции по заполнению заявки), участник закупки обязан указать в первой части заявки конкретные показатели используемого товара в отношении товаров, значения показателей которых выражены минимальным и (или) максимальным значением или указаны в диапазоне, при этом значения вышеперечисленных показателей, требуемых Заказчиком, однозначно должны быть представлены одним, конкретным значением, что, учитывая, в том числе, специфику товара, не представляется возможным. Предоставление характеристик без указания конкретного значения показателя по требованиям документации об Аукционе допустимо только при наличии на данный товар документа производителя.
Конкретные значения этих показателей могут быть известны участнику закупки лишь после приобретения товаров, прошедших испытания. Более того, значения указанных показателей могут быть разными не только у разных производителей, но и у одного производителя, в зависимости от партии изготовленного материала. При данных условиях для подачи заявки участникам закупки необходимо приобрести партию товара и подавать заявку уже имея в наличии паспорт товара с описанием характеристик товара.
Таким образом, Заказчик устанавливает требования относительно значения показателей товара после испытаний, а также требования к описанию материалов, входящих в состав данного товара.
Вместе с тем, лицом, ответственным за качество выпускаемой продукции является изготовитель. В предмет контракта по данной закупке изготовление товаров не входит.
Исходя из системного анализа положений документации об Аукционе и ГОСТов, Комиссия приходит к выводу, что Заказчик помимо показателей товаров, установил не предусмотренные Законом о контрактной системе требования к показателям технологических процессов изготовления указанных товаров, результатов испытаний, компонентного состава товаров, которые не свидетельствует о функциональных, технических, качественных и эксплуатационных характеристиках объекта закупки, а лишь используются для определения данных характеристик объекта закупки, и не могут быть признаны показателем товара, и которые на стадии подачи заявки не могут безоговорочно быть представлены участником как конкретные показатели товара.
Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к поставке, для представления подробных сведений о результатах испытаний такого товара.
Кроме того, при условии соответствия товара требованиям ГОСТов допустимые значения результатов испытаний не могут отличаться и выходить за пределы, установленные государственным стандартом, в связи с чем, требование к их описанию также является избыточным и нарушает правила описания объекта закупки.
Таким образом, действия Заказчика, установившего требования к значениям показателей испытаний, требования к показателям товаров в совокупности с условиями их предоставления, определенных инструкцией по заполнению заявки, не соответствуют п. 1 ч. 1 ст. 64, п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно материалам дела, документация об Аукционе утверждена Т.
Т назначен на должность решением Совета депутатов муниципального образования "Полесский городской округ" N NNNN от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, своими действиями Т, утвердив документацию об аукционе с требованиями к значениям показателей испытаний, к показателям товаров в совокупности с условиями их предоставления, определенных инструкцией по заполнению заявки, нарушил п. 1 ч. 1 ст. 31 и п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ, утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.
Место совершения административного правонарушения: г Калининградская обл., г. Полесск, ул. Калининградская, 38.
Время совершения административного правонарушения: 31.05.2018.
В соответствии с ч. 2 ст. 4.1. КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитывается характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность Т в соответствии со ст. 4.3 КоАП РФ, по делу не установлено.
Обстоятельств, смягчающих административную ответственность Т в соответствии со ст. 4.2 КоАП РФ, по делу также не установлено.
В соответствии с п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности. Оценка деяния на предмет выявления его малозначительности - прерогатива правоприменителя, который при ее осуществлении не может руководствоваться произвольными подходами. При применении конкретной нормы, закрепленной в статье 2.9 КоАП РФ и прямо не предусматривающей критерии оценки следует, прежде всего, принимать во внимание принципы и цели юридической ответственности. Обязателен комплексный анализ конкретной нормы в системном единстве с иными положениями законодательства, а так же влияние допущенных нарушений на состояние общества.
Таким образом, малозначительность правонарушения может иметь место лишь при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении лица, привлеченного к административной ответственности, к исполнению своих обязанностей.
Исходя из положений ст. 2.9 КоАП РФ и п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 следует, что малозначительность деяния является оценочным признаком и устанавливается в зависимости от конкретных обстоятельств дела.
Наступление последствий или их отсутствие, с учетом формального состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ, правового значения не имеют.
Учитывая объект противоправного посягательства, характер совершенных действий и другие обстоятельства, характеризующие противоправность деяния, прихожу к выводу о том, что допущенное Т правонарушение не может быть признано малозначительным. Иное противоречило бы одному из важнейших принципов законодательства - неотвратимости наказания за совершенное правонарушение, что провоцирует правонарушителя на пренебрежительное отношение к Закону и дальнейшее совершение аналогичных правонарушений.
Исходя из вышеизложенного и руководствуясь частью, частью 4.2 статьи 7.30, статьями 23.66, 29.9, 29.10. КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛА:
1. Признать должностное лицо - Т виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Назначить Т наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 (три тысячи) рублей.
Заместитель руководителя |
Ш |
Отметка о вручении (направлении) копии постановления согласно ст. 29.11. КоАП РФ
____________________________________________________________________ _________
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.
В соответствии с частью 7 статьи 21 Федерального закона Российской Федерации от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" постановление о наложении штрафа может быть представлено к исполнению в течение двух лет со дня его вступления в законную силу.
В соответствии с частью 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно пункту 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 24 апреля 2019 г. N 039/04/7.30-152/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 24.04.2019