Резолютивная часть решения объявлена 22 мая 2019 года.
Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев дело N 058/05/24-101/2019, возбужденное в отношении ООО "Эстетика" (ИНН 5838013670; ОГРН 1185835014177) по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно по факту распространения рекламы медицинских услуг, содержащей признаки нарушения части 7 статьи 5; части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе")
УСТАНОВИЛА:
В Пензенское УФАС России поступило заявление гр-на по поводу распространения в газете "Наш город Заречный" рекламы стоматологии "Эстетика" не соответствующей требованиям законодательства о рекламе.
Пензенским УФАС России определением от 24.04.2019 по факту распространения рекламы медицинских услуг, размещенной в газете "Наш город Заречный", возбуждено дело N 058/05/24-101/2019 по признакам нарушения части 7 статьи 5 части 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе". К участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, привлечено ООО "Эстетика".
На рассмотрение дела 22.05.2019 представитель ООО "Эстетика" не явился. В материалах дела имеются доказательства надлежащего извещения ООО "Эстетика" о месте и времени рассмотрения дела N 058/05/24-101/2019.
Изучив представленные документы, Комиссия пришла к следующему выводу.
В газете "Наш город Заречный" N12 (527) от 20 марта 2019 года стр. 3 размещена реклама следующего содержания: "Новая стоматология на карте города. СТОМАТОЛОГИЯ Эстетика прием ведут врачи: лечение и протезирование ул. Восточная, ".
В соответствии со статьёй 3 ФЗ "О рекламе", рекламой является информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. При этом под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Иными словами, информация, признаваемая рекламой, должна удовлетворять следующим условиям, а именно:
-предназначаться для неопределенного круга лиц;
-привлекать, формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования;
-способствовать продвижению объекта рекламирования (товара) на рынке.
Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.
Согласно статье 3 ФЗ "О рекламе" в целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Информация, распространяемая в газете "Наш город Заречный" N12 (527) от 20 марта 2019 года стр. 3, отвечает всем признакам рекламы, а именно: адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к медицинским услугам, оказываемым в стоматологической клинике "Эстетика", формируют и поддерживают интерес к данным услугам и способствуют их продвижению на рынке.
В соответствии с приказом Минздрава России от 13.10.2017 N804н "Об утверждении номенклатуры медицинских услуг" лечение и протезирование зубов является медицинской услугой, код данной услуги - А16.07.006, А16.07023 и др.
В соответствии с частью 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе" реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.
Поскольку потребителями рассматриваемой рекламы не являются исключительно медицинские и фармацевтические работники, на данную рекламу распространяются требования части 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе".
В вышеуказанной рекламе предупреждение о наличии противопоказаний и необходимости получения консультации специалистов отсутствует, следовательно, в рассматриваемой рекламе содержатся признаки нарушения требований части 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с положениями части 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Поскольку распространение рекламы медицинских услуг направлено на формирование у потребителя желания воспользоваться ими, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные такой рекламой. Отсутствие информации с предупреждением о наличии противопоказаний при оказании медицинских услуг и необходимости предварительной консультации может привести к неблагоприятным последствиям.
Таким образом, рассматриваемая реклама содержит признаки нарушения части 7 статьи 5, части 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе".
Согласно пункту 4 статьи 3 ФЗ "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-8 статьи 5, частью 7 статьи 24 законодательства Российской Федерации о рекламе несет рекламодатель.
Рекламодателем вышеуказанной рекламы является ООО "Эстетика" (ИНН 5838013670; ОГРН 1185835014177), что подтверждается договором от 18.02.2019 , заключенным с ИП на размещение рекламы в газете "Наш город Заречный".
Учитывая вышеизложенное, и, основываясь на фактических обстоятельствах дела, Комиссия пришла к выводу, что ООО "Эстетика" нарушило требования части 7 статьи 5; части 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе".
Согласно статье 1 Закона о рекламе, целями данного закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
В соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Статьей 33 Закона о рекламе предусмотрены полномочия антимонопольного органа на осуществление государственного надзора в сфере рекламы, в частности, выдавать рекламодателям, рекламораспространителям, рекламопроизводителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
На момент рассмотрения дела Комиссии Пензенского УФАС России доказательств устранения нарушения требований части 7 статьи 5; части 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе" ООО "Эстетика" и ИП Букиной И.В. (рекламораспространитель) представлено не было.
В связи с чем, Комиссия Пензенского УФАС России считает целесообразным выдачу рекламодателю и рекламораспространителю предписания о прекращении нарушения требований законодательства о рекламе.
В силу части 4 статьи 38 ФЗ "О рекламе" нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 17.08.2006 N 508, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу: "Новая стоматология на карте города. СТОМАТОЛОГИЯ Эстетика прием ведут врачи: лечение и протезирование ул.Восточная", распространяемую ООО "Эстетика" в газете "Наш город Заречный" N12 (527) от 20 марта 2019 года стр. 3, без соблюдения требований к сопровождению рекламы предупредительной надписью о наличии противопоказаний к их применению, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5; части 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе".
2. Выдать рекламодателю - ООО "Эстетика" предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Выдать рекламораспространителю - ИП предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Пензенского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 22 мая 2019 г. N 058/05/24-101/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 23.05.2019