Резолютивная часть решения оглашена 07 мая 2019 года
В полном объеме решение изготовлено 22 мая 2019 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе: Председателя Комиссии - <...> - заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок Кировского УФАС России, Членов Комиссии - <...> - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти Кировского УФАС России, <...> - специалиста 1 разряда отдела контроля органов власти Кировского УФАС России,
в присутствии представителей заявителя - ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" <...> по доверенности N Д-КР/233 от 13.05.2018 г., <...> по доверенности N Д-КР/232 от 13.05.2018 г.,
в присутствии представителя ответчика - АО "Аэропорт Победилово" <...> по доверенности б/н от 30.11.2018 г.,
в присутствии представителей заинтересованного лица - АО "Горэлектросеть" <...> по доверенности б/н от 09.01.2019 г., <...> по доверенности б/н от 07.05.2019 г.,
рассмотрев дело N 043/01/17-5/2019 по признакам нарушения АО "Аэропорт Победилово" части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
руководствуясь частью 2 статьи 49 Закона о защите конкуренции,
УСТАНОВИЛА:
09.04.2019 г. в Кировское УФАС России поступило заявление ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" N МР7-КирЭ/16/1428 (вх. N 2327) на нарушение организатором торгов - АО "Аэропорт Победилово" процедуры проведения аукциона по продаже объектов электросетевого хозяйства.
Как указывает заявитель, участник аукциона - АО "Горэлектросеть" необоснованно допущено к участию в аукционе по причине того, что инвестиционная программа указанного хозяйствующего субъекта на 2019 год не предусматривает мероприятия по приобретению электросетевых объектов АО "Аэропорт Победилово".
Кроме того, в заявлении содержится указание на то, что организатором торгов необоснованно не установлены к потенциальному приобретателю имущества требования о наличии специальных профессиональных навыков и опыта работы с объектами электросетевого хозяйства класса напряжения 35-110 кВ. Обслуживание электросетевых объектов, являющихся источниками повышенной опасности, неспециализированной организацией может привести к причинению вреда жизни и здоровью людей.
Также заявитель сообщает, что в нарушение требований п. 2 ст. 448 Гражданского кодекса РФ извещение о проведении торгов не содержит информацию о порядке проведения аукциона (форма и срок подачи предложений о цене, порядок определения победителя). В извещении о проведении торгов отсутствуют ссылки на нормативные правовые акты и иные документы, определяющие порядок проведения торгов.
Учитывая тот факт, что в действиях организатора торгов - АО "Аэропорт Победилово" при проведении аукциона по продаже объектов электросетевого хозяйства содержались признаки нарушения ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, приказом Кировского УФАС России от 15.04.2019 N 25 в отношении Организатора торгов было возбуждено производство по делу N 043/01/17-5/2019.
Определением от 16.04.2019 г. рассмотрение дела N 043/01/17-5/2019 назначено на 07 мая 2019 года в 11 часов 00 минут.
На заседании комиссии 07.05.2019 г. представители заявителя на доводах, изложенных в заявлении, настаивали в полном объеме.
Представитель ответчика на заседании комиссии пояснил, что доводы заявителя считает необоснованными. Извещение о проведении торгов сформировано в соответствии с требованиями статьи 448 Гражданского кодекса РФ. Включение в извещение о проведении торгов дополнительных требований к потенциальному участнику в виде наличия в инвестиционной программе мероприятия по приобретению имущества, а также наличия специальных профессиональных навыков и опыта работы с объектами электросетевого хозяйства класса напряжения 35-110 кВт, напротив, приводит к созданию дополнительных препятствий для участия в торгах. При необходимости в инвестиционную программу приобретателя имущества могут быть внесены изменения, утвержденные соответствующим органом исполнительной власти. Объекты электросетевого хозяйства, являющиеся объектом договора купли-продажи, в настоящее время арендуются обслуживающей организацией ООО "Единая электросетевая компания". Основания для установления к приобретателю имущества требования о наличии специальных профессиональных навыков и опыта работы с объектами электросетевого хозяйства отсутствуют. В силу закона рассматриваемый аукцион не является обязательным, проведен в соответствии с требованиями законодательства в целях привлечения наибольшего числа претендентов на приобретение имущества, а также продаже имущества АО "Аэропорт Победилово" по наибольшей цене. Основания для отклонения заявки АО "Горэлектросеть" у аукционной комиссии отсутствовали. Порядок проведения аукциона был разъяснен лицам, участвующим в аукционе, в том числе представителю ПАО "МРСК Центра и Приволжья". С запросом о разъяснении положений документации относительно порядка проведения аукциона предварительно ПАО "МРСК Центра и Приволжья" не обращалось. Заявитель принял активное участие в подаче ценовых предложений, ограничения участия в торгах Обществу не были созданы. По результатам проведения аукциона организатором торгов с участником, подавшим наибольшее ценовое предложение, - АО "Горэлектросеть" заключен договор купли-продажи имущества N 051/2019-152 от 11.04.2019 г.
Представители заинтересованного лица доводы ответчика поддержали в полном объеме.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, Комиссия Кировского УФАС России пришла к следующим выводам.
На сайте организатора торгов АО "Аэропорт Победилово" www.pobedilovo.com размещено сообщение о проведении аукциона по продаже объектов электросетевого хозяйства, находящихся в собственности АО "Аэропорт Победилово".
Перечень имущества, являющегося предметом торгов, установлен в Приложении N 1 к Аукционной документации (объекты электросетевого хозяйства, в том числе движимое и недвижимое имущество).
Начальная цена продажи: 20 000 000 (двадцать миллионов) руб. с учетом НДС.
Шаг аукциона: 1 000 000 (один миллион) руб. с учетом НДС.
Дата начала подачи (приема) заявок: 05.03.2019 г.
Дата окончания подачи (приема) заявок: 03.04.2019 г.
Дата определения участников аукциона: 03.04.2019 г.
Дата проведения аукциона: 04.04.2019 г.
В соответствии с протоколом N 1 очного заседания аукционной комиссии по определению участников аукциона от 03.04.2019 г. участниками аукциона по продаже объектов электросетевого хозяйства АО "Аэропорт Победилово" признаны АО "Горэлектросеть" (ИНН 4345467450), ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" (ИНН 5260200603).
В соответствии с протоколом N 2 очного заседания аукционной комиссии по итогам аукциона от 04.04.2019 г. победителем аукциона по продаже объектов электросетевого хозяйства АО "Аэропорт Победилово" признан участник, подавший наибольшее предложение о цене - АО "Горэлектросеть" (ценовое предложение - 37 000 000,00 руб.).
В составе Аукционной документации о проведении аукциона по продаже объектов электросетевого хозяйства АО "Аэропорт Победилово", размещенной на сайте организатора торгов www.pobedilovo.com, содержится Информационная карта, содержащая сведения о процедуре проведения рассматриваемого аукциона.
Приложением N 4 к Информационной карте является проект договора купли-продажи (далее - Проект Договора).
В соответствии с п. 1.2 Проекта Договора имущество принадлежит Продавцу (АО "Аэропорт Победилово") на праве собственности, находится по адресу: г. Киров, мкр. Победилово, ул. Аэропорт.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, а также основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики устанавливает Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике).
Проведение рассматриваемых торгов не является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе регулирующим отношения в сфере электроэнергетики.
На основании вышеизложенного порядок проведения аукциона по продаже объектов электросетевого хозяйства, находящихся в собственности АО "Аэропорт Победилово", регламентируется общими правилами статьи 448 Гражданского кодекса РФ.
Пунктом 10 Информационной карты установлено, что к участию в процедуре допускаются любые физические и юридические лица, своевременно подавшие заявку, представившие надлежащим образом оформленные документы.
Перечень документов, прилагаемых к заявке на участие в аукционе установлен Приложением N 3 к Информационной карте.
Положения аукционной документации не устанавливают требование о предоставлении потенциальным участником аукциона (приобретателем имущества) в составе заявки инвестиционной программы соответствующего субъекта электроэнергетики, а также требование о наличии в содержании указанной программы мероприятия по приобретению объектов электросетевого хозяйства, реализуемого Организатором торгов.
Законодательством, регулирующим отношения в сфере электроэнергетики, указанное требование также не установлено.
Заявителем не представлено правовое обоснование позиции о необходимости наличия в содержании инвестиционной программы потенциального участника торгов, являющегося субъектом электроэнергетики, мероприятия по приобретению реализуемых объектов электросетевого хозяйства.
Из содержания аукционной документации следует, что исследование инвестиционных программ участников торгов на предмет наличия в них соответствующего мероприятия по приобретению объектов электроэнергетики не входит в содержание оценки заявок на участие в аукционе.
Пункт 13 Информационной карты устанавливает перечень оснований, при наличии которых претендент не допускается к участию в аукционе:
а) заявка представлена лицом, не уполномоченным претендентом на осуществление таких действий;
б) представленные документы не подтверждают право претендента быть покупателем в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в) представлен неполный пакет документов, предусмотренный перечнем, установленным в информационной карте о проведении продажи, или оформление и (или) содержание указанных документов не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации и (или) требованиям, установленным в информационной карте о проведении аукциона.
При указанных обстоятельствах, Комиссия Кировского УФАС России пришла к выводу об отсутствии правовых оснований отказа в допуске к участию в аукционе АО "Горэлектросеть" в связи с невключением в инвестиционную программу Общества на 2015-2019 годы, утв. распоряжением Департамента энергетики и газификации Кировской области N 9 от 15.07.2014 г., мероприятия по приобретению объектов электросетевого хозяйства АО "Аэропорт Победилово".
Решение аукционной комиссии Организатора торгов о признании участником аукциона АО "Горэлектросеть", оформленное протоколом очного заседания аукционной комиссии по определению участников аукциона N 1 от 03.04.2019 г., правомерно.
Приказом Министерства энергетики РФ от 25.10.2017 г. N 1013 утверждены Правила организации технического обслуживания и ремонта объектов электроэнергетики.
Из системного анализа указанного документа следует, что требования о наличии соответствующего профессионального образования и опыта работы предъявляются к организации, непосредственно осуществляющей техническое обслуживание и ремонт объектов электроэнергетики.
Положения Закона об электроэнергетике не устанавливают требования к приобретателю (собственнику) объектов электросетевого хозяйства, из чего следует вывод, что в качестве приобретателя объекта электросетевого хозяйства может выступать любое лицо.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Для признания факта нарушения ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции антимонопольному органу необходимо установить, что рассматриваемые действия Организатора торгов препятствуют реализации хозяйствующими субъектами права на участие в торгах.
В отсутствие законодательно установленных требований к приобретателю объектов электросетевого хозяйства невключение Организатором торгов в содержание аукционной документации условия о наличии у участника торгов специальных профессиональных навыков и опыта работы не влечет негативные последствия, предусмотренные ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, в виде недопущения, ограничения, устранения конкуренции при проведении торгов, в том числе не создает ограничение равного доступа хозяйствующих субъектов к процедуре аукциона.
В соответствии с п. 2 ст. 448 Гражданского кодекса РФ извещение должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, об их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и о порядке проведения торгов, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.
Информационной картой, размещенной на сайте организатора торгов www.pobedilovo.com в составе Аукционной документации, установлены начальная цена продажи - 20 000 000,00 (двадцать миллионов) руб., шаг аукциона - 1 000 000,00 (один миллион) руб. (п. 5 Информационной карты).
Организатором торгов определены дата и время проведения процедуры аукциона: 04 апреля 2019 года в 11 час. 00 мин. по московскому времени, а также срок подведения итогов процедуры: 04 апреля 2019 в 12 час. 00 мин. по московскому времени (п. 6 Информационной карты).
Победителем Процедуры признается участник, предложивший наиболее высокую цену объекта продажи (п.п. 4 п. 14 Информационной карты).
В соответствии с п.п. 2 п. 14 Информационной карты претенденты на участие в аукционе, признанные комиссией участниками процедуры, приглашаются на проведение процедуры аукциона.
В соответствии с п.п. 3 п. 14 Информационной карты при проведении процедуры аукциона личное присутствие Участников либо представителей Участников аукциона обязательно.
Установлено, что на процедуре проведения аукциона по продаже объектов электросетевого хозяйства АО "Аэропорт Победилово", состоявшейся 04.04.2019 г. по адресу: г. Киров, мкр. Победилово, ул. Аэропорт, здание АТП, каб. N 1, присутствовал представитель ПАО "МРСК Центра и Приволжья" по доверенности от 18.03.2019 г. <...>. Окончательное ценовое предложение, поданное ПАО "МРСК Центра и Приволжья", - 36 000 000,00 (тридцать шесть миллионов) руб.
В заявлении ПАО "МРСК Центра и Приволжья" сообщает, что отсутствие информации, предусмотренной п. 2 ст. 448 ГК РФ, не позволило заявителю надлежащим образом принять участие в проводимом аукционе.
Вместе с тем, как установлено Комиссией из информации, содержащейся в протоколе N 2 очного заседания аукционной комиссии по итогам аукциона от 04.04.2019 г., представитель заявителя присутствовал на процедуре проведения аукциона, а также активно подавал ценовые предложения (сумма повышения указанным участником торгов цены договора в ходе подачи ценовых предложений - 16 000 000,00 руб.).
Таким образом, довод заявителя о том, что содержание извещения о проведении аукциона лишило ПАО "МРСК Центра и Приволжья" принять участие в аукционе, не нашел подтверждения при рассмотрении дела. Доказательства нарушения прав ПАО "МРСК Центра и Приволжья" при проведении процедуры аукциона заявителем не представлены.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 48 Закона о защите конкуренции основанием прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства является отсутствие нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.
Учитывая, что в действиях Организатора торгов - АО "Аэропорт Победилово" отсутствует нарушение антимонопольного законодательства, Комиссией Кировского УФАС России усматривается основание прекращения производства по делу о нарушении антимонопольного законодательства по п. 1 ч. 1 ст. 48 Закона о защите конкуренции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 4, 17, 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, статьями 48, 49 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Кировского УФАС России
РЕШИЛА:
Производство по делу N 043/01/17-5/2019 в отношении акционерного общества "Аэропорт Победилово" прекратить ввиду неподтверждения факта нарушения ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 7 мая 2019 г. N 043/01/17-5/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.05.2019