Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия антимонопольного органа, Комиссия Пермского УФАС России) в составе:
Заместитель председателя Комиссии:
Кудрявцева М.А., заместитель руководителя Управления;
Члены комиссии:
Литвинов П.И., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов;
Раев М.А., специалист-эксперт отдела контроля в сфере строительства,
после перерыва, объявленного в заседании Комиссии 29.01.2019 г., без участия сторон,
рассмотрев жалобу ООО "Первая лифтовая компания" (вх. N 000012) на действия НО "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае"; Закупочной комиссии НО "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае" при организации и проведении электронного аукциона на выполнение работ по Оценке технического состояния конструктивных элементов лифтовой шахты, разработка проектной документации на замену лифтового оборудования, выполнение работ по замене лифтового оборудования на территории Пермского края. (извещение N 205670000011800167, опубликовано на официальном сайте РФ в сети "Интернет" для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru) (далее - закупка),
УСТАНОВИЛА:
09.01.2019 г. в Пермское УФАС России поступила жалоба ООО "Первая лифтовая компания" (далее - заявитель), в которой указано на неправомерный допуск к участию в аукционе участника ПАО "Карачаровский механический завод" в связи с превышением предельного размера обязательств по договору, содержащегося в реестре членов СРО по работам, связанным с подготовкой проектной документации, на основании подп. д п. 157 Положения.
НО "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае" (далее - фонд, заказчик, региональный оператор) представлены письменные пояснения, в которых указано на отсутствие оснований для отклонения заявки ПАО "Карачаровский механический завод", предусмотренных Постановлением N 615, но отмечено, что имеются основания, предусмотренные Градостроительным кодексом РФ, для недопуска к работам. Мнение об обоснованности или необоснованности жалобы Заказчик не выражает.
ПАО "Карачаровский механический завод" (далее - ПАО КМЗ, Участник) представлены письменные возражения на жалобу. Участник просит признать жалобу необоснованной.
Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1, п. 4.2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч. 4 ст. 447 ГК РФ торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.
В силу ч. 5 ст. 182 ЖК РФ, привлечение региональным оператором, в частности в случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными, муниципальными бюджетными, казенными учреждениями подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При проведении рассматриваемых торгов организатор торгов руководствовался Положением о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 N 615.
Данным Постановлением также утвержден Порядок привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Таким образом, региональный оператор (на территории Пермского края - Некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае") исполняет свои функции и обязанности в соответствии с требованиями ЖК РФ, Закона Пермского края от 11.03.2014 г. N 304-ПК "О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края", постановления Правительства РФ от 01.07.2016 г. N 615 (далее - Постановление N 615, Положение).
2. Извещение N 205670000011800167 и закупочная документация размещены на сайте электронной торговой площадки 23.11.2018 г., дата начала подачи заявок 24.11.2018 г., дата окончания срока подачи заявок - 13.12.2018 г. Поданные заявки рассматривались закупочной комиссией до 19.12.2018, дата проведения аукциона 24.12.2018.
Согласно сведениям с сайта ЕИС в сфере закупок, извещение было опубликовано на официальном сайте 30.11.2018 г.
Согласно протоколу рассмотрения заявок, поступивших на участие в аукционе от 19.12.2018 г., к участию в аукционе было допущено 4 участника: ООО "Первая лифтовая компания", ООО "Трансэнерго", ОАО "Щербинский лифтостроительный завод", ПАО "Карачаровский механический завод".
Согласно протоколу проведения электронного аукциона, победителем признано ПАО "Карачаровский механический завод" с ценой предложения 700513905.96 рублей. Второе место занял участник ООО "Первая лифтовая компания" с ценой предложения 704051854.98 рублей.
В силу п. 157 Постановления N 615, заявка на участие в электронном аукционе не допускается комиссией по осуществлению закупок к участию в электронном аукционе в следующих случаях:
а) непредставление документов и сведений, предусмотренных пунктом 145 настоящего Положения;
б) несоответствие заявки на участие в электронном аукционе требованиям к документации об электронном аукционе;
в) недостоверность сведений, содержащихся в документах, представленных участником электронного аукциона;
г) отсутствие сведений об участнике электронного аукциона в реестре квалифицированных подрядных организаций (для участия в электронном аукционе в части оказания соответствующих услуг и (или) выполнения соответствующих работ);
д) превышение значения начальной (максимальной) цены договора, установленной в документации об электронном аукционе, над значением начальной (максимальной) цены договора при проведении электронного аукциона, содержащимся в реестровой записи об участнике электронного аукциона в реестре квалифицированных подрядных организаций (далее - РКПО).
Согласно п. 158 Постановления N 615, Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по иным основаниям, кроме случаев, предусмотренных пунктом 157 настоящего Положения, не допускается.
По смыслу подп. д вышеназванного пункта, сведения, которыми должна руководствоваться закупочная комиссия заказчика, должны содержаться в реестровой записи об участнике электронного аукциона в реестре квалифицированных подрядных организаций.
Сведения из сводного реестра квалифицированных подрядных организаций являются открытой информацией и содержатся в публичной части официального сайта единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru.
По субъекту РФ Пермский край, в котором осуществляет свою деятельность Фонд, в отношении ПАО КМЗ включено 2 записи действующих в реестре квалифицированных подрядных организаций:
N 00772102405720180065 (срок действия до 21.12.2020) - по предмету электронного аукциона: Оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния многоквартирного дома, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в том числе на ремонт (замену) лифтового оборудования; с максимальной начальной ценой договора, электронного аукциона - 300 000 000,00 рублей;
N 00772102405720180154 (срок действия до 02.12.2019) - по предмету электронного аукциона: Оказание услуг и (или) выполнение работ по ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт (ремонт (замена) лифтового оборудования); с начальной максимальной ценой договора, электронного аукциона - 3 000 000 000,00 рублей.
Сведений об оспаривании действий органа по ведению реестра квалифицированных подрядных организаций в Пермском крае, включившего вышеназванные записи в РКПО, на момент рассмотрения жалобы не имеется.
Обоснование цены договора (раздел XI Документации) разделяет по каждому из 105 предусмотренных техническим заданием объектов, стоимость работ по подготовке проектно-сметной документации (ПСД) и строительно-монтажных работ (ПСД).
Из сведений в разделе XI Документации следует, что общая начальная максимальная стоимость работ по всем объектам договора составляет 707 589 804,00 рублей, из которых: 40 619 970,46 рублей - работы по оценке технического состояния и подготовке проектно-сметной документации; 666 969 833,54 - строительно-монтажные работы и работы по замене оборудования.
На основании изложенного, участнику, претендующему на заключение договора по итогам конкурентной процедуры, необходимо одновременно обладать правом на заключение договора на оценку технического состояния и разработке проектной документации на проведение капитального ремонта на сумму более 41 миллионов рублей, а также правом на выполнение работ по капитальному ремонту на сумму более 667 миллионов рублей, на основании данных, содержащихся в реестре квалифицированных подрядных организаций.
Как было установлено закупочной комиссией заказчика во время рассмотрения поступивших заявок, ПАО КМЗ удовлетворяло установленным требованиям Постановления N 615, оснований для отклонения заявки ПАО КМЗ на основании подп. д) п. 157 Постановления N 615 не имелось.
Комиссия Пермского УФАС России, проверив вышеназванные обстоятельства на соответствие нормам Постановления N 615, приходит к выводу о правомерности действий закупочной комиссии заказчика, допустившей до участия в аукционе заявку ПАО КМЗ, и необоснованности доводов Заявителя о необходимости отклонения заявки ПАО КМЗ на основании подп. д) п. 157 Постановления N 615.
Кроме того, Комиссия Пермского УФАС России отмечает, что перечень документов, которые должны входить в состав заявки, установлен п. 145 Постановления N 615, и включает в себя:
а) документы и сведения об участнике электронного аукциона, подавшем заявку на участие в электронном аукционе, - полное наименование, сведения об организационно-правовой форме, адрес юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника электронного аукциона - для юридического лица, фамилия, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства, номер контактного телефона - для индивидуального предпринимателя;
б) документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника электронного аукциона.
Сведения о членстве участника закупки в саморегулируемых организациях, равно как и выписки из реестра членов СРО в состав заявки предоставлять не требуется.
В силу п. 146 Постановления N 615, Заказчик не вправе требовать от участника электронного аукциона иных документов и сведений, кроме документов и сведений, предусмотренных пунктом 145 настоящего Положения.
Из данного следует, что закупочная комиссия не обязана была рассматривать иные, кроме перечисленных в п. 145 Постановления N 615, документы, представленные в составе заявки, в том числе выписки из реестра членов СРО, и соответственно, принимать на основании них решение о допуске или не допуске к участию в закупке.
Между тем, Комиссия Пермского УФАС России отмечает следующее.
Частью 2 статьи 52 ГрК РФ установлено, что работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей.
Согласно части 1 статьи 55.16 ГрК РФ саморегулируемая организация в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания или сооружения, формирует компенсационный фонд возмещения вреда. Саморегулируемая организация в пределах средств компенсационного фонда возмещения вреда несет солидарную ответственность по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда, в случаях, предусмотренных статьей 60 настоящего Кодекса.
Согласно части 2 статьи 55.16 ГрК РФ саморегулируемая организация в случаях, установленных настоящим Кодексом, в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения ими обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации или по договорам строительного подряда, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров, дополнительно формирует компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в случаях, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 55.4 настоящего Кодекса. Саморегулируемая организация в пределах средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств несет субсидиарную ответственность по обязательствам своих членов в случаях, предусмотренных статьей 60.1 настоящего Кодекса.
Таким образом, Градостроительным кодексом РФ предусмотрено наличие двух различных компенсационных фондов: возмещения вреда (условия которого распространяются при заключении договоров как в результате конкурентных процедур, так и по прямым договорам) и обеспечения договорных обязательств (условия которого действуют при заключении договоров по результатам конкурентных процедур).
В силу пункта 2 части 10 статьи 55.16 ГрК РФ минимальный размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда на одного члена саморегулируемой организации в области инженерных изысканий или саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам (далее в целях настоящей статьи - уровень ответственности члена саморегулируемой организации) составляет сто пятьдесят тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует выполнять инженерные изыскания, подготовку проектной документации, стоимость которых по одному договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации не превышает пятьдесят миллионов рублей (второй уровень ответственности члена саморегулируемой организации).
НМЦК в отношении работ по подготовке проектной документации составляет 40 619 970, 46 рублей.
Согласно выписке СРО, представленной в составе заявки (от 12.11.2018 N СП-2926/18, СРО "СОВЕТ ПРОЕКТИРОВЩИКОВ"), ПАО "Карачаровский механический завод" имеет право выполнять работы по разработке проектной документации, стоимость которых по одному договору подряда на подготовку проектной документации не превышает двадцати пяти миллионов рублей (1 уровень ответственности члена саморегулируемой организации). При этом, согласно той же выписке, размер компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств соответствует четвертому уровню ответственности члена СРО и позволяет заключить договор по результатам конкурентных процедур на сумму свыше трехсот миллионов рублей, но только при внесении взноса в фонд возмещения вреда соответствующего уровня.
В соответствии с частью 4 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) работы по договорам о подготовке проектной документации, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, строения, сооружения, региональным оператором, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования.
В силу ч. 11 ст. 55.6 ГрК РФ саморегулируемая организация принимает решение о приеме индивидуального предпринимателя или юридического лица в свои члены, и такие лица после получения уведомления о принятом саморегулируемой организации решении обязаны уплатить взнос в компенсационный фонд возмещения вреда, а также в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в случае, если саморегулируемой организацией принято решение о формировании такого компенсационного фонда и в его заявлении о приеме в члены саморегулируемой организации указаны сведения о намерении принимать участие в заключении договоров подряда с использованием конкурентных способов.
С учетом приведенных выше норм закона, лицо, не уплатившее в необходимом и определяемом в порядке предусмотренном ч. 10 ст. 55.1 ГрК РФ размере взнос в компенсационный фонд возмещения вреда, не вправе заключать и исполнять договор по подготовке проектной документации, сумма которого превышает допустимый для него уровень ответственности, в том числе и по результатам конкурентной закупки. Однако изложенное обстоятельство не влияет на возможность принимать участие такого лица в конкурентной закупке, за исключением, когда это недопустимо с точки зрения действующего законодательства или положений закупочной документации.
3. 28.01.2019 г. Заявителем представлено ходатайство об отложении рассмотрения дела на более поздний срок (после 20.02.2019 г.).
Оставляя данное ходатайство без удовлетворения, Комиссия Пермского УФАС России разъясняет Заявителю, что настоящая жалоба рассматривается Комиссией Пермского УФАС России в порядке, предусмотренном ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.
Согласно ч. 14 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган обязан рассмотреть жалобу по существу в течение семи рабочих дней со дня поступления жалобы, за исключением случая, предусмотренного частью 14.1 настоящей статьи.
В силу ч. 14.1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, если при рассмотрении жалобы комиссии антимонопольного органа необходимо получение дополнительной информации, срок принятия решения может быть продлен однократно на срок, установленный частью 14 настоящей статьи.
С учетом того, что жалоба Заявителя поступила в Пермское УФАС России 09.01.2019, а срок принятия решения по жалобе уже был однократно продлен Комиссией Пермского УФАС России, крайним сроком принятия решения по жалобе является 29.01.2019 г.
На данном основании, в удовлетворении ходатайства ООО "Первая лифтовая компания" об отложении рассмотрения дела, отказано.
4. 29.01.2019 г. Фондом приобщена к материалам дела Банковская гарантия, выданная ПАО КМЗ для заключения договора по результатам настоящей закупки.
29.01.2019 г. Заявителем представлены дополнения к жалобе, в которых Заявитель указывает на несоответствие представленной банковской гарантии требованиям Постановления N 615 и Градостроительного кодекса РФ и просит Комиссию Пермского УФАС России рассмотреть представленную банковскую гарантию и обязать Заказчика отказаться от заключения договора на основании несоответствия банковской гарантии требованиям законодательства.
Оставляя указанные дополнительные доводы жалобы без рассмотрения, Комиссия Пермского УФАС России разъясняет следующее.
Согласно п. 205 Постановления N 615, договор о проведении капитального ремонта заключается только после предоставления участником электронного аукциона, с которым заключается договор о проведении капитального ремонта, обеспечения исполнения обязательств по договора о проведении капитального ремонта в размере, указанном в извещении о проведении электронного аукциона. В случае, когда участником электронного аукциона, с которым заключается договор о проведении капитального ремонта, предложена цена договора о проведении капитального ремонта, которая на 20 и более процентов ниже начальной (максимальной) цены договора, договор о проведении капитального ремонта заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения обязательств по договору о проведении капитального ремонта в размере, превышающем не менее чем в 2 раза размер обеспечения исполнения обязательств по договору о проведении капитального ремонта, указанный в документации о проведении электронного аукциона. Положение настоящего пункта о предоставлении обеспечения исполнения обязательств по договору о проведении капитального ремонта не применяется в случае заключения договора о проведении капитального ремонта с участником электронного аукциона, который является государственным или муниципальным учреждением.
В силу п. 206 Постановления N 615, исполнение обязательств по договору о проведении капитального ремонта обеспечивается:
а) банковской гарантией, выданной банком, включенным в перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения, предусмотренный статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - банковская гарантия);
б) обеспечительным платежом.
Согласно п. 213 Постановления N 615, Заказчик рассматривает поступившую в качестве обеспечения исполнения обязательств по договору о проведении капитального ремонта банковскую гарантию в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня ее поступления.
Таким образом, рассмотрение банковской гарантии на предмет соответствия ее требованиям законодательства относится к компетенции заказчика на этапе заключения договора.
Поскольку заключение договора было приостановлено до рассмотрения жалобы и принятия решения по существу на основании Уведомления Пермского УФАС России (исх. N 00034-19 от 09.01.2019), заказчик не вправе возобновлять процедуру заключения договора до принятия Комиссией Пермского УФАС России решения по существу жалобы.
Следовательно, Комиссия Пермского УФАС России не вправе принимать решение о соответствии банковской гарантии действующему законодательству до принятия Заказчиком соответствующего решения после возобновления процедуры заключения договора.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Первая лифтовая компания" (вх. N 000012) на действия НО "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае"; Закупочной комиссии НО "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае" при организации и проведении электронного аукциона на выполнение работ по Оценке технического состояния конструктивных элементов лифтовой шахты, разработка проектной документации на замену лифтового оборудования, выполнение работ по замене лифтового оборудования на территории Пермского края. (извещение N 205670000011800167, опубликовано на официальном сайте РФ в сети "Интернет" для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru), необоснованной.
Предписание не выдавать.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 29 января 2019 г. N 000012
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 29.01.2019