Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе:
председателя |
- врио руководителя управления Спиридонова И.И.; |
членов |
- ведущего специалиста-эксперта Губайдуловой Д.А., - ведущего специалиста-эксперта Кузьминовой Ю.П.; |
в присутствии |
- от Ульяновского филиала ПАО "САК "ЭНЕРГОГАРАНТ": - Б<_> (доверенность N 254/18 от 20.04.2018 г.);
|
рассмотрев дело N 073/06/44-15605/2019 по жалобе Ульяновского филиала ПАО "САК "Энергогарант" (далее - заявитель) на положения документации о проведении открытого конкурса в электронной форме N 0168200002419001088 (наименование объекта закупки - "Услуги по страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств"; заказчик - Областное государственное бюджетное учреждение "Центр по обеспечению пожарной безопасности", далее - заказчик уполномоченный орган - Департамент государственных закупок Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области, далее - уполномоченный орган; начальная (максимальная) цена контракта - 723 257,50 руб.; срок окончания подачи заявок - 10.04.2019 г. в 09 час. 00 мин.) по признакам нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, в порядке, предусмотренном Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Вх. N 2198 от 09.04.2019 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области поступила жалоба Ульяновского филиала ПАО "САК "Энергогарант" (далее - заявитель) на положения документации о проведении открытого конкурса в электронной форме N 0168200002419001088.
Содержание жалобы составило указание на следующее.
По мнению заявителя жалобы критерий "Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема" не соответствует принципу обеспечения конкуренции, поскольку для оценки по данному критерию предоставляется копия Отчета о финансовых результатах страховой организации за 2018 год с отметкой налогового органа, тогда как у участника закупки есть в соответствии с Налоговым кодексом РФ возможность предоставить указанную отчетность в налоговый орган не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода и учитывая сроки подачи заявок на участие в конкурсе, установленные в документации, заявитель был лишен возможности подать заявку на подачу заявки ранее чем им была сдана в налоговый орган соответствующая отчетность.
На заседание Комиссии 15.04.2019 г. представитель Ульяновского филиала ПАО "САК "Энергогарант" не явился (доказательство надлежащего извещения - отчет о направлении уведомления по электронной почте 11.04.2019 г. в 09:53).
Представитель заказчика на заседании Комиссии 15.04.2019 г. с доводами жалобы не согласилась, представила письменные возражения (исх. N 248 от 13.04.2019 г.), содержащие указание, в том числе, на следующее.
Конкурсная документация содержит, в том числе, такой критерий оценки как "квалификация участников закупки", который состоит из двух показателей. Установленные критерии не ограничивают потенциальных участников закупки на участие в конкурсе, поскольку документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, предоставляются по его решению. В соответствии с частью 2 статьи 18 Федерального закона от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" обязательный экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности представляется не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода. Заявитель имел достаточно времени для представления годовой бухгалтерской отчетности. На участие в конкурсе было подано 4 заявки, все заявки были признаны соответствующими и допущены к участию в конкурсе. Заказчик считает, что условия конкурсной документации позволяли участникам заранее спланировать подготовку и подачу заявок на участие.
Представитель уполномоченного органа на заседание Комиссии 15.04.2019 г. не явился, представил письменные возражения (исх. б/н от 15.04.2019 г.), содержащие пояснения, аналогичные, представленным заказчиком.
В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 13:45 16.04.2019 г. для документального анализа материалов по делу.
Вх. N 2454 от 16.04.2019 г. в Ульяновское УФАС России поступили дополнительные пояснения от заказчика, содержащие указание, в том числе, на следующее.
Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 г. N 1085 не ограничивает заказчика при выборе предмета порядка оценки, конкретизирующего квалификацию участников закупки, в том числе, наличия у них финансовых ресурсов.
Представитель заявителя на заседании комиссии 16.04.2019 г. поддержала доводы, изложенные в жалобе, и отметила, что установленный критерий лишил возможности заявителя подать заявку на участие сразу после публикации извещения и документации.
Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.
В единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) 19.03.2019 г. были опубликованы извещение и документация о проведении открытого конкурса в электронной форме N 0168200002419001088, наименование объекта закупки - "Услуги по страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств" (начальная (максимальная) цена контракта - 723 257,50 руб.).
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном конкурсе N 0168200002419001088 от 11.04.2019 г. на участие в указанной закупке было подано 4 заявки, все заявки были допущены к участию в электронном открытом конкурсе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия приняла решение признать жалобу Ульяновского филиала ПАО "САК "Энергогарант" необоснованной. При этом Комиссия исходила из следующего.
В силу части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Требования к содержанию документации о проведении открытого конкурса в электронной форме установлены в статье 54.3 Закона о контрактной системе.
Так, в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого открытого конкурса, должна содержать, в том числе, критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 г. N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Пунктом 10 Правил установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Согласно подпункту "б" статьи 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть, в том числе, опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.
Пункт 2 Раздела 4 "Критерии оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие
в закупке" конкурсной документации содержит порядок оценки заявок по критерию "Квалификация участников закупки в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определённого уровня квалификации" (40%) , согласно которому в рамках указанного критерия предусмотрено два показетля - "опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объёма" и "деловая репутация участника закупки" (значимость каждого показателя 50%).
В рамках показателя "Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объёма" оценивается темп роста объемов сборов страховой премии за 2018 год по сравнению с 2017 годом в процентах, для расчета используются показатели Отчета о финансовых результатах страховой организации за 2018 год (код формы по ОКУД 0420126, строка 8.1 графа 4 и графа 5). Темп роста рассчитывается следующим образом: Тр = (П2018 / П2017) х 100, где:
П2018 - показатель объема страховой премии за 2018 год;
П2017 - показатель объема страховой премии за 2017 год.
Для оценки предоставляется копия Отчета о финансовых результатах страховой организации (код формы по ОКУД 0420126) за 2018 год с отметкой налогового органа.
Количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю) (НЦБi), определяется: НЦБi = КЗ x 100 x (Кi / Кmax), где: КЗ - коэффициент значимости показателя (0,5), Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается, Кmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки. При значении темпа роста менее 100%, заявке участника по данному показателю присваивается 0 баллов.
Документация о закупке разрабатывается заказчиком самостоятельно в соответствии с требованиями к содержанию документации о закупке, установленными положениями Закона о контрактной системе и действующим законодательством Российской Федерации.
Таким образом, разрабатывая документацию о закупке, заказчик руководствуется положениями Закона о контрактной системе с учетом специфики конкретной закупки, установленной в рамках отраслевого законодательства.
Согласно пункту 3 Правил оценки - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Учитывая изложенное, в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при оценке заявок заказчик может установить такие показатели нестоимостных критериев оценки качественных характеристик объекта закупок, как опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема.
Заказчик самостоятельно определяет какие именно документы и сведения являются подтверждением опыта участника, необходимого заказчику.
В соответствии с частью 2 статьи 18 Федерального закона от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" обязательный экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности представляется не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода.
При этом положения указанного закона в равной степени распространяются на все страховые организации. Каждый участник на равных и единых для всех участников условиях вправе предоставить документы, подтверждающие наличие необходимого заказчику опыта, что соответствует принципам контрактной системы - создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.
Учитывая изложенное, установленные заказчиком формулы для оценки по показателям "Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема" соответствуют постановлению Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. N 1085.
Доводы заявителя жалобы о неправомерности установления в рамках предмета оценки условия о предоставлении копии Отчета о финансовых результатах страховой организации за 2018 год с отметкой налогового органа в связи с возможностью его сдачи до 31.03.2019 г. при фактическом размещении документации 19.03.2019 г. не могут быть признаны обоснованными, поскольку размещение документации с датой окончания подачи заявок 10.04.2019 позволяет надлежащим образом подготовить и оформить заявку в соответствии с требованиями и условиями документации.
Таким образом, жалоба ПАО "САК "Энергогарант" является необоснованной.
Учитывая изложенное, Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать жалобу Ульяновского филиала ПАО "САК "Энергогарант" необоснованной.
Председатель комиссии |
И.И. Спиридонов |
Члены комиссии |
Д.А. Губайдулова Ю.П. Кузьминова |
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 9 апреля 2019 г. N 07306/44-15605/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 18.04.2019