Я, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай Г., рассмотрев протокол от 30.05.2019 г. N004/04/14.3-108/2019 и материалы дела об административном правонарушении, возбужденного в отношении юридического лица ООО "Рандеву" (ИНН 0411031566, ОГРН 1020400749820, г. Горно-Алтайск, ул. Социалистическая, д. 50),
УСТАНОВИЛ:
Дело рассматривается в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай (г. Горно-Алтайск, ул. Ленина 226 стр.2) в отсутствии представителя ООО "Рандеву".
В соответствии с частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ в отсутствии лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Определение от 30.05.2019 г. о назначении времени и места рассмотрения административного дела N004/04/14.3-108/2019, в котором указано, что рассмотрение данного административного дела назначено на 10.06.2019 г. в 11:00 часов, направлено на юридический адрес ООО "Рандеву" заказным письмом N80081336040256 и электронной почтой.
30.05.2019 г. ООО "Рандеву" представлено письменное ходатайство (вх. N 2265) о рассмотрении административного дела N004/04/14.3-108/2019 в отсутствие представителя Общества.
Следовательно, ООО "Рандеву" надлежащим образом уведомлено о дате и времени рассмотрения дела об административном правонарушении N004/04/14.3-108/2019 от 14.05.2019 г.
В соответствии со статьей 29.7 КоАП РФ принято решение о рассмотрении дела в отсутствие представителя ООО "Рандеву".
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай в ходе государственного надзора за соблюдением законодательства о рекламе установлен факт распространения 26.03.2019 г. на фасаде кафе "Фортуна", расположенного по адресу: г. Горно-Алтайск, ул. Социалистическая, д. 50, рекламы: "Пожалуй, лучшая еда в нашем городе! ФОРТУНА кафе" с признаками нарушения рекламного законодательства. По данному факту 16.04.2019 г. возбуждено дело N004/05/5-80/2019 в отношении ООО "Рандеву".
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Распространяемая вышеуказанным способом информация: "Пожалуй, лучшая еда в нашем городе! ФОРТУНА кафе" является рекламой, так как она публична, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания и формирование интереса к объекту рекламирования - кафе "Фортуна", в том числе, реализуемом в данном кафе товаре (готовой еде), что способствует продвижению их на рынке.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Согласно пункту 29 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов "лучший", "первый", "номер один", должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.
Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства о рекламе, признается ненадлежащей. Ненадлежащая реклама не допускается.
Решением Комиссии УФАС по РА от 14.05.2019 г. по делу N004/05/5-80/2019 вышеуказанная реклама признана ненадлежащей, так как она не соответствует требованиям пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, а именно, содержит указание на не соответствующие действительности сведения о преимуществе рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Частью 6 статьи 38 Закона о рекламе предусмотрено, что за нарушение требований, установленных пунктом 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, ответственность возложена на рекламодателя.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Комиссией УФАС по РА установлено, что рекламодателем вышеуказанной рекламы является ООО "Рандеву" (решение от 14.05.2019 г. по делу N004/05/5-80/2019).
В соответствии с частью 4 статьи 38 Закона "О рекламе" нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, в соответствии с которой нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 5 данной статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 данного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно статье 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II данного Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
17.05.2019 г. ООО "Рандеву" представлены письменные пояснения (вх.N2051), согласно которым, исходя из положений пункта 1 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" информация "Пожалуй, лучшая еда в нашем городе! ФОРТУНА кафе" не является рекламой, поскольку размещена в месте нахождения организации и не преследует целей, связанных с рекламой.
Вышеуказанные доводы ООО "Рандеву" являются необоснованными на основании следующего:
Согласно пункту 1 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая хотя и отвечает перечисленным критериям, однако, обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота.
К такой информации относятся, в частности, сведения, предоставляемые лицами в соответствии со статьей 495 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 11 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", статьей 18 Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов", статьями 9, 10 Закона "О защите прав потребителей", пунктом 16 статьи 2, частью 5 статьи 18 Федерального закона "О лотереях", статьей 92 Федерального закона "Об акционерных обществах", статьей 27 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации".
Не следует рассматривать в качестве рекламы размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.
Исходя из вышеизложенного, информацию "Пожалуй, лучшая еда в нашем городе! ФОРТУНА кафе" следует рассматривать в качестве рекламы, поскольку она отлична от информации, которая обязательна к размещению в силу закона или обычая делового оборота (данная информация дает сравнительную характеристику реализуемого товара по сравнению с аналогичным товаром (готовой едой), реализуемым другими хозяйствующими субъектами-конкурентами).
Факт совершения административного правонарушения ООО "Рандеву" подтверждается протоколом от 30.05.2019 г. N004/04/14.3-108/2019, решением Комиссии УФАС по РА по делу N004/05/5-80/2019 от 14.05.2019 г. и другими материалами административного дела.
Срок давности привлечения ООО "Рандеву" к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП за нарушение рекламного законодательства, на момент вынесения настоящего постановления не истек.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ одним из обстоятельств, смягчающих административную ответственность, является добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение.
07.05.2019 г. на рассмотрении дела N004/05/5-80/2019 от 16.04.2019 г. директор ООО "Рандеву" представила доказательства о демонтаже рекламы. Следовательно, добровольное прекращение ООО "Рандеву" распространения ненадлежащей рекламы является обстоятельством, смягчающим административную ответственность (п. 2 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ).
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных статьей 4.3 КоАП РФ, не выявлено.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ООО "Рандеву" не представлены доказательства, свидетельствующие об отсутствии возможности для соблюдения пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N38-ФЗ "О рекламе" и принятии всех зависящих от ООО "Рандеву" мер по исполнению законодательства Российской Федерации о рекламе.
Таким образом, ООО "Рандеву" совершено административное правонарушение, выразившееся в распространении на фасаде кафе "Фортуна", расположенного по адресу: г. Горно-Алтайск, ул. Социалистическая, д. 50, ненадлежащей рекламы: "Пожалуй, лучшая еда в нашем городе! ФОРТУНА кафе", в которой содержится указание на не соответствующие действительности сведения о преимуществе рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
В данном случае (по вмененному составу правонарушения) существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в распространении ООО "Рандеву" ненадлежащей рекламы, что посягает на установленный порядок в области распространения рекламы, а также нарушает права неопределенного круга лиц, в связи с чем, рассматриваемое правонарушение не может расцениваться как малозначительное.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II данного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 данного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.
Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II данного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 данного Кодекса.
Согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ООО "Рандеву" (ИНН 0411031566) относится к категории микропредприятия. Дата включения в реестр 10.09.2016 г.
Ранее ООО "Рандеву" к административной ответственности за нарушение рекламного законодательства не привлекалось.
Таким образом, учитывая все обстоятельства дела N 004/04/14.3-108/2019 об административном правонарушении, прихожу к выводу о наличии оснований для применения к ООО "Рандеву" части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, т.е. замены штрафа на предупреждение.
Руководствуясь статьями 2.10, 4.1.1, 14.3, 23.48, 25.1, 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
1. Признать юридическое лицо ООО "Рандеву" (ИНН 0411031566, ОГРН 1020400749820, г. Горно-Алтайск, ул. Социалистическая, д. 50) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (распространение на фасаде кафе "Фортуна", расположенного по адресу: г. Горно-Алтайск, ул. Социалистическая, д. 50, ненадлежащей рекламы: "Пожалуй, лучшая еда в нашем городе! ФОРТУНА кафе", в которой содержится указание на не соответствующие действительности сведения о преимуществе рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами);
2. Применить к ООО "Рандеву" меру ответственности в виде предупреждения.
В соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, а также частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в судебном порядке (Арбитражный суд Республики Алтай) в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай от 10 июня 2019 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 10.06.2019