Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
рассмотрев жалобу ООО "ГАЗОБЪЕКТ" (далее - Заявитель) на действия администрации МО Выселковское сельское поселение в составе МО Выселковский район при проведении электронного аукциона: "Благоустройство спортивной площадки по адресу: Краснодарский край, Выселковский район, станица Выселки, угол улицы Ленина и переулка Калинина" (извещение N 0318300228419000010) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Документация электронного аукциона составлена с нарушениями ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе. В Разделе 2 "Описание объекта закупки" документации электронного аукциона Заказчиком по всем позициям установлены избыточные требования к материалам. В нарушение ч.52 ст.112 Закона о контактной системе Заказчиком представлена возможность участникам закупки предоставить обеспечение заявки в виде банковской гарантии.
Представителями Заказчика представлены извещение о проведении электронного аукциона, документация об аукционе, письменные пояснения по существу жалобы.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - администрацией МО Выселковское сельское поселение в составе МО Выселковский район проводился электронный аукцион: "Благоустройство спортивной площадки по адресу: Краснодарский край, Выселковский район, станица Выселки, угол улицы Ленина и переулка Калинина" (извещение N 0318300228419000010).
Начальная (максимальная) цена контракта - 5 296 140,00 руб.
В Разделе 1 "Информационная карта" документации электронного аукциона установлено:
13 |
Размер обеспечения заявки на участие в электронном аукционе, руб. |
1 % от начальной (максимальной) цены контракта, что состовляет: 52961 (пятьдесят две тысячи девятьсот шестьдесят один) рубль 40 копеек. |
Порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в электронном аукционе |
Согласно Разделу 4 "Порядок предоставления обеспечения заявок на участие в электронном аукционе" |
В Разделе 4 "Порядок предоставления обеспечения заявок на участние в электронном аукционе" указано, что обеспечение заявки на участие в аукционе может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или банковской гарантии. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе осуществляется участником закупки.
Оператор электронной площадки обязан вернуть заявку подавшему ее участнику в течение одного часа с даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе при совокупности следующих условий:
1) на специальном счете участника закупки отсутствуют незаблокированные денежные средства в размере обеспечения заявки либо блокирование денежных средств на специальном счете не может быть осуществлено в связи с приостановлением операций по такому счету в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) в реестрах банковских гарантий, предусмотренных статьей 45 Закона N 44-ФЗ, отсутствует информация о банковской гарантии, выданной участнику закупки банком для целей обеспечения заявки.
Согласно ч.52 ст.112 Закона о контарктной системе по 30 июня 2019 года включительно обеспечение заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе может предоставляться участником закупки только путем внесения денежных средств.
Таким образом, в нарушение ч.52 ст.112 Закона о контрактной системе Заказчиком представлена возможность участникам закупки предоставить обеспечение заявки в виде банковской гарантии.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с п.1) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п.2) ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию: согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги.
В силу ч.1 ст.65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
Документация электронного аукциона содержит Приложение к Разделу 2 "Описание объекта закупки", где указано
4 |
Объем работ и затрат, составляющих предмет контракта |
Согласно ведомости объемов работ (Приложение к Разделу 2 "Описание объекта закупки" N1. Ведомость объемов работ), локальному сметному расчету (Приложение к Разделу 2 "Описание объекта закупки" N3. Локальный сметный расчет). |
В Приложении "Сведения о товарах (материалах) используемых при выполнении работ" Заказчиком установлены показатели товара, используемого при выполнении работ.
Наименование товара, используемого при выполнении работ |
Соответствие товара (материала) ГОСТу |
Показатели товара и их значения |
|
|
Наименование показателя |
Значение показателя товара по требованию Заказчика |
|
||
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Асфальтобетонная смесь для верхнего слоя покрытия проезжей части и покрытия |
Товар соответствует ГОСТу 9128-2013 |
Вид |
Горячая, плотная, мелкозернистая |
|
Тип |
Б |
|
||
Марка |
II |
|
||
|
|
|
||
Битум |
Товар соответствует ГОСТу 22245-90 |
Марка |
БНД 60/90 |
|
Щебень из природного камня марка 600 |
Товар соответствует ГОСТу 8267-93 |
Размер фракции, мм
|
(10-20)* |
|
Бетон |
Товар соответствует ГОСТу7473-2010
ГОСТу 26633-2015 |
Класс бетона по прочности на сжатие |
В 12,5 |
|
Класс бетона по прочности на сжатие |
В 15 |
|
||
|
|
|||
Элемент для скейт-площадки Midi-pipe или эквивалент |
Товар соответствует ГОСТу Р 52169-2012 ГОСТу Р 54415-2011 |
Размеры мм, не менее |
10000х3600х+1800(h)
|
|
Диван парковый |
Товар соответствует ГОСТу 19917-2014 ГОСТу Р 52169-2012 |
Размеры мм, не менее |
2000х660х640 (h) 2000х700х840(h)
|
|
Урна |
Товар соответствует ГОСТу Р 52169-2012 |
Размеры мм, не менее |
380x400x940 (h) |
|
Велодержатель |
Товар соответствует ГОСТу Р 52169-2012 |
Размеры мм, не менее |
2050x450x650 |
|
Арка для детской площадки |
Товар соответствует ГОСТу Р 52169-2012 |
Размеры мм, не менее |
1300x150x2200 |
|
Игровой комплекс "Крепость" или эквивалент |
Товар соответствует ГОСТу Р 52169-2012 |
Размеры мм, не менее |
12820x10500x4300 |
|
Качели-балансир одиночные "Лошадка" или эквивалент |
Товар соответствует ГОСТу Р 52169-2012 |
Размеры мм, не менее |
2500x450x400 |
|
Качели-гнездо |
Товар соответствует ГОСТу Р 52169-2012 |
Размеры мм, не менее |
3850x1800x2500 |
|
Качалка на пружине "Рыбка" или эквивалент |
Товар соответствует ГОСТу Р 52169-2012 |
Размеры мм, не менее |
700x500x700 |
|
Качалка на пружине "Пони" или эквивалент |
Товар соответствует ГОСТу Р 52169-2012 |
Размеры мм, не менее |
1000x200x950 |
|
Мостик подвесной |
Товар соответствует ГОСТу Р 52169-2012 |
Размеры мм, не менее |
2400x900x1000 |
|
Газонное ограждение |
Товар соответствует ГОСТу Р 52169-2012 |
Размеры мм, не менее |
500x2000 |
|
Пористое покрытие для спортивной площадки |
Товар соответствует ГОСТу Р 52169-2012 |
Толщина мм. |
Не менее <10 |
|
Элемент для скейт-площадки Piramid with ledge and curd или эквивалент |
Товар соответствует ГОСТу Р 52169-2012 ГОСТу Р 54415-2011 |
Размеры в мм, не менее |
5300х3400х600(h) |
|
Элемент для скейт-площадки Fly Over или эквивалент |
Товар соответствует ГОСТу Р 52169-2012 ГОСТу Р 54415-2011 |
Размеры в мм, не менее |
4600х3000х600 (h) |
|
Можжевельник казацкий |
|
Высота, м |
От< 0,6 до >0,7* |
|
Семена газонных трав |
|
|
Должны иметь сортовое и карантийное свидетельство |
|
Туя западная с комом |
|
Высота, м Размер кома, не менее м. |
От< 1 до >1,5* 0,8x0,8x0,6 |
|
В указанном описании отсутствуют товарные знаки.
Из пояснений представителей Заказчика следует, что Приложение N2 "Сведения о материалах" к разделу 2 "Описание объекта закупки" составлялось на основании проектной документации и листа согласования малых архитектурных форм и материалов для включения в проектную и сметную документацию. Сопровождение словами товаров "или эквивалент" применялось Заказчиком на основании того, что при составлении листа согласования МАФ и материалов для включения в проектную документацию брался прайс-лист завода игрового и спортивного оборудования "ДИКОМ", что является фирменным наименованием.
Размеры товаров также указывались в соответствии с вышеуказанными документами и использовались как примеры эквивалентности. Кроме того, проектная документация размещена в составе аукционной документации, что позволяет участникам закупки более подробно ознакомиться с товарами и их характеристиками. Сопровождение словами "не менее" применяется к размерам товара, соответственно и указывается в наименовании товара.
Заявитель указывает, что Заказчиком по поз. "Бетон" установлено требование о предоставлении бетона, который соответствует одновременно двум классам бетона по прочности на сжатие (В 12,5 и В 15).
Бетон |
Товар соответствует ГОСТу7473-2010
ГОСТу 26633-2015 |
Класс бетона по прочности на сжатие |
В 12,5 |
Класс бетона по прочности на сжатие |
В 15 |
Согласно п.4.3.1 ГОСТ 26633-2015 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия" - по прочности: на классы прочности на сжатие: В3,5; В5; В7,5; В10; В12,5; В15; В20; В22,5; В25; В27,5; В30; В35; В40; В45; В50; В55; В60; В70; В80; В90; В100; В110; В120.
Из пояснений Заказчика следует, что Заказчику необходимо два класса бетона: бетон класса В 12,5 используется при устройстве основания спортивных площадок; бетон класса В 15 используется при устройстве малых архитектурных форм и ограждений.
Таким образом, Заказчиком некорректно установлено требование о соответствии бетона одновременно двум классам бетона оп прочности на сжатие (В 12,5 и В 15), что нарушает ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе.
Заявитель в жалобе указывает, что Заказчиком по поз. "Элемент для скейт-площадки Midi-pipe или эквивалент" установлен показатель "Размеры мм, не менее" в соответствии с которым значение показателя "10000х3600х+1800(h)" при этом не ясно что является высотой, шириной и длиной. Более того, установлены знак "+" и символ "(h)", однако в Инструкции по заполнению отсутствует порядок применения таких символов. Аналогично по позициям
Диван парковый |
Товар соответствует ГОСТу 19917-2014 ГОСТу Р 52169-2012 |
Размеры мм, не менее |
2000х660х640 (h) 2000х700х840(h)
|
Урна |
Товар соответствует ГОСТу Р 52169-2012 |
Размеры мм, не менее |
380x400x940 (h) |
Качели-гнездо |
Товар соответствует ГОСТу Р 52169-2012 |
Размеры мм, не менее |
3850x1800x2500 |
Качалка на пружине "Рыбка" или эквивалент |
Товар соответствует ГОСТу Р 52169-2012 |
Размеры мм, не менее |
700x500x700 |
Качалка на пружине "Пони" или эквивалент |
Товар соответствует ГОСТу Р 52169-2012 |
Размеры мм, не менее |
1000x200x950 |
Также Заказчиком по поз. "Щебень из природного камня марка 600" неверно указан размер фракции бетона.
Щебень из природного камня марка 600 |
Товар соответствует ГОСТу 8267-93 |
Размер фракции, мм
|
(10-20)* |
В Инструкции по заполнению заявки установлено: "Если значение показателя технического или функционального параметра содержит слова (не менее, от, не более, до, не выше, не ниже, от_ до _, или, либо, в пределах, +/-, знаки "<, \x{2265}, \x{2264}") либо является диапазонным, но при этом отмечено знаком "*", то данное значение является точным и не подлежит изменению, а участник закупки указывает такие показатели со словами и знаками, (не менее, от, не более, до, не выше, не ниже, от_ до _, или, либо, в пределах, +/-, <, \x{2265}, \x{2264}), либо указывает диапазон".
Согласно ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия" п.4.2.1 Щебень и гравий выпускают в виде следующих основных фракций: от 5(3) до 10 мм; св. 10 до 15 мм; св. 10 до 20 мм; св. 15 до 20 мм; св. 20 до 40 мм; св. 40 до 80(70) мм и смеси фракций от 5(3) до 20 мм.
Из пояснений Заказчика следует, размер фракции щебня указан в соответствии с проектной документацией и должен оставаться неизменным.
Заказчиком по поз. "Можжевельник казацкий", "Семена газонных трав", "Туя западная с комом" установлены требования с использованием знаков "\x{02c2}" "\x{02c3}", "*" при одновременно применении которых невозможно определить какой товар требуется Заказчику.
Можжевельник казацкий |
|
Высота, м |
От< 0,6 до >0,7* |
Семена газонных трав |
|
|
Должны иметь сортовое и карантийное свидетельство |
Туя западная с комом |
|
Высота, м Размер кома, не менее м. |
От< 1 до >1,5* 0,8x0,8x0,6 |
Из пояснений Заказчика следует, что знак "+" как и знак "\x{02c2}" является опечаткой.
Таким образом, Заказчик устанавливает требования по всем позициям с нарушением ч.3 ст.7, п.1) ч.1 ст.33, п.1), п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
В соответствии со статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Проектная документация определяет объем, содержание работ в другие предъявляемые к ним требования, при этом смета является частью проектной документации.
В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
Согласно части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
Состав проектно-сметной документации определен статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года N 87.
Из анализа Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию следует, что проектная документация состоит из текстовой части, которая содержит сведения в отношении объекта капитального строительства, описание принятых технических и иных решений, пояснения, ссылки на нормативные и (или) технические документы, используемые при подготовке проектной документации и результаты расчетов, обосновывающие принятые решения; из графической части, которая отображает принятые технические и иные решения и выполняется в виде чертежей, схем, планов и других документов в графической форме, иными словами содержит требования к результату выполняемых работ.
Согласно части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта, при этом в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Таким образом, документация о закупке должна содержать описание выполняемых работ, требования к качеству и объему выполняемых работ.
Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
В единой информационной системе Заказчиком размещена проектная документация в формате, доступном для просмотра и сохранения материала, что не лишает участника закупки обоснованно сформировать свое предложение.
Аукционная документация содержит положительное заключение о проверке достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, которое выдано N 23-1-0999-18 от 13 августа 2018 года Государственным автономным учреждением Краснодарского края Управление краснодарской краевой государственной экспертизы проектов территориального планирования, проектов строительства и инженерных изысканий (ГАУ КК "Краснодаркрайгосэкспертиза").
Данные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании п.3.35 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ГАЗОБЪЕКТ" обоснованной.
Признать в действиях Заказчика - администрации МО Выселковское сельское поселение в составе МО Выселковский район нарушения ч.52 ст.112, ч.3 ст.7; п.1) ч.1 ст.33; п.1), п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
В связи с тем, что указанные нарушения на результат определения поставщика (подрядчика) не повлияли, предписание не выдавать.
Отменить приостановление определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N0318300228419000010).
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 10 июня 2019 г. N 835/2019-КС
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 10.06.2019