Председатель Комиссии Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе И.В. Волохина - заместитель руководителя управления - начальник отдела рекламы, рассмотрев материалы заявления по факту размещения в марте 2019 г. на станции Новосибирского метрополитена "Студенческая", рекламного плаката следующего содержания: "8 марта Элджей сбор 18:00 начало 20:00 12+ _Novosibirsk Expocentre все билеты KASSIR.RU 209-0-409", с признаками нарушения п.2 ч.3 ст.5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе",
УСТАНОВИЛ:
В адрес Новосибирского УФАС России поступило заявление физического лица, переданное Управлением Роскомнадзора по Новосибирской области (вх. N 2930 от 01.04.2019 г.) по факту размещения в марте 2019 г. на станции Новосибирского метрополитена "Студенческая", рекламного плаката следующего содержания: "8 марта Элджей сбор 18:00 начало 20:00 12+ _Novosibirsk Expocentre все билеты KASSIR.RU 209-0-409", с признаками нарушения Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе".
Как было сообщено заявителем, в репертуаре исполнителя "Элджей" находятся песни, содержащие нецензурную брань, а также запрещенная для распространения среди детей информация, способная вызвать у детей желание потреблять алкоголь и запрещенные вещества. В его творчестве содержится агрессивная пропаганда пошлости, алкоголя, гламура, мата и прочих деструктивных смыслов, разрушительно влияющих как на детей, так и на взрослых. Реклама зрелищного мероприятия - концерта исполнителя "Элджей" размещалась на станции Новосибирского метрополитена "Студенческая" с указанием возрастной категории "12+", несмотря на то, что в информационном материале, посвященному концерту исполнителя "Элджей" (сайт МВК "Новосибирск Экспоцентр") указано возрастное ограничение "18+" (информационная продукция, запрещенная для детей).
В ходе рассмотрения данного заявления антимонопольным органом установлено следующее.
Реклама, на основании ч.1 ст.3 Закона "О рекламе" - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объектом рекламирования может быть товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Рассматриваемая информация отвечает всем указанным признакам рекламы: привлекает внимание к объекту рекламирования - мероприятие (концерт исполнителя "Элджей"), формирует интерес неопределенного круга лиц к исполнителю "Элджей", соответственно, является рекламой.
В силу ч.3 ст.3 Закона "О рекламе", продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот является товаром.
В соответствии с ч.10.1 ст.5 Закона "О рекламе", не допускается размещение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (далее - Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", без указания категории данной информационной продукции.
На основании п.3 ст.2 Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", зрелищное мероприятие - демонстрация информационной продукции в месте, доступном для детей, и в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, в том числе посредством проведения театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий.
В силу п.5 ст.2 Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", информационная продукция - предназначенные для оборота на территории Российской Федерации продукция средств массовой информации, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) и базы данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", и сетей подвижной радиотелефонной связи.
В соответствии с Федеральным законом "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" к классификации видов информационной продукции относятся: изображения или описание объектов, предметов, событий, явлений, их эпизодическое упоминание.
Таким образом, концерт исполнителя "Элджей" является зрелищным мероприятием, а реклама данного зрелищного мероприятия - информационной продукцией, на которую распространяются положения Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".
Нормы Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" предусматривают распределение информационной продукции в зависимости от ее тематики, жанра, содержания и художественного оформления по возрастным категориям детей. Критерии такого распределения установлены статьями 7-10 Закона N 436-ФЗ.
Классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно до начала ее оборота на территории Российской Федерации.
Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" выделяет следующие категории:
1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;
2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;
3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;
4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;
5) информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).
В соответствии со ст. 9 Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная ст. 8 Закона (кратковременные и ненатуралистические изображение или описание заболеваний человека и их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства; ненатуралистические изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику; не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображение или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим), а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом: эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства); изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий; не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.
В силу положений ст.5 Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", к информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей, а также запрещенной для распространения среди детей, относится:
- (1) побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству, либо жизни и (или) здоровью иных лиц, либо направленная на склонение или иное вовлечение детей в совершение таких действий;
- (2) способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
- (3) оправдывающая противоправное поведение;
- (4) содержащая нецензурную брань.
Согласно имеющимся в материалах Новосибирского УФАС России текстам песен, исполняемых Элджеем: "Hey, Guys", "360°", "Ультрафиолетовая лампа", "Растворитель", "Ультрамариновые танцы", в содержании песен, имеют место быть следующие фразы:
"На балансе до**я бабла" (4), "Детка хочет мой поцелуй, даже на от**бись" (4) , "Кому там, че обещал, по**й, с тобой за**ись, без тебя плохо"(4), "Ультрафиолетовая лампа, прокуренная ванная, я делаю х**ню, но не чувствую себя странно. Ультрафиолетовая лампа, прокуренная ванная, наркотические вещества - таблетки от бешенства" (4),(2), "Люди, как мишени в тире, они такие тупые, я бы мог их убивать, если бы мне платили" (1),(3), "Я сливаю бабки на наркотики и тряпки. Я еб**у здесь ради мечты" (2),(4), "Я аморальный, не верю никому из вас, и мне нормально" (2), Припев: "Су*ка_ Танцы_ Су*ка_ Танцы_ Су*ка_ Танцы_(6 р.)" -(4).
Таким образом, в содержании песен исполнителя содержится нецензурная брань; пропаганда алкоголя, наркотических средств; побуждение к совершению противоправных действий, способных причинить вред здоровью и развитию детей, а также прочая информация, являющаяся запрещенной для распространения среди детей.
На основании ст. 12 Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", обозначение категории информационной продукции знаком информационной продукции и (или) текстовым предупреждением об ограничении распространения информационной продукции среди детей осуществляется с соблюдением требований настоящего Федерального закона ее производителем и (или) распространителем следующим образом: применительно к категории информационной продукции, запрещенной для детей, - в виде цифры "18" и знака "плюс" и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания "запрещено для детей".
Следовательно, информационная продукция - реклама концерта исполнителя "Элджей" является запрещенной для детей и должна иметь категорию "18+", а не "12+", как указано в тексте рекламного плаката.
В силу с п.2 ч.3 ст.5 Федерального закона "О рекламе", недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.
Соответственно, рекламная информация: "8 марта Элджей сбор 18:00 начало 20:00 12+ _Novosibirsk Expocentre все билеты KASSIR.RU 209-0-409" нарушает требования п.2 ч.3 ст.5 Федерального закона "О рекламе", предоставляя не соответствующие действительности сведения о характеристиках рекламируемого мероприятия.
Ответственность за несоблюдение требований п.2 ч.3 ст.5 Федерального закона "О рекламе" несет рекламодатель (ч.6 ст.38 Федерального закона "О рекламе"). Рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Согласно информации, представленной МУП "Новосибирский метрополитен" (вхN 3769 от 22.04.19г.), рекламная информация размещалась на стации метрополитена "Студенческая" в соответствии с Договором N0060 от 26.01.19г. о предоставлении мест для размещения рекламы, заключенным МУП "Новосибирский метрополитен" и ООО "Метролидер".
В силу п. 1.1 Договора, МУП "Новосибирский метрополитен" предоставляет ООО "Метролидер" места на станции метро "Студенческая" для размещения рекламы, носителей рекламной информации в виде аппликаций на путевой стене, стенах проходов, лестничных маршах, вестибюлях, лицевых панелях турникетов ПКА, дверях типа "М". В силу п. 3.2.12 ООО "Метролидер" обязано соблюдать требования Федерального закона "О рекламе".
Согласно Заявке NМ0060-0186 от 18.02.19г. на размещение рекламы, на станции метро "Студенческая" размещались аппликации с рекламной следующего содержания: "8 марта Элджей сбор 18:00 начало 20:00 12+ _Novosibirsk Expocentre все билеты KASSIR.RU 209-0-409" в количестве 2 шт., формата 1,8-м*1,20-м. Срок экспонирования с 19.02.2019 г. по 08.03.2019 г.
ООО "Метролидер" в свою очередь, представило документы (вхN5136 от 29.05.19г.) согласно которым, рассматриваемая реклама распространялась в новосибирском метрополитене в период с 19.02.19г. по 08.03.19г. на основании Договора N11 от 24.12.18г., заключенного между ООО "Метролидер" и ООО "Онлайн решение". Рекламный макет был предоставлен ООО "Онлайн решение".
Таким образом, рекламодателями рассматриваемой рекламы, допустившими распространение рекламной информации с указанием недостоверной категории информационной продукции, с признаками нарушения п.2 ч.3 ст.5 Федерального закона "О рекламе", являются ООО "Метролидер", ООО "Онлайн решение".
Вместе с тем, в распоряжении Новосибирского УФАС России имеются ведения об организаторе данного мероприятия - ИП Шитов Д.Ю. (Агентский Договор на реализацию билетов на мероприятие N11-12-18 от 11.12.18г. заключенный с ООО "КАССИР.РУ Новосибирск").
Исходя из условий вышеуказанного Договора, ИП Шитов Д.Ю. является заинтересованным лицом (выгодоприобретателем) в распространении рекламной информации: "8 марта Элджей сбор 18:00 начало 20:00 12+ _Novosibirsk Expocentre все билеты KASSIR.RU 209-0-409" размещенной в марте 2019 г. на станции Новосибирского метрополитена "Студенческая", поскольку, реклама направлена на продвижении зрелищного мероприятия - концерта исполнителя "Элджей", привлечение внимания к исполнителю неопределенного круга лиц, а также реализации билетов на "мероприятие "Элджей".
На основании п.2 ч.1 ст.33, ч.1,ч.2 ст.36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с п.20, п.21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения Федерального закона "О рекламе",
ОПРЕДЕЛИЛ:
Возбудить производство по делу N054/05/5-1049/2019 по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе.
Признать лицом, участвующим в деле:
- заявитель: физическое лицо <_>;
- лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе: ООО "Метролидер" (ИНН 5403365194, юридический адрес: 630048, г. Новосибирск, ул. Немировича-Данченко, д. 104, оф. 124);
- лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе: ООО "Онлайн решение" (ИНН 5403039899, юридический адрес: 630048, г. Новосибирск, ул. Немировича-Данченко, д. 104, оф.214);
- заинтересованное лицо: ИП Шитов Д.Ю. (ИНН 540427683220, юридический адрес: 630121, г. Новосибирск, ул. Невельского, д.85).
3. Назначить дело N054/05/5-1049/2019 к рассмотрению на "03" июля 2019 г. в 10:00 часов по адресу г. Новосибирск, ул. Кирова, 3, к. 1007.
4. ООО "Онлайн решение" до "28" июня 2019 г. представить в адрес Новосибирского УФАС России:
-сведения о лице, изготовившем рассматриваемый рекламный макет;
- сведения о лице, определившем возрастную категорию информационной продукции;
-отзыв на данное определение.
5. ИП Шитову Д.Ю. до "28" июня 2019 г. представить в адрес Новосибирского УФАС России:
-сведения о лице, изготовившем рассматриваемый рекламный макет;
- сведения о лице, определившем возрастную категорию информационной продукции;
-отзыв на данное определение.
В соответствии с ч.6 ст.19.8 КоАП РФ, непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных законодательством о рекламе, а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде либо представление недостоверных сведений (информации) -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до двухсот тысяч рублей.
Явка представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, с надлежащим образом оформленной доверенностью на участие в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, обязательна. В случае неявки, дело будет рассмотрено в отсутствии представителя.
В доверенности представителя должна содержаться ссылка на представление интересов в антимонопольном органе (Новосибирском УФАС России) с указанием номера дела, включая право на получение приглашения на составление протокола об административном правонарушении представителя ответчика.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 3 июня 2019 г. N 054/05/5-1049/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 03.06.2019