Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия), <...>, рассмотрев заявление и материалы по факту по факту превышения 13 марта 2019 года нормативов продолжительности вещания рекламы в эфире радиоканала "<...> относительно общей продолжительности суточного вещания, с признаками нарушения требований части 2 статьи 15 Федерального Закона N 38-ФЗ от 13.03.2006 "О рекламе" (далее - Закон о рекламе),
УСТАНОВИЛ:
Челябинское УФАС России рассмотрело заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Челябинской области (далее - Управление Роскомнадзора по Челябинской области) по факту превышения 13 марта 2019 года нормативов продолжительности вещания рекламы в эфире радиоканала <...> относительно общей продолжительности суточного вещания, с признаками нарушения требований части 2 статьи 15 Федерального Закона N 38-ФЗ от 13.03.2006 "О рекламе" (далее - Закон о рекламе).
Из заявления следует, что за период с 00 часов 00 минут 13 марта 2019 года по 23 часа 59 минут 13 мая 2019 года в эфире радиоканала <...> выходили рекламные ролики общей продолжительностью 00 часов 32 минута 11 секунд - 29,65 % по отношению к вещанию средства массовой информации в сутки, составляющему 1 час 48 минут 23 секунды.
В подтверждение указанного факта Управлением Роскомнадзора по Челябинской области представлена справка о результатах анализа записей эфира на частоте 104.7 МГц в г. Магнитогорске Челябинской области за период 00 часов 00 минут по 23 часа 59 минут 13 мая 2019 года.
Из анализа указанного материала следует, что продолжительность вещания <...> в сутки 13.03.2019 составила 1 час 48 минут 32 секунды. При этом объем рекламы в указанный период составил 0 часов 32 минуты и 11 секунд, что составляет 29, 65% по отношению к вещанию СМИ в сутки.
Управлением Роскомнадзора по Челябинской области совместно с заявлением представлено Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ N<...>, подтверждающее регистрацию радиоканала "<...>" в качестве средства массовой информации (далее - СМИ), согласно которому учредителем данного радиоканала является Общество с ограниченной ответственностью "<...>"
Также представлена лицензия на осуществление радиовещания серия РВ N20866 от 24.05.2012, предоставленная ООО "<...>".
В соответствии с частью 2 статьи 15 Закона о рекламе в радиопрограммах, не зарегистрированных в качестве средств массовой информации и специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, продолжительность рекламы не может превышать двадцать процентов времени вещания в течение суток.
Понятие радиопрограммы содержится в статье 2 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" (далее - Закон о СМИ), в соответствии с которой под радиопрограммой понимается совокупность периодических аудиосообщений и материалов (передач), имеющая постоянное наименование (название) и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год.
Согласно той же статье под радиоканалом понимается сформированная в соответствии с сеткой вещания (программой передач) и выходящая в свет (эфир) под постоянным наименованием (названием) и с установленной периодичностью совокупность радиопрограмм и (или) соответственно иных звуковых сообщений и материалов. Правила для радиопрограммы, применяются в отношении радиоканала.
При этом нормы статьи 31 Закона о СМИ предусматривают возможность осуществления радиовещания на основании лицензии на вещание, выданной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
В случае вещания на одной частоте двух и более радиопрограмм, на вещание которых выдана соответствующая лицензия, объем рекламы в радиопрограмме рассчитывается для каждой радиопрограммы, исходя из времени вещания данного средства массовой информации в сутки.
Соответственно, объем рекламы в каждой радиопрограмме как средстве массовой информации, не должен превышать 20 процентов времени вещания данной радиопрограммы в сутки (за исключением случая, если такая радиопрограмма зарегистрирована как специализирующаяся на сообщениях и материалах рекламного характера).
При этом в объем рекламы, транслирующийся в радиопрограмме, включается любая реклама, распространявшаяся в период трансляции данной радиопрограммы, в том числе региональная реклама, размещавшаяся региональным партнером в федеральном средстве массовой информации (по соответствующему договору между ними).
Анализ норм Закона о СМИ показывает, что расчет объема транслируемой рекламы осуществляется только с учетом выходов региональной рекламной информации.
Радиоканал "<...>" вещает на одной частоте с радиоканалом "<...>", ввиду чего при расчете объема рекламы относительно всей программы вещания в сутки Управление Роскомнадзора по Челябинской области исходило из объема суточного вещания для радиоканала "А<...>" отдельно, исключая время вещания радиоканала "<...>".
Таким образом, в период с 00 часов 00 минут 13 мая 2019 года по 23 часа 59 минут 13 мая 2019 года объем региональной рекламы на радиоканале "<...>" был превышен на 9,65%, согласно сведениям, представленным Управлением Роскомнадзора по Челябинской области, что противоречит требованиям части 2 статьи 15 Закона о рекламе, устанавливающей возможность размещения рекламы в радиопрограммах в количестве 20 %.
С учетом изложенного, вещание рекламы в радиопрограмме "<...>" в течение суток в объеме 29,65 %, то есть с превышением установленной 20 % нормы времени вещания рекламы в течение суток, является нарушением части 2 статьи 15 Закона о рекламе.
Частью 7 статьи 38 Закона о рекламе предусмотрена ответственность рекламораспространителя, в том числе за нарушение требований части 2 статьи 15 Закона о рекламе.
Рекламораспространителем в силу пункта 7 статьи 3 Закона о рекламе является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Согласно Свидетельству о регистрации СМИ Эл N ТУ74-00848 от 07.12.2012 учредителем СМИ "<...>" является ООО "<...>".
Рекламораспространителем рекламы с превышением допустимого объема относительно общего объема суточного вещания является ООО "<...>" как учредитель радиоканала "<...>".
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Возбудить производство по делу N 074/05/15-748/2019 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
2. Назначить дело N 074/05/15-748/2019 к рассмотрению на 10 июня 2019 года на 14 часов 00 минут по адресу: г. Челябинск, пр. Ленина, 59, каб. 320.
3. Признать лицом, в действиях которого содержатся признаки нарушения рекламного законодательства: Открытое акционерное общество "<...>".
4. Открытое акционерное общество "<...>" представить в Челябинское УФАС России в срок до 5 июня 2019 года:
4.1) Лицензию на осуществление радиовещания;
4.2) Сведения о лице, ответственном за размещение рекламы на радиоканале "<...>";
4.3) Таблица эфира вещания радиоканала "<...>" за 13 марта 2019 года;
4.4) Письменные объяснения по факту размещения рекламы на радиоканале "<...>" с превышением объема, установленного законодательством, от общей суточной продолжительности вещания телеканала в час.
4.5) Иные документы и сведения, имеющие отношение к рассматриваемому делу.
Все запрошенные документы необходимо представить в копиях, заверенных печатью и подписью, с сопроводительным письмом.
В случае отсутствия документов из приведенного перечня представить письменные объяснения о причинах их отсутствия.
При участии в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе представителя указанного лица, полномочия представителя ОАО "<...>" должны быть оформлены доверенностью на право представления интересов в антимонопольном органе.
Доводим до вашего сведения, что непредставление в Федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных законодательством о рекламе, а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, либо представление недостоверных сведений (информации), влечет наложение административного штрафа в соответствии с частью 6 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 14 мая 2019 г. N 074/05/15-748/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 15.05.2019