Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
Заместителя председателя Комиссии:
"...";
членов Комиссии:
"...";
"...";
в присутствии представителя АО "ИНТЕР РАО-ЭЛЕКТРОГЕНЕРАЦИЯ":
"...";
в отсутствие представителя ООО "ЭЛМП", извещенного надлежащим образом о дате рассмотрения жалоб по существу письмом Московского УФАС России от 16.04.2019
N ПО/1389/19;
рассмотрев жалобы ООО "ЭЛМП" (далее - Заявитель) на действия АО "ИНТЕР РАО-ЭЛЕКТРОГЕНЕРАЦИЯ" (далее - Заказчик) при проведении запросов предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договоров на поставку запасных частей к насосному оборудованию для Костромской ГРЭС (ЭБ N1; ЭБ N2; ЭБ N3; ЭБ N4; ЭБ N5; ЭБ N6; ЭБ N7; ЭБ N8; ЭБ N9) (реестровый N 31907401905, 31907428371) (далее - Закупки),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступили жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупок.
Согласно доводам жалоб нарушение со стороны Заказчика при проведении конкурентных процедур выразилось в неправомерном отказе в допуске заявок Заявителя к дальнейшему участию в Запросах предложений в связи с установлением в Закупочных документациях ограничивающих конкуренцию требований.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.
Согласно протоколу заседания Закупочной комиссии по рассмотрению вторых частей заявок на участие в процедуре N 31907401905 от 27.02.2019
участнику ООО "ЭЛМП" (порядковый номер заявки - 2) отказано в допуске к дальнейшему участию в Запросе предложений, поскольку предложение такого участника не отвечает условиям закупки, так как содержит существенные нарушения требования Закупочной документации в части пункта 5.2.2, пункта 4.13.6 Закупочной документации, а именно выявлен стоп-фактор - существенное несоответствие масштабов деятельности участника процедуры сумме закупки (пункт 10.3 Методики МТ-065-2 от 20.07.2019, Приложение 3 к Закупочной документации).
При проведении закупочных процедур с реестровыми N 31907428371 заявка Заявителя отклонена с идентичным обоснованием.
Комиссией установлено, что доводы, изложенные Заявителем в жалобах на действия Заказчика при проведения закупочных процедур с различными реестровыми номерами, идентичны по своему содержанию, поскольку Заявителем оспариваются одни и те же действия Заказчика, а именно неправомерный отказ от дальнейшего участия в закупочных процедурах по аналогичным основаниям, что также подтверждается выступлениями сторон в рамках рассмотрения указанных жалоб.
При таких обстоятельствах, целесообразно объединить рассмотрение жалоб в одно производство.
В силу пункта пункта 4.13.6 Закупочных документации закупочная комиссия осуществляет рассмотрение и оценку вторых частей заявок на участие в закупке, участников закупки, на предмет их соответствия требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также, в соответствии с системой критериев оценки и сопоставления, указанными в разделе 9 Закупочной документации, и определяет перечень участников, допускаемых к дальнейшему участию в закупке.
Вторые части заявок на участие в закупке, участники закупки, должны полностью соответствовать каждому из установленных настоящей Закупочной документацией требований. Участник закупки не допускается Закупочной комиссией к дальнейшему участию в закупке в том числе в случае обнаружение хотя бы одного из стоп-факторов в рамках оценки деловой репутации по критериям, предусмотренным в Методике оценки деловой репутации контрагентов - резидентов РФ Раздел 9 настоящей закупочной документации.
В силу пункта 5.2.2 Закупочных документаций участник процедуры должен соответствовать обязательным требованиям к финансовой устойчивости, в том числе показатели финансово-хозяйственной деятельности участника должны свидетельствовать о его платежеспособности и финансовой устойчивости.
По мнению Заявителя, его заявки при проведении Закупок отклонены Заказчиком неправомерно ввиду следующего.
Пунктом 10.3 Методики "Проведения экспертизы финансово-экономической устойчивости участника закупочных процедур" Заказчиком установлено, что для принятия решения о соответствии/несоответствии участника используется система стоп и риск-факторов.
В рамках финансово-экономической экспертизы одним из стоп-факторов является существенное несоответствие масштабов деятельности участника закупочной процедуры сумме закупки (если стоимость предложения, указанная в оферте, более чем в 1,4 раза превышает годовую выручку компании или более чем 2,8 раза превосходит ее суммарные активы.
Объем договоров, соответствующих предмету конкурентных процедур и отвечающих требованиям Закупочных документаций, ограничивают конкуренцию, поскольку не позволяет участникам, имеющим соответствующий опыт, принимать участие в рассматриваемых закупочных процедурах.
На заседании представитель Заказчика пояснил, что согласно представленной Заявителем в составе заявки отчету о финансовых результатах за период с 01.01.2018 по 31.12.2018 выручка юридического лица составила 998 000,00 руб.
В свою очередь, НМЦД рассматриваемых процедур составляет 1 702 288,00 руб. и 1 874 033,71 руб. соответственно, что, в свою очередь, приблизительно в 1,7 раз превышает годовую выручку компании и является стоп-фактором в соответствии с Методикой.
Между тем, Комиссия отмечает, что фактически доводы жалоб сводятся к оспариванию положений Закупочных документаций Заказчика. В свою очередь, факт несоответствия заявки требованиям Закупочных документация Заявителем не оспаривается в составе жалобы.
Вместе с тем Комиссия отмечает, что оспариваемые Заявителем положения Закупочной документаций, подлежали обжалованию до окончания срока подачи заявок, а именно до 01.02.2019.
В противном случае, реализация такого права за пределами окончания срока подачи заявок необоснованно затрагивает права и законные интересы иных участников закупочной процедуры, которые подали заявки в соответствии с условиями Закупочной документации.
Согласно статье 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, "действия в обход закона" с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается осуществление гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что обжалование Заявителем положений Закупочной документации после принятия участия в самой закупочной процедуре не подлежит рассмотрению антимонопольным органом в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, поскольку, как было указано ранее, Заявитель, принимая участие в публично-правовой процедуре, конклюдентно соглашается с ее условиями, в связи с чем обжалование участником положений Закупочной документации после окончания срока подачи заявок свидетельствует о злоупотреблении своим правом на обжалование процедуры.
В свою очередь, поскольку положения Закупочной документации Заявителем не оспаривались, такой участник, намеревающийся принять участие в спорных процедурах закупочных процедурах должен был подать заявки в строгом соответствии с требованиями, установленными Заказчиком в Закупочных документациях.
Также следует отметить, что нарушения при составлении документации о закупке могут быть подразделены на явные и скрытые, проявляющиеся только при злоупотреблении Заказчиком своими правами при совершении тех или иных действий в рамках их проведения и не выявляемые при общей проверке закупочной документации на предмет ее соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о закупках.
Скрытые нарушения в составе закупочной документации могут быть выявлены и устранены антимонопольным органом исключительно при рассмотрении соответствующей жалобы участника закупочной процедуры на последствия таких нарушений, что не будет являться злоупотреблением правом со стороны последних и не будет свидетельствовать о выходе административного органа за пределы предоставленных ему полномочий и доводов поданной жалобы (часть 13 статьи 3 Закона о закупках).
В тоже самое время, оценивая содержание нарушения, на которое ссылается в настоящем случае Заявитель, следует признать, что подобное нарушение (в случае его действительного наличия в действиях Заказчика) являлось явным и не могло не быть обнаружено Заявителем при изучении им положений Закупочной документации.
Вместе с тем, как усматривается из материалов дела, на наличие таких "нарушений" в документации Заказчика Заявитель указал только после отказа в допуске к участию в закупочной процедуре, что фактически является злоупотреблением правом со стороны Заявителя.
При таких обстоятельствах, отклонение заявки является следствием ненадлежащих действий самого Заявителя.
В свою очередь, представитель Заявителя на заседании не явился, доказательств, свидетельствующих об обоснованности доводов жалобы, в материалы дела не представил.
Таким образом, доводы жалоб не нашли своего фактического подтверждения в связи с чем признаются Комиссией необоснованными.
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении Запросов предложений необоснованными.
2. Снять ограничение на размещение Запросов предложений, наложенное письмом Московского УФАС России от 16.04.2019 N ПО/18389/19.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии "..."
члены Комиссии "..."
"..."
"..."
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 18 апреля 2019 г. N 077/07/00-1942/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 31.05.2019