Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению дел о нарушении законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: |
<...> [должностное лицо]; |
Члены Комиссии: |
<...> [должностное лицо]; <...> [должностное лицо]; |
рассмотрев дело N016/05/24-111/2019 в отношении ООО "Медицинский центр "Здорофф" (420054, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Авангардная, дом 143, офис 94; ОГРН 1111690020254, ИНН 1660151583, дата регистрации юридического лица: 30.03.2011) по факту распространения рекламы медицинских услуг с текстом: "Мед клиник Здорофф, Акция! До 30 апреля 2019 года_ УЗИ органов малого таза_ Госпитальный скрининг (ВИЧ+ гепатит В+ гепатит С + сифилис)_ Лечение эрозий аппаратом сургитрон_ УЗИ щитовидной железы, УЗИ почек и т.д.", что имеет признаки нарушения Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе",
УСТАНОВИЛА:
В ходе проведения мониторинга Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - Управление) был установлен факт распространения рекламы медицинских услуг с текстом: "Мед клиник Здорофф, Акция! До 30 апреля 2019 года_ УЗИ органов малого таза_ Госпитальный скрининг (ВИЧ+ гепатит В+ гепатит С + сифилис)_ Лечение эрозий аппаратом сургитрон_ УЗИ щитовидной железы, УЗИ почек и т.д." (рис. 1, рис. 2), что имеет признаки нарушения Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
Согласно пункту 28 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 8 октября 2012 г. N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.
Согласно части 7 статьи 24 Закона "О рекламе" реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
Согласно измерениям Управления, в которых расчеты производились путем нахождения объема необходимого предупреждения об имеющихся противопоказаниях (82 мм \x{00d7} 0,2 мм = 1,64 мм) и общего объема вышеуказанной рекламы (10,2 мм \x{00d7} 14,2 мм = 144,84 мм), процент объема предупреждения от общего объема составил 1,64 мм \x{00d7} 100% \x{00f7} 144,84 мм = 1,132%.
Перечень медицинских услуг определен Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 N 1664н (далее - Номенклатура).
При этом указание в рекламе способов воздействия на организм человека, полностью совпадающих с наименованием медицинских услуг, содержащихся в Номенклатуре, позволяет квалифицировать такую рекламу в качестве рекламы медицинских услуг, при отсутствии в такой рекламе иной информации, позволяющей выделить иные объекты рекламирования, в том числе при отсутствии в рекламе раскрытия содержания того или иного метода профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации.
Понятие и перечень медицинских услуг определены Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 27.12.2011 N 1664н. В данном перечне указаны такие медицинские услуги, как:
- A04.22.002 - Ультразвуковое исследование надпочечников;
- A04.22.003 - Ультразвуковое исследование паращитовидных желез;
- A04.23.001.001 - Ультразвуковое исследование головного мозга;
- A04.23.001.002 - Ультразвуковое исследование головного мозга интраоперационное;
- A04.23.001.003 - Ультразвуковое исследование кровотока (флуометрия) в артериях головного мозга интраоперационное;
- A04.23.003 - Ультразвуковое исследование спинного мозга;
- A04.26.002 - Ультразвуковое исследование глазного яблока;
- A04.26.003 - Ультразвуковое сканирование глазницы;
- A04.26.004 - Ультразвуковая биометрия глаза;
- A04.28.002.001 - Ультразвуковое исследование почек.
Следовательно, размещенная Обществом информация "УЗИ органов малого таза, УЗИ щитовидной железы, УЗИ почек и т.д." является рекламой медицинских услуг.
К тому же в вышеуказанной листовке имеется информация о применении радиохирургического аппарата, а именно: "Лечение эрозий аппаратом сургитрон".
Сургитрон - это современный радиохирургический аппарат. Его применяют в гинекологии, хирургии, дерматокосметологии, проктологии и урологии.
На основании вышеизложенного, данная рекламная листовка является рекламой медицинских услуг, а значит должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов, также должна соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
На заседании Комиссии представитель ООО "МЦ "Здорофф" отрицал изготовление и распространение оспариваемых листовок, ссылаясь, что общество никогда не заказывало рекламные листовки, указанная листовка, по мнению представителя ООО "МЦ "Здорофф" могла быть изготовлена конкурентами.
Вместе с тем, в ходе мониторинга сети Интернет, а именно сайта https://medclinic-ru.com Комиссией установлено, что указанная информация о наличии акции совпадает с размещенной на сайте информацией (представлен скриншот).
На сайте также размещены отзывы (представлен скрин-шот), подтверждающие распространение рекламных листовок клиникой не в первый раз, кроме того, указанная в рекламных листовках информация привлекает потребителей к услугам данной клиники, а также увеличивает поток клиентов ООО "МЦ "Здорофф", следовательно, клиникам-конкурентам нецелесообразно привлекать внимание к своему конкуренту, более того затрачивать время и средства на изготовление и распространение данной (актуальной) информации об акциях, проводимых в ООО "МЦ "Здорофф", а также принимаемых в клинике врачах.
Также, на странице в социальной сети "Вконтакте" (https://vk.com/medclinickzn) были обнаружены листовки, которые схожи по оформлению с вышеуказанными листовками.
Более того, представитель ООО "МЦ "Здорофф" подтвердил, что цены на указанные в листовке услуги практически идентичны ценам, которые предоставляет данное Общество.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что указанные листовки направлены на привлечение внимания к услугам и акциям ООО "МЦ "Здорофф", что может быть привлекательно только для самой клиники, следовательно, изготовление и распространение данных листовок осуществлялось ООО "МЦ "Здорофф".
Оспариваемая листовка сопровождается предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов, однако размер данного предупреждения менее пяти процентов рекламной площади (рекламного пространства), что является нарушением части 7 статьи 24 Закона "О рекламе", следовательно, листовка была изготовлена для привлечения потребителей к услугам, которые оказывает ООО "МЦ "Здорофф", однако нормы законодательства Российской Федерации о рекламе в данной рекламной листовке были исполнены не в полном объёме.
В пункте 1 статьи 3 Федерального закона от 13 марта 2006 года N38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон "О рекламе") дано понятие рекламы - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона "О рекламе" объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Учитывая правовой смысл и содержание приведенных понятий рекламы и объекта рекламирования, информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах, а также об изготовителе (продавце) такого товара, то есть объекту рекламирования в целом.
Информация, размещенная в вышеуказанной рекламной листовке содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц; распространена посредством размещения на радиостанции; преследует строго заданные цели информирования: продвижение на рынке, призвана формировать и поддерживать интерес к услугам и товарам, предоставляемым, производимым соответствующим рекламодателем.
В соответствии с частью 6, 7 статьи 38 Закона "О рекламе" следует, что за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 24 Закона "О рекламе" несет ответственность рекламодатель, рекламораспространитель.
Рекламодателем является ООО "Медицинский центр "Здорофф" (420054, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Авангардная, дом 143, офис 94; ОГРН 1111690020254, ИНН 1660151583, дата регистрации юридического лица: 30.03.2011).
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона "О рекламе", реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
В соответствии с частью 1 статьи 5 ФЗ "О рекламе", реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
В соответствии с пунктами 1 и 2 ФЗ "О рекламе", реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-43 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать рекламу медицинских услуг ООО "Медицинский центр "Здорофф" с текстом: "Мед клиник Здорофф, Акция! До 30 апреля 2019 года_ УЗИ органов малого таза_ Госпитальный скрининг (ВИЧ+ гепатит В+ гепатит С + сифилис)_ Лечение эрозий аппаратом сургитрон_ УЗИ щитовидной железы, УЗИ почек и т.д." ненадлежащей, которая сопровождается предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов, но менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства), что не соответствует требованиям части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе".
Выдать предписание ООО "Медицинский центр "Здорофф" об устранении нарушения части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.06 N38-ФЗ "О рекламе", в связи с непредставлением доказательств устранения нарушения.
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Татарстанского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии <...> [должностное лицо]
Члены Комиссии <...> [должностное лицо]
<...> [должностное лицо]
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 29 мая 2019 г. N 016/05/24-111/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 29.05.2019