Комиссия Костромского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Костромского УФАС России, Комиссия по рассмотрению жалобы, Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: <Р..>
Члены Комиссии: <Б..>,
<Г..> ,
при ведении аудиозаписи заседания, в присутствии представителей - Администрации Костромской области (далее - Заказчик), представителей ОГКУ "Агентство государственных закупок Костромской области" (далее - Уполномоченный орган), в отсутствии представителей ООО "ФКГ Развитие-2000" (далее - Заявитель), надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы, рассмотрев жалобу ООО "ФКГ Развитие-2000" на действия заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на оказание образовательных услуг по повышению квалификации государственных гражданских служащих Костромской области по программе "Управление государственными и муниципальными закупками" (извещение N 0841200000719000042) и в результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки,
УСТАНОВИЛА:
Согласно представленным материалам, 13.02.2019 г. на официальном сайте в сети "Интернет" в единой информационной системе в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru заказчиком, Администрация Костромской области, размещено извещение и документация о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на оказание образовательных услуг по повышению квалификации государственных гражданских служащих Костромской области по программе "Управление государственными и муниципальными закупками" (извещение N 0841200000719000042) (далее - Документация об аукционе).
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 619626 руб. 80 коп.
15.03.2019 г. в адрес Костромского УФАС России от ООО "ФКГ Развитие-2000", поступила жалоба по вышеуказанной закупке.
Заявитель в своей жалобе обжалует действия заказчика, который, по его мнению, неправомерно установил требование к объекту закупки, тем самым допустил нарушения Закона о контрактной системе. Заявитель в своей жалобе приводит следующие доводы:
- заказчик в нарушение требований частью 7 статьи 54.4 Закона N 44-ФЗ в Конкурсной документации не законно установил требование о предоставлении в составе первой части заявки на участие в Конкурсе документов, не предусмотренных частью 4 статьи 54.4 Закона N 44-ФЗ;
- совершенно необоснованно Заказчик установил требование том, что преподаватели, имеющие ученую степень и/или звания, должны состоять в трудовых отношениях с участником закупки. Участник закупки может привлекать преподавателей с необходимой ученой степенью и (или) званием для оказания образовательных услуг на основании гражданско-правового договора. Что также никаким образом не сказывается на качестве обучения;
- действия заказчика нарушают установленный статьей 17 Федерального закона от 26.072006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрет, поскольку как раз и приводят устранению, ограничению и недопущению конкуренции при проведении Конкурса.
На вышеуказанные доводы заявителя Заказчикам, Уполномоченным органом были предоставлены возражения, согласно которым оспариваемые действия Заказчика не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Комиссия Костромского УФАС России, рассмотрев довод жалобы, изучив представленные материалы и документы, нормативные правовые акты, выслушав представителя Заказчика, Уполномоченного органа, проведя внеплановую проверку в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, а также обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
При этом заказчики в силу части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
Под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования (часть 1 статьи 48 Закона о контрактной системе).
По первому доводу заявителя было установлено следующее.
В Приложении N2 Раздела 1 "Информационная карта открытого конкурса" Заказчик установил следующие требования к первой части заявки на участие в Конкурсе:
"Форма N1 для заполнения первой части заявки" "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки"
1. Показатель "Качество услуг. Доля аудиторных часов по учебному плану программы повышения квалификации":
N п/п |
Наименование программы повышения квалификации, сроки оказания услуг |
Общее количество учебных часов по программе |
Количество аудиторных часов в соответствии с учебным планом программы |
Доля аудиторных часов от общего количества учебных часов по программе, % |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|
|
|
|
Сведения подтверждаются:
1. копией одного контракта (договора) на оказание образовательных услуг по программе повышения квалификации государственных гражданских служащих по теме, соответствующей предмету контракта, с ценой контракта не менее 100 000,00 (Ста тысяч) рублей 00 копеек, заключённого не ранее, чем за 3 года до даты окончания подачи заявок в открытом конкурсе и исполненного без применения к такому участнику штрафов, пеней на дату окончания подачи заявок в открытом конкурсе, с приложениями (в т.ч. дополнительные соглашения (при наличии), все приложения к контракту, которые являются его неотъемлемой частью (при наличии));
2. копиями актов оказанных услуг к контракту (договору), подписанных Заказчиком и Исполнителем;
3. копией учебного плана программы повышения квалификации государственных гражданских служащих, реализованной в рамках контракта (договора), представленного по пп. 1 п. 1.
В случае непредставления контракта (договора) или представления нечитаемой информации по контракту (договору) со всеми подтверждающими документами (дополнительное соглашение (при наличии); все приложения к контракту (договору), которые являются его неотъемлемой частью (при наличии); копии актов оказанных услуг; копии учебного плана), такой контракт (договор) не учитывается комиссией.
Расчет осуществляется только по тому контракту (договору):
1) по которому приложены копии требуемых документов, предоставленных в полном объеме, в т.ч. копия контракта (договора);
2) по которому представлены акты оказанных услуг на общую сумму, соответствующую цене контракта (договора);.
3) по которому все реквизиты и информация по каждому документу соответствуют сведениям, указанным в предложении участника конкурса.
В случае непредставления в составе заявки всех копий документов для подтверждения указанных сведений, реквизиты которых указаны в предложении участника конкурса, то участнику конкурса по соответствующему показателю присваивается 0 баллов.
Не предоставление в составе заявки на участие в конкурсе таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, но является основанием для оценки по наименьшему значению показателя (присваивается 0 баллов).
Показатель "Качество услуг. Доля практических аудиторных часов по учебному плану программы повышения квалификации":
N п/п |
Наименование программы повышения квалификации, сроки оказания услуг |
Общее количество учебных часов по программе |
Количество аудиторных часов в соответствии с учебным планом программы |
Количество практических аудиторных часов в соответствии с учебным планом программы |
Доля практических аудиторных часов от общего количества аудиторных часов по программе, % |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
|
|
|
|
Сведения подтверждаются:
копией одного контракта (договора) на оказание образовательных услуг по программе повышения квалификации государственных гражданских служащих по теме, соответствующей предмету контракта, с ценой контракта не менее 100 000,00 (Ста тысяч) рублей 00 копеек, заключённого не ранее чем за 3 года до даты окончания подачи заявок в открытом конкурсе и исполненного, без применения к такому участнику штрафов, пеней на дату окончания подачи заявок в открытом конкурсе, с приложениями (в т.ч. дополнительные соглашения (при наличии), все приложения к контракту, которые являются его неотъемлемой частью (при наличии));
копиями актов оказанных услуг к контракту (договору), подписанных Заказчиком и Исполнителем;
копией учебного плана программы повышения квалификации государственных гражданских служащих, реализованной в рамках контракта (договора), представленного по пп. 1 п. 2.
В случае непредставления контракта (договора) или представления нечитаемой информации по контракту (договору) со всеми подтверждающими документами (дополнительное соглашение (при наличии); все приложения к контракту (договору), которые являются его неотъемлемой частью (при наличии); копии актов оказанных услуг; копии учебного плана), такой контракт (договор) не учитывается комиссией.
Расчет осуществляется только по тому контракту (договору):
1) по которому приложены копии требуемых документов, предоставленных в полном объеме, в т.ч. копия контракта (договора);
2) по которому представлены акты оказанных услуг на общую сумму, соответствующую цене контракта (договора);.
3) по которому все реквизиты и информация по каждому документу соответствуют сведениям, указанными в предложении участника конкурса.
В случае непредставления в составе заявки всех копий документов для подтверждения указанных сведений, реквизиты которых указаны в предложении участника конкурса, то участнику конкурса по соответствующему показателю присваивается 0 баллов.
Не предоставление в составе заявки на участие в конкурсе таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, но является основанием для оценки по наименьшему значению показателя (присваивается 0 баллов).
В соответствии с частью 7 статьи 54.4 Закона о контрактной системе требовать от участника открытого конкурса в электронной форме предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 2, 4 - 6 настоящей статьи, не допускается.
Согласно части 4 указанной статьи первая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать:
1) согласие участника открытого конкурса в электронной форме на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных конкурсной документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) предложение участника открытого конкурса в электронной форме о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки при установлении в конкурсной документации критерия, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона. При этом отсутствие указанного предложения не является основанием для принятия решения об отказе участнику закупки в допуске к участию в открытом конкурсе в электронной форме;
3) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:
а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурсной документации условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона);
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным конкурсной документацией, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в открытом конкурсе в электронной форме в случае отсутствия в конкурсной документации указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в конкурсной документации.
Таким образом, требуемая Заказчиком информация в составе первой части заявки, нарушает положения части 7 статьи 54.4 Закона о контрактной системе.
Также согласно части 5 статьи 54.4 Закона о контрактной системе в первой части заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме не допускается указание сведений об участнике открытого конкурса в электронной форме, подавшем заявку на участие в таком конкурсе, а также сведений о предлагаемой этим участником открытого конкурса в электронной форме цене контракта. При этом первая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме может содержать эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение товара, закупка которого осуществляется.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 1 общего положения конкурсной документации в первой части заявки на участие в открытом конкурсе не допускается указание сведений об участнике открытого конкурса, подавшем заявку на участие в таком конкурсе, а также сведений о предлагаемой этим участником открытого конкурса цене контракта.
Для подтверждения сведений, представленных в первой части заявки, Заказчик требует копию одного контракта (договора) на оказание образовательных услуг по программе повышения квалификации государственных гражданских служащих по теме, соответствующей предмету контракта, с ценой контракта не менее 100 000,00 (Ста тысяч) рублей 00 копеек, заключённого не ранее чем за 3 года до даты окончания подачи заявок в открытом конкурсе и исполненного, без применения к такому участнику штрафов, пеней на дату окончания подачи заявок в открытом конкурсе, с приложениями (в т.ч. дополнительные соглашения (при наличии), все приложения к контракту, которые являются его неотъемлемой частью (при наличии)); копию актов оказанных услуг к контракту (договору), подписанных Заказчиком и Исполнителем; копию учебного плана программы повышения квалификации государственных гражданских служащих, реализованной в рамках контракта (договора), представленного по пп. 1 п. 2., но все они, на основании требований норм закона и конкурсной документации должны быть обезличены.
Таким образом, Заказчиком не установлены критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, что нарушает положения пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного первый довод заявителя признан обоснованным.
По второму доводу заявителя, было установлено следующее.
В ответе на запрос от 05.03.2019 заказчиком предоставлено разъяснение от 06.03.2019 N СС-1582/14 (размещено в ЕИС):
"2.1. "Квалификация трудовых ресурсов, предлагаемых для оказания услуг. Количество преподавателей, имеющих ученую степень и/или звания, привлеченных для проведения обучения".
Преподаватели участника конкурса, имеющие ученую степень и/или звания, должны быть привлечены для проведения обучения по программам повышения квалификации, соответствующим предмету контракта, за последние 3 года до даты окончания подачи заявок в открытом конкурсе.
Сведения подтверждаются:
1. копиями документов о присвоении ученой степени и/или звания;
2. копиями документов (приказов, договоров и др.), подтверждающих наличие трудовых отношений преподавателя с исполнителем;
3. копиями расписаний занятий, заверенных исполнителем, подтверждающих участие преподавателя в проведении обучения по программам повышения квалификации, соответствующим предмету контракта, за последние 3 года до даты окончания подачи заявок в открытом конкурсе.
Таким образом, сведения по данному показателю могут быть подтверждены в том числе и копиями гражданско-правовых договоров."
На основании вышеизложенного, второй довод заявителя признан не обоснованным.
По третьему доводу заявителя, установлено следующее.
Закон о защите конкуренции распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
Таким образом, организационные и правовые основы защиты конкуренции регулируются названным выше Законом.
В случае поступления в антимонопольный орган заявлений и материалов, свидетельствующих о признаках нарушения антимонопольного законодательства в действиях каких-либо субъектов, антимонопольный орган может признать нарушения обозначенного законодательства исключительно на основании решения, принятого комиссией по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Порядок рассмотрения заявлений, поданных в антимонопольный орган о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства, а также порядок возбуждения и рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства установлен главой 9 Закона о защите конкуренции.
Следовательно, в рамках рассмотрения обозначенной жалобы Комиссия Костромского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг, осуществляющая свои полномочия в рамках норм Закона о контрактной системе, не вправе давать оценку указанным действиям заказчика на предмет наличия нарушений Закона о защите конкуренции.
Комиссия Костромского УФАС приходит к выводу, что разъяснения положений конкурсной документации не изменяют суть документации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 99, 106, Закона о контрактной системе, Комиссия Костромского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ФКГ Развитие-2000" частично обоснованной.
2. Признать факт нарушения Заказчиком пункта 8 части 1 статьи 54.3, части 7 статьи 54.4 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, электронной площадке обязательное для исполнения предписание.
Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Довод жалобы о наличии признаков нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции не рассматривался
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Председателя Комиссии <Р..>
Члены Комиссии: <Б..>,
<Г..>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области от 22 марта 2019 г. N 05-27/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 26.03.2019