По результатам рассмотрения обращения Прокуратуры Муезерского района по факту бездействия администрации Ледмозерского сельского поселения (далее - администрация) в части проведения конкурса по выбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными в границах сельского поселения (вх.N2024 от 23.04.2019, исх.N07-13-2019 от 11.04.2019), Карельским УФАС России установлено следующее.
01.11.2018 между администрацией и ООО "УМАП Экспресс" заключен договор Nб/н на выполнение работ по техническому и аварийно-диспетчерскому обслуживанию многоквартирных домов.
Пунктом 1.2. указанного договора предусмотрено, что в состав работ входят:
- проведение профилактических осмотров (обследований) объектов жилищного фонда, инженерного оборудования;
- наладка инженерного оборудования МКД;
- работы аварийного характера в МКД;
- подготовка многоквартирного дома к сезонной эксплуатации;
- работы, выполняемые при технических осмотрах и по заявкам жильцов в счет платы за содержание жилья.
Из пункта 3.1 договора следует, что источником средств для выполнения работ по договору являются средства, поступившие на расчетный счет Заказчика в виде оплаты за содержание и текущий ремонт жилого помещения от собственников и нанимателей жилых помещений МКД.
Согласно пункту 5.1 договора "настоящий договор заключается с 01 ноября 2018 года до заключения концессионного соглашения, но не позднее 31 декабря 2018 года".
Приложением N1 к договору является Перечень многоквартирных домов, который включает в себя 41 многоквартирный дом (40 - неблагоустроенных, 1 - благоустроенный).
Аналогичный договор заключен между администрацией и ООО "УМАП Экспресс" 01.01.2019. При этом пункт 5.1 договора предусматривает, что "договор заключается с 01 января 2019 года до заключения концессионного соглашения, но не позднее 31 декабря 2019 года".
В соответствии с пунктом 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом.
Частью 4 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что орган местного самоуправления в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Правила проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2006 года N75 (далее - Правила проведения конкурса).
В силу абзаца 1 пункта 39 Правил проведения конкурса, в случае если до дня проведения конкурса собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления многоквартирным домом (далее также МКД) или реализовали решение о выборе способа управления этим домом, конкурс не проводится. Отказ от проведения конкурса по иным основаниям не допускается.
Установлено, что 18.11.2016 администрация опубликовала на сайте www.torgi.gov.ru извещение N181116/16080292/01 от 18.11.2016 о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными на территории Ледмозерского сельского поселения, в состав лота включено 22 МКД. Указанный конкурс признан несостоявшимся в связи с отсутствием допущенных участников.
05.08.2017 орган местного самоуправления разместил на сайте www.torgi.gov.ru извещение N050817/16080292/01 о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными на территории Ледмозерского сельского поселения, в состав лота также включено 22 МКД. Конкурс признан несостоявшимся в связи с отсутствием допущенных участников.
Согласно пункту 59 Правил проведения конкурса, в случае если до начала процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе не подана ни одна заявка на участие в конкурсе, организатор конкурса в течение 3 месяцев с даты окончания срока подачи заявок проводит новый конкурс в соответствии с этими Правилами. При этом организатор конкурса вправе изменить условия проведения конкурса и обязан увеличить расчетный размер платы за содержание и ремонт жилого помещения не менее чем на 10 процентов.
Дата окончания подачи заявок по извещению N050817/16080292/01 приходится на 07.09.2017, вместе с тем, до настоящего времени органом местного самоуправления новый конкурс не объявлен. Кроме того, конкурс проводился в отношении 22 МКД, а ООО "УМАП Экспресс" осуществляет обслуживание 41 МКД.
В силу части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции") органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Признаками ограничения конкуренции являются, в том числе, любые обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке (пункт 17 статьи 4 ФЗ "О защите конкуренции").
В силу пункта 1 части 1 статьи 165 ЖК РФ, в целях создания условий для управления МКД органы местного самоуправления обеспечивают равные условия для деятельности управляющих организаций.
Целью проведения торгов является выявление хозяйствующего субъекта, предложившего за указанный организатором конкурса в конкурсной документации размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в течение установленного срока выполнить наибольший по стоимости объем работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, на право управления которым проводится конкурс.
В случае, когда требуется проведение конкурса, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, его непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, может влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении конкурса в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.
Бездействие администрации в части проведения конкурса по отбору управляющей компании для управления МКД в п.Ледмозеро и совершение действий по неоднократному заключению договоров на выполнение работ по техническому и аварийно-диспетчерскому обслуживанию МКД нарушают запрет, установленный статьей 15 ФЗ "О защите конкуренции", так как могут привести к ограничению конкуренции на рынке услуг по управлению МКД в границах Ледмозерского сельского поселения.
Фактически вышеуказанные действия органа местного самоуправления приводят к предоставлению преимущественных условий осуществления деятельности отдельному хозяйствующему субъекту - ООО "УМАП Экспресс".
По информации органа местного самоуправления, управляющие компании на территории Муезерского муниципального района, в том числе и на территории Ледмозерского сельского поселения, отсутствуют.
Вместе с тем, согласно сведениям, размещенным на сайте http://mingkh.ru/ (МинЖКХ - некоммерческий общественный инициативный проект повышения общественной осведомлённости в области функционирования управляющих компаний и ТСЖ) в п.Ледмозеро обслуживают и управляют жилым фондом 2 управляющие компании (УК "ТеплоЭнергоСбыт" и УК "ЖилКомСервис"), 1 - ТСЖ (ТСЖ "Надежда") и 1 ТНС (ТНС "Рассвет"). То есть, рынок является конкурентным.
В результате последовательного заключения между администрацией и ООО "УМАП Экспресс" договоров на выполнение работ по техническому и аварийно-диспетчерскому обслуживанию многоквартирных домов хозяйствующие субъекты (управляющие организации), были поставлены в неравные условия при получении доступа на товарный рынок.
Указанные факты свидетельствуют о наличии в действиях (бездействии) администрации признаков нарушения части 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции".
Согласно позиции ФАС России, изложенной в письмах от 30.09.2014 NАЦ/39755/14 и от 19.01.2017 NИА/2401/17, непроведение открытого конкурса по выбору управляющей организации может привести к ограничению конкуренции на рынке предоставления услуг по управлению многоквартирными домами, следовательно, такое бездействие свидетельствует о нарушении части 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции".
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 39.1 ФЗ "О защите конкуренции", Карельское УФАС России предупреждает о необходимости в срок до 18 августа 2019 года прекратить указанные действия путем проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, которые в настоящий момент переданы ООО "УМАП "Экспресс" по договору Nб/н от 01.01.2019 на выполнение работ по техническому и аварийно-диспетчерскому обслуживанию МКД.
О выполнении предупреждения сообщить в Карельское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения (с приложением подтверждающих исполнение предупреждения документов).
В соответствии с частью 7 статьи 39.1 ФЗ "О защите конкуренции" при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.
В соответствии с частью 8 статьи 39.1 ФЗ "О защите конкуренции" в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предупреждение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия от 18 июня 2019 г. N 010/01/15-395/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 18.06.2019