Я, заместитель руководителя Московского УФАС России (далее - Управление) <...>, рассмотрев протокол и материалы дела N 077/04/14.32-1499/2019 об административном правонарушении в отношении ООО "Миля1" (прежнее наименование ООО "МЕГАМЕД") (адрес: 420111, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Пушкина, д. 30, офис 406; дата регистрации 11.08.2014, ОГРН 1141690056694, ИНН 1655298654, КПП 165501001) в отсутствие законного представителя/защитника (несмотря на неоднократно направленные Управлением уведомления по адресу, указанному ЕГРЮЛ в качестве места нахождения данного хозяйствующего субъекта, о рассмотрении дела с указанием на время и место совершения процессуальных действий обществом не получается, что рассматривается в качестве надлежащего извещения данного общества, с учетом постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61),
УСТАНОВИЛ:
Протоколом от 15.05.2019 по делу N 077/04/14.32-1499/77-19 об административном правонарушении зафиксирован факт административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьей 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Управления от 20.07.2018 по результатам рассмотрения дела N 1-11-619/77-18:
1. ООО "Норд8" и ООО "МОСМЕДКОМПЛЕКТ" признаны нарушившими требования пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) посредством заключения устного картельного соглашения, реализация которого могла привести к поддержанию цены на 4 аукционах в электронной форме с реестровыми N N 0173200001416001877, 0173200001416001894, 0173200001416001903 и 0173200001416001976, состоявшихся 20.01.2017;
2. ООО "Миля1" и ООО "МОСМЕДКОМПЛЕКТ" признаны нарушившими требования пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции посредством заключения устного картельного соглашения, реализация которого могла привести к поддержанию цены на 2 аукционах в электронной форме с реестровыми N N 0173200001416001884 и 0173200001416001926, состоявшихся 20.01.2017.
На основании информации, размещенной на официальном сайте ФНС России, установлено, что в ходе рассмотрения дел N N 1-11-619/77-18 и 077/04/14.32-1499/2019, в организационно-правовой структуре ООО "Мегамед" и ООО "МОСМЕДКОМПЛЕКТ" и ООО "Нео-Сан" произошли следующие изменения:
- согласно записи в ЕГРЮЛ от 03.05.2018 ООО "Нео-Сан" было переименовано в ООО "Норд8";
- согласно записи в ЕГРЮЛ от 04.04.2018 ООО "Мегамед" было переименовано в ООО "Миля1";
- согласно записи в ЕГРЮЛ от 14.09.2018 ООО "МОСМЕДКОМПЛЕКТ" было переименовано в ООО "МИГ10".
В ходе рассмотрения дела N 1-11-619/77-18 и детального анализа сведений, представленных АО "Единая электронная торговая площадка" и ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Торговые площадки), а также АО "Электронные торговые системы" в ответ на запросы Управления исх. от 25.05.2018 N ЕП/24753/18, установлено следующее.
На официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок "zakupki.gov.ru" (далее - ЕИС) Департаментом города Москвы по конкурентной политике в период с 24.12.2016 по 29.12.2016 было опубликовано 6 аукционов в электронной форме (совместные закупки) с реестровыми N N 0173200001416001877, 0173200001416001894, 0173200001416001903, 0173200001416001976, 0173200001416001884 и 0173200001416001926 предметами которых являлись соответственно:
- оснащение многоразовым инвентарем и одноразовым расходным материалом для сбора, хранения и удаления (транспортировки) медицинских отходов в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы в 2017 году (СВАО);
- оснащение многоразовым инвентарем и одноразовым расходным материалом для сбора, хранения и удаления (транспортировки) медицинских отходов в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы в 2017 году (СЗАО+ЗелАО);
- оснащение многоразовым инвентарем и одноразовым расходным материалом для сбора, хранения и удаления (транспортировки) медицинских отходов в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы в 2017 году (ЮАО);
- оснащение многоразовым инвентарем и одноразовым расходным материалом для сбора, хранения и удаления (транспортировки) медицинских отходов в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы в 2017 году (САО);
- оснащение многоразовым инвентарем и одноразовым расходным материалом для сбора, хранения и удаления (транспортировки) медицинских отходов в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы в 2017 году (ЮВАО);
- оснащение многоразовым инвентарем и одноразовым расходным материалом для сбора, хранения и удаления (транспортировки) медицинских отходов в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы в 2017 году (ЮЗАО и ТИНАО).
В аукционах с реестровыми N N 0173200001416001877, 0173200001416001894, 0173200001416001903 и 0173200001416001976 приняли участие ООО "Норд8" и ООО "МОСМЕДКОМПЛЕКТ". В аукционах с реестровыми N N 0173200001416001884 и 0173200001416001926 приняли участие ООО "Миля1" и ООО "МОСМЕДКОМПЛЕКТ".
Общества, подав в ходе торгов по одному или два ценовых предложения, отказывались от дальнейшей конкурентной борьбы друг с другом, в связи с чем снижение по указанным аукционам составило 1%-1,5% от начальной (максимальной) цены контракта (далее - НМЦК).
Общая НМЦК по 6 рассматриваемым аукционам составила 213 737 792,10 рублей.
Данные об аукционах, их предметах, НМЦК, датах публикации и проведения, победителях, ценовых предложениях, а также снижениях и участниках сведены в Таблицу N 1.
Таблица N 1
N торгов |
Организатор торгов |
Предмет торгов |
Дата размещения заказа |
Дата проведения торгов |
НМЦК |
Победитель торгов |
ЦП победителя |
% сниже- ния НМЦК |
Второй участник торгов |
ЦП второго участника |
% сниже-ния НМЦК |
0173200001416001877
|
Департамент города Москвы по конкурентной политике |
оснащение многоразовым инвентарем и одноразовым расходным материалом для сбора, хранения и удаления (транспортировки) медицинских отходов в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы в 2017 г. (СВАО) |
24.12.16 |
20.01.17 |
38232020,79 |
ООО "МОСМЕДКОМПЛЕКТ" |
37658540,49 |
-1,5 |
ООО "Норд8" |
37849700,59 |
-1 |
0173200001416001894 |
Департамент города Москвы по конкурентной политике |
оснащение многоразовым инвентарем и одноразовым расходным материалом для сбора, хранения и удаления (транспортировки) медицинских отходов в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы в 2017 г. (СЗАО+ЗелАО) |
26.12.16 |
20.01.17 |
42214140,2 |
ООО "МОСМЕДКОМПЛЕКТ" |
41791998,8 |
-1 |
ООО "Норд8" |
42003069.50 |
0,5 |
0173200001416001884 |
Департамент города Москвы по конкурентной политике |
оснащение многоразовым инвентарем и одноразовым расходным материалом для сбора, хранения и удаления (транспортировки) медицинских отходов в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы в 2017 г. (ЮВАО); |
26.12.16 |
20.01.17 |
40 240 197,42 |
ООО "Миля1" |
39 636 594,45 |
-1,5 |
ООО "МОСМЕДКОМПЛЕКТ" |
39 837 765,44 |
-1 |
0173200001416001926 |
Департамент города Москвы по конкурентной политике |
оснащение многоразовым инвентарем и одноразовым расходным материалом для сбора, хранения и удаления (транспортировки) медицинских отходов в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы в 2017 г. (ЮЗАО и ТИНАО). |
27.12.16 |
20.01.17 |
26 841 128,03 |
ООО "Миля1" |
26 438 511,11 |
-1,5 |
ООО "МОСМЕДКОМПЛЕКТ" |
26 572 716,75 |
-1 |
0173200001416001903 |
Департамент города Москвы по конкурентной политике |
оснащение многоразовым инвентарем и одноразовым расходным материалом для сбора, хранения и удаления (транспортировки) медицинских отходов в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы в 2017 г. (ЮАО); |
27.12.16 |
20.01.17 |
31 959 774,33 |
ООО "Норд8" |
31 640 176,59 |
-1 |
ООО "МОСМЕДКОМПЛЕКТ" |
31 799 975,76 |
-0,5 |
0173200001416001976 |
Департамент города Москвы по конкурентной политике |
оснащение многоразовым инвентарем и одноразовым расходным материалом для сбора, хранения и удаления (транспортировки) медицинских отходов в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы в 2017 г. (САО) |
29.12.16 |
20.01.17 |
34 250 531,33 |
ООО "Норд8" |
33 736 773,35 |
-1,5 |
ООО "МОСМЕДКОМПЛЕКТ" |
33 908 026,01 |
-1 |
Вышеуказанные аукционы, являющиеся совместными закупками, состоялись 20.01.2017 и по их итогам ООО "МОСМЕДКОМПЛЕКТ" было заключено 38 контрактов на общую сумму 79 450 539,29 рублей; ООО "Норд8" было заключено 42 контракта на общую сумму 66 075 105,56 рублей; ООО "Миля1" было заключено 39 контрактов на общую сумму 65 376 949,94 рублей.
Торговыми площадками представлены сведения, что подача заявок осуществлялась обществами с одного и того же IP-адреса 95.182.68.62 (данные сведены в Таблицу N 2).
Таблица N 2
N торгов |
Участники торгов |
IP-адрес при подаче заявки |
IP-адрес при подаче ЦП |
IP-адрес при подписании контракта |
0173200001416001877
|
ООО "Норд8" |
95.182.68.62 |
95.182.68.62 |
- |
ООО "МОСМЕДКОМПЛЕКТ" |
95.182.68.62 |
217.151.75.190 |
217.151.75.190 |
|
0173200001416001894 |
ООО "Норд8" |
95.182.68.62 |
95.182.68.62 |
- |
ООО "МОСМЕДКОМПЛЕКТ" |
95.182.68.62 |
217.151.75.190 |
217.151.75.190 |
|
0173200001416001884 |
ООО "Миля1" |
95.182.68.62 |
95.182.68.62 |
95.182.68.62 |
ООО "МОСМЕДКОМПЛЕКТ" |
95.182.68.62 |
217.151.75.190 |
- |
|
0173200001416001926 |
ООО "Миля1" |
95.182.68.62 |
95.182.68.62 |
95.182.68.62 |
ООО "МОСМЕДКОМПЛЕКТ" |
95.182.68.62 |
217.151.75.190 |
- |
|
0173200001416001903 |
ООО "Норд8" |
95.182.68.62 |
95.182.68.62 |
95.182.68.62 |
ООО "МОСМЕДКОМПЛЕКТ" |
95.182.68.62 |
217.151.75.190 |
- |
|
0173200001416001976 |
ООО "Норд8" |
95.182.68.62 |
95.182.68.62 |
95.182.68.62 |
ООО "МОСМЕДКОМПЛЕКТ" |
95.182.68.62 |
217.151.75.190 |
- |
Согласно сведениям, представленным ООО "МОСМЕДКОМПЛЕКТ" (вх. N 34575/17 от 20.07.2017), ООО "Миля1" (вх. N 33458/17 от 14.07.2017) и ООО "Норд8" (вх. N 32494/17 от 10.07.2017), в период проведения рассматриваемых Управлением аукционов их фактическим местом нахождения являлись следующие адреса:
- ООО "Миля1" - 420111, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Пушкина, д. 30, офис 406 (договор аренды N 188 от 01.10.2014, заключен с ЗАО "Нордвестойл");
- ООО "Норд8" - 420095, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Шамиля Усманова, д. 32 А, офис 14 (договор аренды N 01-10/2016 от 01.10.2016, заключенный с ООО "Терра");
- ООО "МОСМЕДКОМПЛЕКТ" - 125212, г. Москва, Кронштадтский бульвар, д. 7А, комнаты 3,4 (договор аренды N 261-АР-НСба от 29.08.2016).
Таким образом, в период проведения рассматриваемых Управлением аукционов, общества имели разные адреса, с которых мог осуществляться выход в сеть Интернет для реализации юридически значимых действий в ходе торгов.
Предоставление одного IP-адреса по разным фактическим адресам, в том числе одним и тем же провайдером, невозможно в силу того, что действующие стандарты DHCP (англ. Dynamic Host Configuration Protocol - протокол динамической настройки узла - сетевой протокол, позволяющий компьютерам получать IP-адрес и другие параметры, необходимые для работы в сети TCP/IP) не позволяют организовывать повторяющуюся IP-адресацию, как для статических, так и для динамических адресов. При попытке искусственного создания повторяющегося IP-адреса происходит блокировка отправителей с последующей блокировкой IP-адреса.
Соответственно, Управление пришло к выводу, что общества при подаче заявок на аукционы использовали единую инфраструктуру с IP-адресом 95.182.68.62, который, согласно сведениям, размещенным на сайте "https://2ip.ru/whois/" выделен в городе Казань.
Из сведений, представленных ООО "Экспресс ТелеКом" (вх. N 61101/17 от 11.12.2017) в ответ на запрос Управления, также установлено, что IP-адрес 217.151.75.190, с которого в ходе рассматриваемых торгов подавались ценовые предложения от имени ООО "МОСМЕДКОМПЛЕКТ", выделен ООО "МедПак" по адресу: Московская обл., г. Мытищи, ул. Колпакова, д. 2.
В результате анализа свойств файлов, полученных Торговыми площадками с одного и того же IP-адреса от ООО "Миля1", ООО "Норд8" и ООО "МОСМЕДКОМПЛЕКТ", установлено совпадение учетных записей, на которых создавались и изменялись файлы заявок, даты создания и (или) изменения таких файлов (данные сведены в Таблицу N 3).
Таблица N 3
N торгов |
Наименование участников |
Наименование файла в составе заявки |
Учетная запись, создавшая файл |
Учетная запись, изменившая файл |
Дата и время создания файла |
Дата и время изменения файла |
0173200001416001877 |
ООО "Мосмедкомплект" |
Предложение участника СВАО |
etp2 |
etp2 |
12.01.2017, 15:30:00 |
12.01.2017, 20:59:00 |
ООО "Норд8" |
Предложение участника СВАО |
etp2 |
etp2 |
12.01.2017, 15:30:00 |
12.01.2017, 20:59:00 |
|
| ||||||
ООО "Мосмедкомплект" |
Сведения об организации |
Asd |
etp2 |
09.01.2017,20:02:00 |
12.01.2017, 17:44:00 |
|
ООО "Норд8" |
Норд8 |
Имя |
etp2 |
12:12:2014, 16:10:00 |
12.01.2017, 23:12:00 |
|
0173200001416001894 |
ООО "Мосмедкомплект" |
Предложение участника СЗАО-ЗЕЛАО |
etp2 |
etp2 |
12.01.2017, 15:36:00 |
12.01.2017, 21:04:00 |
ООО "Норд8" |
характеристика товара СЗАО-ЗЕЛАО |
etp2 |
etp2 |
12.01.2017, 15:36:00 |
12.01.2017, 17:20:00 |
|
| ||||||
ООО "Мосмедкомплект" |
Сведения об организации |
Asd |
etp2 |
09.01.2017,20:02:00 |
12.01.2017, 17:44:00 |
|
ООО "Норд8" |
Норд8
|
Имя |
etp2 |
12:12:2014, 16:10:00 |
12.01.2017, 23:12:00 |
|
0173200001416001884 |
ООО "Миля1" |
Предложение по ЮВАО |
etp2 |
etp2 |
12.01.2017, 15:40:00 |
12.01.2017, 18:58:00 |
ООО "МОСМЕДКОМПЛЕКТ" |
предложение участника ЮВАО |
etp2 |
etp2 |
12.01.2017, 15:40:00 |
12.01.2017, 15:40:00 |
|
| ||||||
ООО "Миля1" |
Анкета участника |
Asd |
etp2 |
02.03.2015, 06:19:00 |
12.01.2017, 19:32:00 |
|
ООО "МОСМЕДКОМПЛЕКТ" |
сведения об организации |
Asd |
etp2 |
09.01.2017, 20:02:00 |
12.01.2017, 17:44:00 |
|
| ||||||
ООО "Миля1" |
Декларация о соответствии СМ Миля1 |
Имя |
etp2 |
26.03.2015, 06:03:00 |
12.01.2017, 19:32:00 |
|
ООО "МОСМЕДКОМПЛЕКТ" |
декларация ст.30 |
etp2 |
etp2 |
10.01.2017, 11:08:00 |
12.01.2017, 17:45:00 |
|
| ||||||
ООО "Миля1" |
ДЕКЛАРАЦИЯ О СООТВЕТСТВИИ УЧАСТНИКА |
etp2 |
etp2 |
09.01.2017, 19:49:00 |
12.01.2017, 19:33:00 |
|
ООО "МОСМЕДКОМПЛЕКТ" |
декларация ст 31 |
etp2 |
etp2 |
09.01.2017, 19:49:00 |
12.01.2017, 17:45:00 |
|
0173200001416001926 |
ООО "Миля1" |
Предложение по ЮЗАО+ТИНАО |
etp2 |
etp2 |
10.01.2017, 22:59:00 |
12.01.2017, 22:52:00 |
ООО "МОСМЕДКОМПЛЕКТ" |
предложение участника ЮЗАО+ТИНАО |
etp2 |
etp2 |
10.01.2017, 22:59:00 |
12.01.2017, 15:50:00 |
|
| ||||||
ООО "Миля1" |
Анкета участника |
Asd |
etp2 |
02.03.2015, 06:19:00 |
12.01.2017, 19:32:00 |
|
ООО "МОСМЕДКОМПЛЕКТ" |
сведения об организации |
Asd |
etp2 |
09.01.2017, 20:02:00 |
12.01.2017, 17:44:00 |
|
| ||||||
ООО "Миля1" |
Декларация о соответствии СМ Миля1 |
Имя |
etp2 |
26.03.2015, 06:03:00 |
12.01.2017, 19:32:00 |
|
ООО "МОСМЕДКОМПЛЕКТ" |
декларация ст.30 |
etp2 |
etp2 |
10.01.2017, 11:08:00 |
12.01.2017, 17:45:00 |
|
| ||||||
ООО "Миля1" |
ДЕКЛАРАЦИЯ О СООТВЕТСТВИИ УЧАСТНИКА |
etp2 |
etp2 |
09.01.2017, 19:49:00 |
12.01.2017, 19:32:00 |
|
ООО "МОСМЕДКОМПЛЕКТ" |
декларация ст 31 |
etp2 |
etp2 |
09.01.2017, 19:49:00 |
12.01.2017, 17:45:00 |
|
0173200001416001903 |
ООО "Норд8" |
Характеристика ЮАО |
etp2 |
etp2 |
10.01.2017, 20:33:00 |
12.01.2017, 19:20:00 |
ООО "МОСМЕДКОМПЛЕКТ" |
предложение участника ЮАО |
etp2 |
etp2 |
10.01.2017, 20:33:00 |
12.01.2017,15:49:00 |
|
| ||||||
ООО "Норд8" |
Норд8 |
Имя |
etp2 |
12.12.2014, 16:10:00 |
12.01.2017, 23:12:00 |
|
ООО "МОСМЕДКОМПЛЕКТ" |
сведения об организации |
Asd |
etp2 |
09.01.2017, 20.02.00 |
12.01.2017, 17:44:00 |
|
|
|
|
|
|
|
|
ООО "Норд8" |
ст 30 |
Имя |
etp2 |
14.07.2016, 05:41:00 |
12.01.2017, 23:13:00 |
|
ООО "МОСМЕДКОМПЛЕКТ" |
декларация ст.30 |
etp2 |
etp2 |
10.01.2017, 11:08:00 |
12.01.2017, 17:45:00 |
|
| ||||||
ООО "Норд8" |
декларация |
etp2 |
etp2 |
23.11.2016, 20:48:00 |
12.01.2017, 23:12:00 |
|
ООО "МОСМЕДКОМПЛЕКТ" |
декларация ст 31 |
etp2 |
etp2 |
09.01.2017, 19:49:00 |
12.01.2017, 17:45:00 |
|
0173200001416001976 |
ООО "Норд8" |
Характеристики САО |
etp2 |
etp2 |
10.01.2017, 23:35:00 |
13.01.2017, 07:12:00 |
ООО "МОСМЕДКОМПЛЕКТ" |
предложение участника САО |
etp2 |
etp2 |
10.01.2017, 23:35:00 |
12.01.2017, 15:22:00 |
|
| ||||||
ООО "Норд8" |
Норд8 |
Asd |
etp2 |
12.12.2014, 16:10:00 |
12.01.2017, 23:12:00 |
|
ООО "МОСМЕДКОМПЛЕКТ" |
сведения об организации |
Asd |
etp2 |
09.01.2017, 20.02.00 |
12.01.2017, 17:44:00 |
|
| ||||||
ООО "Норд8" |
ст 30 |
Имя |
etp2 |
14.07.2016, 05:41:00 |
12.01.2017, 23:13:00 |
|
ООО "МОСМЕДКОМПЛЕКТ" |
декларация ст.30 |
etp2 |
etp2 |
10.01.2017, 11:08:00 |
12.01.2017, 17:45:00 |
|
| ||||||
ООО "Норд8" |
декларация |
etp2 |
etp2 |
23.11.2016, 20:48:00 |
12.01.2017, 23:12:00 |
|
ООО "МОСМЕДКОМПЛЕКТ" |
декларация ст 31 |
etp2 |
etp2 |
09.01.2017, 19:49:00 |
12.01.2017, 17:45:00 |
Управлением установлено, что учетные записи, создавшие и изменившие файлы заявок, поданные ООО "Миля1", ООО "МОСМЕДКОМПЛЕКТ" и ООО "Норд8" для участия в рассматриваемых торгах, отличны от учетных записей файлов, размещенных организатором в составе аукционной документации.
Кроме того, установлено, что большинство файлов заявок, поданных обществами для участия в рассматриваемых торгах, были изменены, а в некоторых случаях и созданы в один и тот же день.
Также были проанализированы и признаны идентичным содержания файлов типа "форма 2", поданных обществами для участия в рассматриваемых аукционах, в части предлагаемых товаров и их технических характеристик, при том, что такие данные заказчиком не стандартизированы и конкретные их показатели не предусмотрены.
Совпадение одних и тех же учетных записей, создавших и изменивших файлы заявок, поданные обществами для участия в рассматриваемых торгах, совпадение в большинстве случаев дат изменения, а в некоторых случаях и создания таких файлов, а также совпадение содержания файлов типа "форма 2" в части предлагаемых товаров и их технических характеристик, свидетельствует об использовании и обмене файлами заявок ООО "Миля1" и ООО "МОСМЕДКОМПЛЕКТ", а также ООО "Норд8" и ООО "МОСМЕДКОМПЛЕКТ" между собой и осуществлении координации по подготовке заявок на аукционы.
Тот факт, что заказчиком ни одна из заявок обществ не отклонена, косвенно свидетельствует о том, что обмен информацией между ними осуществлялся в целях их допуска до аукционов.
Вышеизложенное свидетельствует об использовании конкурентами единой инфраструктуры и совместной подготовке к торгам. Использование самостоятельными субъектами гражданского оборота единой инфраструктуры и совместная подготовка возможны только в случае кооперации и консолидации, при этом такие действия осуществляются для достижения единой для всех цели. Однако коммерческие организации в аналогичных ситуациях, конкурируя между собой не действуют в интересах друг друга. Следовательно, такие действия ООО "МОСМЕДКОМПЛЕКТ" и ООО "Миля1", а также ООО "Норд8" и ООО "МОСМЕДКОМПЛЕКТ" возможны исключительно в результате достигнутых договоренностей.
В ходе антимонопольного расследования, предшествовавшего возбуждению дела, с целью получения сведений о лицах, осуществлявших действия по подготовке заявок, а также подачу заявок и ценовых предложений в ходе торгов, Управлением были направлены соответствующие запросы информации в адрес ООО "МОСМЕДКОМПЛЕКТ" (исх. от 28.06.2017 N ЕП/31615/17), ООО "Норд8" (исх. от 28.06.2017 N ЕП/31626/17), ООО "Миля1" (исх. от 28.06.2017 N ЕП/31617/17).
ООО "МОСМЕДКОМПЛЕКТ" была представлена информация (вх. N 34575/17 от 20.07.2017), согласно которой действия по подготовке заявок на аукционы в электронной форме, подача ценовых предложений и подписание контрактов осуществлялись директором ООО "МОСМЕДКОМПЛЕКТ" <...>.
ООО "Миля1" была представлена информация (вх. N 33458/17 от 14.07.2017), согласно которой действия по подготовке заявок на аукционы в электронной форме, подача ценовых предложений и подписание контрактов осуществлялись работниками ООО "Миля1" <...>, <...> и <...>.
ООО "Норд8" была представлена информация (вх. N 32494/17 от 10.07.2017), согласно которой действия по подготовке заявок на аукционы в электронной форме, подача ценовых предложений и подписание контрактов осуществлялись работниками ООО "Норд8" <..> и <...>.
Таким образом, обществами представлены сведения, согласно которым, подготовка заявок на аукционы от их имени осуществлялась различными лицами:
- от лица ООО "МОСМЕДКОМПЛЕКТ" - <...>.
- от лица ООО "Миля1" - <...>, <..> и <...>.
- от лица ООО "Норд8" - <...> и <...>.
Вместе с тем, после возбуждения дел N 1-11-1899/77-17 и N 1-11-1900/77-17 и ознакомлении обществами с материалами указанных дел, в которых содержались сведения о совпадении IP-адресов, использованных обществами при подаче заявок на участие в торгах, а также совпадении учетных записей файлов заявок, поданных ими для участия в торгах, была изменена позиция относительно лиц, осуществлявших от их имени действия по подготовке заявок на аукционы в электронной форме, подачу ценовых предложений и подписание контрактов.
Так, ООО "Миля1" 11.10.2017 были представлены письменные пояснения, согласно которым все действия на электронных торговых площадках от его имени совершаются третьим лицом - <...> (девичья фамилия - <..>) на основании агентского договора.
Также ООО "Миля1" пояснено, что об указанном факте ООО "Миля1" не было сообщено ранее в связи с тем, что по мнению ООО "Миля1", Управлением ранее не запрашивались сведения о лицах, которые от имени ООО "Миля1" ведут работу непосредственно с электронными площадками.
Однако, по мнению Управления, пункт 6 запроса Управления (исх. от 28.06.2017 N ЕП/31617/17) был сформулирован точно и корректно: "Сведения о лицах, осуществлявших от имени ООО "Миля1" действия по подготовке заявок на аукционы в электронной форме, подачу ценовых предложений и подписание контрактов в период с 11.08.2014 по дату предоставления сведений по настоящему запросу." При этом, тот факт, что объектом рассмотрения являются аукционы в электронной форме, по мнению Управления, прямо свидетельствует о том, что сведения, истребуемые указанным запросом, имеют отношение к действиям, происходящим непосредственно на электронной торговой площадке, и следовательно должны быть представлены в ответ на запрос Управления (исх. от 28.06.2017 N ЕП/31617/17) без дополнительных указаний антимонопольного органа.
ООО "МОСМЕДКОМПЛЕКТ" и ООО "Норд8" 11.10.2017, после возбуждения дела N 1-11-619/77-18, была изменена позиция относительно лиц, осуществлявших действия по подготовке заявок на аукционы в электронной форме, подачу ценовых предложений и подписание контрактов.
Согласно сведениям, представленным ООО "МОСМЕДКОМПЛЕКТ" и ООО "Норд8", у них также имеются заключенные агентские договоры с <...>, которая действовала от их имени в ходе торгов.
Таким образом, по мнению обществ, совпадение IP-адресов и учетных записей объясняется тем фактом, что подготовку заявок, подачу заявок, подачу ценовых предложений и подписание контрактов от имени ООО "Миля1", ООО "МОСМЕДКОМПЛЕКТ" и ООО "Норд8" осуществляло одно и то же физическое лицо - <...>.
К такой позиции обществ Управление относится критически в силу следующего.
ООО "Миля1", ООО "МОСМЕДКОМПЛЕКТ" и ООО "Норд8" не были представлены сведения о наличии агентских договоров с <...>, которая, согласно позже представленной позиции обществ, осуществляла действия по подготовке и подаче заявок, подаче ценовых предложений и подписание контрактов, в ответ на соответствующие запросы Управления (исх. от 28.06.2017 N ЕП/31617/17, исх. от 28.06.2017 N ЕП/31615/17, исх. от 28.06.2017 N ЕП/31626/17), направленные в адрес обществ до возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства. Напротив, обществами были представлены сведения об иных различных лицах - сотрудниках соответствующих организаций.
Кроме того 11.10.2017 ООО "Миля1", ООО "МОСМЕДКОМПЛЕКТ" и ООО "Норд8" представили также идентичные документы, свидетельствующие, по их мнению, о надлежащей оплате услуг <...>, - расписки в получении <...> наличных денежных средств за оказанные услуги по соответствующим договорам.
Согласно пункту 6 Указания Банка России от 11.03.2014 N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" (далее - Указание Банка России) выдача наличных денег проводится по расходным кассовым ордерам 0310002.
Согласно пункту 6.2 Указания Банка России при выдаче наличных денег по расходному кассовому ордеру 0310002 кассир подготавливает сумму наличных денег, подлежащую выдаче, и передает расходный кассовый ордер 0310002 получателю наличных денег для проставления подписи. В случае оформления расходного кассового ордера 0310002 в электронном виде получателем наличных денег может проставляться электронная подпись.
Необходимость оформления иных документов, подтверждающих получение лицом наличных денежных средств из кассы предприятия, Указанием Банка России не установлено.
Таким образом, первичным документом, подтверждающим оплату услуг физическому лицу наличными денежным средствами путем выдачи таких средств из кассы предприятия, является расходный кассовый ордер 0310002.
Вместе с тем, ни одним из ООО "МОСМЕДКОМПЛЕКТ", ООО "Миля1" и ООО "Норд8" не было представлено расходных кассовых ордеров 0310002, но были представлены идентичные расписки в получении <...> наличных денежных средств за оказанные услуги по соответствующим договорам, при том, что такие расписки не являются документами, обязательными и влекущими правовые последствия с точки зрения практики российской системы ведения бухгалтерского учета.
Определениями об отложении рассмотрения дел от 11.10.2017 Управлением были запрошены бухгалтерские документы, подтверждающие оплату услуг <...>.
В ответ на указанные определения ООО "МОСМЕДКОМПЛЕКТ", ООО "Миля1" и ООО "Норд8" представили копии кассовых книг, в которых отражены операции по выдаче денежных средств <...>, в том числе представили расходные кассовые ордера 0310002.
При этом, учитывая отсутствие в ООО "Миля1", ООО "МОСМЕДКОМПЛЕКТ" и ООО "Норд8" зарегистрированных в налоговых органах контрольно-кассовых машин, отсутствие необходимости у ООО "Миля1", ООО "МОСМЕДКОМПЛЕКТ" и ООО "Норд8" отражения в бухгалтерских балансах сумм остатка по счету 50 "Касса" (по которым существует возможность отследить движение наличных денежных средств предприятия), а также факт непредставления расходных кассовых ордеров обществами в Управление, при том, что именно расходные кассовые ордера 0310002 являются первичными и главными документами, подтверждающими оплату наличными денежными средствами через кассу предприятия, Управление подвергает сомнению добросовестность позиции, представленной обществами.
Согласно пункту 1.1 идентичных агентских договоров с <...>, представленных обществами, агент (<....>) осуществляет от имени принципала (ООО "МОСМЕДКОМПЛЕКТ", ООО "Миля1" и ООО "Норд8") поиск новых аукционов на аккредитованных аукционных площадках, а также совершает от имени принципала все юридические и иные действия на электронных площадках (подача заявок, ценовых предложений и т. д.).
Согласно пункту 8.1. агентских договоров агент не имеет права уступать третьему лицу все или часть своих прав, предусмотренных указанными договорами, без предварительного письменного согласия на это принципала.
Кроме того, обществами представлены акты передачи в адрес <...> ключей электронных цифровых подписей (далее - ЭЦП), позволяющих <...> осуществлять юридически значимые действия на Торговых площадках от имени ООО "МОСМЕДКОМПЛЕКТ", ООО "Миля1" и ООО "Норд8".
Таким образом, подачу заявок и ценовых предложений от имени ООО "Миля1", ООО "МОСМЕДКОМПЛЕКТ" и ООО "Норд8", согласно условиям агентских договоров, осуществляла исключительно <...>.
Согласно пояснениям, представленным <...> в ответ на запрос Управления (исх. от 13.03.2018 N ЕП/11717/18), подача заявок и ценовых предложений в ходе проведения электронных аукционов по заключенным агентским договорам, производилась со следующих адресов:
- Республика Татарстан, Лаишевский район, д. Зимняя Горка, ул. Радужная, д. 1;
- Республика Татарстан, г. Казань, ул. Баки Урманче, д. 8, кв. 486;
- Республика Татарстан, г. Казань, ул. Пушкина, д. 30, оф. 406.
Также <...> сообщено, что в некоторых случаях подача заявок и ценовых предложений осуществлялась с иных фактических адресов.
Вместе с тем, согласно сведениям, представленным Торговыми площадками, Управлением установлено, что подача ценовых предложений в ходе аукционов с реестровыми N N 0173200001416001884, 0173200001416001926, 0173200001416001903 и 0173200001416001976 от имени ООО "МОСМЕДКОМПЛЕКТ" была осуществлена с IP-адреса 217.151.75.190, выделенного в г. Мытищи (Московская обл.), а от имени ООО "Миля1" и ООО "Норд8" в ходе соответствующих аукционов - с IP-адреса 95.182.68.62, выделенного в г. Казани (Республика Татарстан).
Таким образом, согласно позиции обществ, и учитывая, что согласно пункту 8.1. агентских договоров <....> не имеет права уступать третьему лицу все или часть своих прав, предусмотренных указанными договорами, без предварительного письменного согласия на это принципала, в ходе одних и тех же торгов <...> подавала ценовые предложения от их имени одновременно (в разницей в несколько секунд или минут) с двух различных IP-адресов, один из которых выделен в Республике Татарстан, а другой - в Московской области.
Позиция обществ критически оценивается Управлением также в силу того, что по результатам анализа сведений, представленных ООО "РТС-тендер", были выявлены аналогичные совпадения IP-адресов при подаче заявок, а также совпадения наименования учетных записей у ООО "Миля1" и ООО МК "Формат" ИНН 1655287589, адрес местонахождения: 420111, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Московская, д. 15 (в настоящее время ООО МК "Формат" переименовано в ООО "МУСОН-18") при их совместном участии в аукционах в электронной форме с реестровыми N N 0366300014415000086 и 0366300014415000087, состоявшихся 12.05.2015. Данные сведены в Таблицу N 4.
Таблица N 4.
Наименование участника закупки |
Учетная запись создания и изменения файла заявки типа "Форма2" |
Учетная запись изменения файла заявки типа "Форма2" |
IP-адреса, используемые участниками при подаче заявок |
IP-адреса, используемые участниками при подаче ЦП |
0366300014415000086 | ||||
ООО "Миля1" |
etp2 |
etp2 |
176.52.122.165 |
- |
ООО МК "Формат" |
etp2 |
etp2 |
176.52.122.165 |
178.205.250.206 |
0366300014415000087 | ||||
ООО "Миля1" |
etp2 |
etp2 |
176.52.122.165 |
- |
ООО МК "Формат" |
etp2 |
etp2 |
176.52.122.165 |
178.205.250.206 |
Согласно статье 41.1 Закона о защите конкуренции дело о нарушении антимонопольного законодательства не может быть возбуждено и возбужденное дело подлежит прекращению по истечении трех лет со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства, а при длящемся нарушении антимонопольного законодательства - со дня окончания нарушения или его обнаружения, в связи с чем ООО МК "Формат" не было привлечено административной ответственности по рассматриваемому делу, несмотря на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства, аналогичных имеющимся у ООО "МОСМЕДКОМПЛЕКТ", ООО "Норд8" и ООО "Миля1".
В целях установления наличия у <...> агентского договора с ООО МК "Формат" Управлением у <...> была запрошена информация о договорах (аналогичных заключенным ООО "Норд8", ООО "МОСМЕДКОМПЛЕКТ" и ООО "Миля1") с иными хозяйствующими субъектами, также заключенными с целью оказания услуги по подготовке заявок на аукционы в электронной форме от имени таких хозяйствующих субъектов, с приложением таких договоров в случае их наличия.
В ответ на указанный запрос <...> (вх. N 15967/18 от 30.03.2018) не было представлено сведений о наличии договора с ООО МК "Формат" (ООО "МУСОН18").
На основании изложенного, учитывая синхронное изменение ООО "Норд8", ООО "МОСМЕДКОМПЛЕКТ" и ООО "Миля1" после возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства правовой позиции относительно лиц, осуществлявших действия по подготовке и подаче заявок, а также подачу ценовых предложений в ходе рассматриваемых торгов, синхронное представление всеми обществами сведений о наличии договоров с <...> с приложением расписок в получении <...> наличных денежных средств за оказанные услуги по соответствующим договорам, при том, что представление расписок не является распространенным способом доказательства оплаты услуг по договорам гражданского характера, отсутствие объяснений того факта, каким образом <...>, которой были переданы ЭЦП обществ, осуществляла подачу от их имени одновременно с двух различных IP-адресов, один из которых выделен в Республике Татарстан, а другой в Московской области, а также тот факт, что по результатам анализа сведений, представленных ООО "РТС-тендер", были выявлены совпадения IP-адресов при подаче заявок, а также совпадения наименования учетных записей у ООО "Миля1" и ООО МК "Формат" ИНН 1655287589 при их совместном участии в торгах, состоявшихся 12.05.2015, при том, что <...> информация о наличии договора с ООО МК "Формат" не представлена, Управление приходит к выводу о том, что представление обществами вышеуказанной правовой позиции осуществлено ими совместно и исключительно в целях избежания административной ответственности.
В соответствии со статьей 182 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ действия представителя создают, изменяют и прекращают гражданские права и обязанности представляемого. Представитель действует в интересах представляемого, непосредственным "выгодопреобретателем" от заключения антиконкурентных соглашений является представляемый. Согласно договорам на представление интересов, оказание консультационных услуг и т.д. представитель действует по заданию и в соответствии с указанием представляемого (заказчика).
Следовательно, Управление считает, что представляемый всегда имеет возможность самостоятельно совершить действия, поручаемые представителю, самостоятельно, по собственному усмотрению, принимать решение о выборе представителя, давать ему поручения и контролировать надлежащее исполнение данных поручений, то есть всегда имеет возможность для соблюдения правовых норм. Поэтому, передавая свои полномочия представителю, представляемый несет все риски, связанные как с принятием решения о необходимости привлечения представителя, о выборе представителя, так и с законностью действий представителя в рамках исполнения поручения представляемого.
Заключение договоров с одним и тем же лицом с целью участия в торгах, даже если такие договоры направлены на оптимизацию хозяйственной деятельности обществ, не снимают ответственности с организаций, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке государственных закупок, поскольку именно данные лица своими действиями (бездействием) создали антиконкурентное сообщество - картель. Учитывая диспозицию положений пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, создание картеля рассматривается законодателем безотносительно причин его возникновения, влияния на конкуренцию на торгах, а устанавливается в качестве безусловного правонарушения с формальным составом.
Кроме того, фактически не устанавливается в качестве квалифицирующих признаков такого соглашения роли и состав участников соглашения, способы его реализации, в том числе привлекались или нет к его исполнению иные лица. При этом, как указывалось ранее, заключение различных договоров якобы для участия в торгах от лица членов картеля, носит явный характер принятия мер для сокрытия содеянного, и себе факт заключения подобного рода договоров следует рассматривать в качестве попытки легитимации действий обществ по созданию картеля.
В ходе рассмотрения дела Управлением были установлены иные обстоятельства, косвенно свидетельствующие о наличии между обществами договоренностей относительно совместного участия в торгах в целях поддержания цены и извлечения максимальной выгоды.
ООО "Норд8" и ООО "Миля1" представлены сведения, свидетельствующие о том, в период проведения торгов их фактическими адресами являлись соответственно: 420095, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Шамиля Усманова, д. 32 А, офис 14 и 420111, Респулика Татарстан, г. Казань, ул. Пушкина, д. 30, офис 406.
Вместе с тем, из сведений, представленных ООО "Промсвязьбанк" (вх. N 55044/17 от 13.11.2017) в ответ на запрос Управления, установлено, что для работы в системе "Клиент-Банк" (программный комплекс, позволяющий клиенту совершать операции по счету, обмениваться документами и информацией с банком через электронно-вычислительное устройство, имеющее доступ в сеть "Интернет", без посещения офиса кредитной организации) ООО "Норд8" и ООО "Миля1" использовались одни и те же IP-адреса 178.205.250.206, 89.184.9.162, что свидетельствует о том, что фактически ООО "Норд8" и ООО "Миля1" находятся в постоянном взаимодействие, в том числе в рамках осуществления платежных операций.
Также Управление отмечает, что IP-адрес 178.205.250.206, совместно используемый ООО "Норд8" и ООО "Миля1" при осуществлении платежных операций в системе "Клиент-Банк", также использовался ООО МК "Формат" для подачи ценовых предложений в ходе указанных аукционов.
Кроме того, в результате анализа сведений, представленных ООО "Промсвязьбанк" (вх. N 55044/17 от 13.11.2017), в котором открыты расчетные счета N N 407012810603000007830 и 40702810103000004854, принадлежащие ООО "Миля1" и ООО "Норд8" соответственно, а также АО "Альфабанк" (вх. N 56821/17 от 20.11.2017), в котором открыт расчетный счет N 40702810502790001139, принадлежащий ООО "МОСМЕДКОМПЛЕКТ", а также расчетные счета ООО "МОСМЕДКОМПЛЕКТ" и ООО "Миля1", Управлением установлены многочисленные перечисления ООО "МОСМЕДКОМПЛЕКТ", ООО "Норд8" и ООО "Миля1" денежных средств в адреса одних и тех же контрагентов, в том числе в адрес ООО "КМ Проект" и ООО "Компания КМ Проект" - российского производителя товара, являющегося предметом рассматриваемых закупок (расходных материалов и инвентаря, обеспечивающих безопасность медицинского персонала при работе с медицинскими отходами в лечебно-профилактических учреждениях).
На сайте бренда "КМ Проект" ("http://www.dez.ru") размещена информация о контактных номерах партнеров "КМ Проект": г. Москва - 7 (495) 989 80 68, г. Санкт-Петербург - 7 (812) 677 48 70.
При этом, номер телефона партнера по г. Москве - 7 (495) 989 80 68, совпадает с номером телефона, указанным ООО "МОСМЕДКОМПЛЕКТ" на Торговых площадках.
Номер телефона партнера по г. Санкт-Петербургу - 7 (812) 677 48 70, совпадает с номером телефона, указанным ООО "Миля1" в контракте, заключенном по результатам запроса котировок с реестровым N 0372200270815000082, в качестве контактного номера исполнителя указанного контракта.
Таким образом, Управление приходит к выводу, что ООО "Норд8" и ООО "МОСМЕДКОМПЛЕКТ" являются партнерами одного и того же производителя и представителями такого производителя в соответствующих регионах.
Кроме того, тот факт, что в настоящее время общества являются аффилированными лицами, по мнению Управления, свидетельствует о том, что совместное участие обществ в торгах с целью получения максимальной прибыли каждого из них могло создать предпосылки для передачи ими функций исполнительного органа обществ управляющим организациям, учредителями которых являются одни и те же юридические лица.
О наличии заинтересованности обществ в совместном участии в торгах с целью извлечения максимальной прибыли также свидетельствует их поведение в ходе рассматриваемых Управлением торгов, а именно их отказ от конкурентной борьбы, обеспечивающей поочередно победу каждого из обществ с незначительным снижением от 0,5 % до 1,5 % от НМЦК, что, учитывая внесение обеспечения заявок в размере 5 % от НМЦК, является экономически нецелесообразным и возможно исключительно в рамках реализации достигнутых между обществами договоренностей.
Совокупность установленных Управлением обстоятельства по делу N 1-11-619/77-18, свидетельствует о заключении устных картельных соглашений между ООО "Норд8" и ООО "МОСМЕДКОМПЛЕКТ" в отношении 4 аукционов с реестровыми N N 0173200001416001877, 0173200001416001894, 0173200001416001903 и 0173200001416001976, а также между ООО "Миля1" и ООО "МОСМЕДКОМПЛЕКТ" в отношении 2 аукционов с реестровыми N N 0173200001416001884 и 0173200001416001926, реализация которых могла привести к поддержанию цены на указанных аукционах.
Таким образом, именно наличие договоренностей (картельных соглашений) между обществами создали предпосылки и послужили основанием заключения контрактов с заказчиками по итогам торгов с незначительным снижением.
По результатам проведенного анализа состояния конкуренции от 31.05.2018 на 6 открытых аукционах в электронной форме с реестровыми N N 0173200001416001877, 0173200001416001894, 0173200001416001903, 0173200001416001976, 0173200001416001884 и 0173200001416001926, Управлением установлено следующее:
1. Временной интервал исследования определен периодом с 24.12.2016 (дата размещения извещения о проведении первого из рассматриваемых аукционов с реестровым N 0173200001416001877) по 20.01.2018 включительно (дата проведения последнего из рассматриваемых аукционов с реестровым N 0173200001416001926).
2. Предметами рассматриваемых аукционов являются:
- оснащение многоразовым инвентарем и одноразовым расходным материалом для сбора, хранения и удаления (транспортировки) медицинских отходов в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы в 2017 году (СВАО);
- оснащение многоразовым инвентарем и одноразовым расходным материалом для сбора, хранения и удаления (транспортировки) медицинских отходов в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы в 2017 году (СЗАО+ЗелАО);
- оснащение многоразовым инвентарем и одноразовым расходным материалом для сбора, хранения и удаления (транспортировки) медицинских отходов в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы в 2017 году (ЮАО);
- оснащение многоразовым инвентарем и одноразовым расходным материалом для сбора, хранения и удаления (транспортировки) медицинских отходов в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы в 2017 года (САО);
- оснащение многоразовым инвентарем и одноразовым расходным материалом для сбора, хранения и удаления (транспортировки) медицинских отходов в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы в 2017 году (ЮВАО);
- оснащение многоразовым инвентарем и одноразовым расходным материалом для сбора, хранения и удаления (транспортировки) медицинских отходов в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы в 2017 году (ЮЗАО и ТИНАО).
3. Состав хозяйствующих субъектов, которые в период проведения соответствующих аукционов являлись между собой конкурентами на право заключения контрактов с заказчиками:
- ООО "Нео-Сан" и ООО "МОСМЕДКОМПЛЕКТ", которые в ходе 4 аукционов с реестровыми N N 0173200001416001877, 0173200001416001894, 0173200001416001903 и 0173200001416001976 являлись конкурентами за заключение контрактов с заказчиками;
- ООО "Мегамед" и ООО "МОСМЕДКОМПЛЕКТ", которые в ходе 2 аукционов с реестровыми N N 0173200001416001884 и 0173200001416001926 являлись конкурентами за заключение контрактов с заказчиками.
Согласно сведениям сайта ФНС России, а также информации имеющейся в материалах дела, установлено, что ООО "Нео-Сан", ООО "Мегамед" и ООО "МОСМЕДКОМПЛЕКТ" не входили в одну группу лиц (на даты проведения аукционов и в настоящее время) по признакам, предусмотренным частями 7 и 8 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Соответственно, итоги аукционов в электронной форме с реестровыми N N 0173200001416001877, 0173200001416001894, 0173200001416001903, 0173200001416001976, 0173200001416001884 и 0173200001416001926 не могут быть признаны результатом конкурентной борьбы, а являются следствием устных соглашений, не отвечающих принципам конкуренции, подтверждающегося совокупностью установленных фактических обстоятельств по делу.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.
На основании вышеизложенного Управление, учитывая совокупность имеющихся по делу N 1-11-619/77-18 доказательств, а именно:
- совместное использование обществами в ходе торгов инфраструктуры с IP-адресом 95.182.68.62;
- совпадение учетных записей электронно-вычислительных устройств, на которых создавались и изменялись файлы заявок, поданные обществами для участия в торгах, при том, что до возбуждения дела ими были представлены сведения, согласно которым, подготовка заявок на аукционы от их имени осуществлялась различными лицами;
- поведение обществ в ходе торгов, а именно их поочередный отказ от конкурентной борьбы, обеспечивающей поочередную победу каждого из них с незначительным снижением от 0,5% до 1,5% от НМЦК, что, учитывая внесение обеспечения заявок в размере 5% от НМЦК, является экономически нецелесообразным и возможно исключительно в рамках реализации достигнутых между ними договоренностей;
- синхронное изменение ООО "МОСМЕДКОМПЛЕКТ", ООО "Норд8" и ООО "Миля1" после возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства правовой позиции относительно лиц, осуществлявших действия по подготовке и подаче заявок, а также подачу ценовых предложений в ходе рассматриваемых торгов и представление всеми обществами сведений о наличии аналогичных агентских договоров с <...> на оказание тендерных услуг;
- синхронное представление обществами расписок в получении <...> наличных денежных средств за оказанные услуги по соответствующим договорам, при том, что представление расписок не является распространенным способом доказательства оплаты услуг по договорам гражданского характера;
- синхронное представление обществами расходно-кассовых ордеров, согласно которым <...> выплачивались денежные средств из кассы, при том, что в настоящее время отсутствует достоверный способ подтверждения таких бухгалтерских операций;
- отсутствие объяснений того факта, каким образом <...>, которой, согласно сведениям, представленным обществами, были переданы их ЭЦП, осуществляла подачу от их имени одновременно с двух различных IP-адресов, один из которых выделен в Республике Татарстан, а другой в Московской области;
- тот факт, что ООО "МОСМЕДКОМПЛЕКТ" и ООО "Норд8" являются партнерами одного и того же производителя и представителями такого производителя в соответствующих регионах;
- наличие в настоящее время аффилированности между ООО "Норд8", ООО "Миля1" и ООО "МОСМЕДКОМПЛЕКТ",
пришло к выводу о том, что ООО "Норд8" и ООО "МОСМЕДКОМПЛЕКТ" в ходе 4 аукционов с реестровыми N N 0173200001416001877, 0173200001416001894, 0173200001416001903, 0173200001416001976, и ООО "Миля1" и ООО "МОСМЕДКОМПЛЕКТ" в ходе 2 аукционов с реестровыми N N 0173200001416001884 и 0173200001416001926 нарушены требования пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции посредством заключения устного картельного соглашения, реализация которого могла привести к поддержанию цены на указанных аукционах.
Общая НМЦК по 6 рассматриваемым аукционам составила 213 737 792,10 рублей.
Доход ООО "МОСМЕДКОМПЛЕКТ" от участия в торгах, прошедших в условиях картельных соглашений между обществами, составил 79 450 539,29 рублей.
Доход ООО "Норд8" от участия в торгах, прошедших в условиях картельных соглашений между обществами, составил 66 075 105,56 рублей.
Доход ООО "Миля1" от участия в торгах, прошедших в условиях картельных соглашений между обществами, составил 65 376 949,94 рублей.
Ущерб от реализации картельных соглашений между обществами Управлением также не установлен.
По итогам ознакомления ООО "Норд8", ООО "МОСМЕДКОМПЛЕКТ" и ООО "Миля1" с заключением об обстоятельствах дела N 1-11-619/77-18 (исх. от 07.06.2018 N ЕП/26990/18) от них поступили следующие возражения:
- ООО "МОСМЕДКОМПЛЕКТ" (вх. N 35039-ЭП/18 от 11.07.2018) представлен отзыв на заключение, согласно которому общество не согласно с доводами Управления. При этом конкретных возражений обществом не представлено;
- ООО "Миля1" (вх. N 35355/18 от 12.07.2018) представлен отзыв на заключение, согласно которому общество также не согласно с доводами Управления. При этом конкретных возражений обществом также не представлено;
- ООО "Норд8" (вх. N 35299/18 от 12.07.2018) представлен отзыв, содержащий возражение на довод Управления, согласно которому непредставление <...> информации о наличии агентского договора с ООО МК "Формат", при том, что в ходе участия ООО МК "Формат", им был использован тот же IP-адрес и те же учетки, которые использовались обществами в ходе рассматриваемых торгов, дополнительно свидетельствует о том, что правовая позиция ООО "Норд8", ООО "МОСМЕДКОМПЛЕКТ" и ООО "Миля1" относительно наличия агентских договоров с третьим лицом представлена ими исключительно в целях избежания административной ответственности. В отзыве ООО "Норд8" сообщено, что, несмотря на сведения, представленные <...>, между <...> и ООО МК "Формат" был заключен агентский договор. Копия такого договора также представлена ООО "Норд8".
К таким сведениям, представленным ООО "Норд8", Управление относится критически в силу следующего.
В ходе рассмотрения дела Управлением было установлено, что в ходе электронных торгов учетные записи, идентичные используемым обществами, были использованы также ООО "ТрейдМастер", ООО "МедПак" и ООО "МУСОН18" (ранее - ООО МК "Формат"). Управлением были направлены запросы информации в адреса указанных хозяйствующих субъектов.
ООО "ТрейдМастер" и ООО "МедПак" была представлена информация в ответ на запросы Управления.
Информации от ООО "МУСОН18" в адрес Управления не поступило, информация о получении ООО "МУСОН18" письма Управления (исх. от 07.02.2018 N ЕП/5912/18) также отсутствует.
Далее Управлением был направлен запрос информации в адрес <...>, которым была запрошена информация о договорах (аналогичных заключенным с ООО "Норд8", ООО "МОСМЕДКОМПЛЕКТ" и ООО "Миля1") с иными хозяйствующими субъектами, также заключенными с целью оказания услуги по подготовке заявок на аукционы в электронной форме от имени таких хозяйствующих субъектов, с приложением таких договоров, в случае их наличия. В ответ на указанный запрос информации <...> были представлены сведения исключительно о наличии договоров с ООО "ТрейдМастер" и ООО "МедПак".
Таким образом, <...> представила информацию исключительно о тех хозяйствующих субъектах, которые получили запросы Управления и представили ответы на такие запросы.
Оценив совокупность вышеуказанных фактов, Управление пришло к выводу о наличии между ООО "Норд8", ООО "МОСМЕДКОМПЛЕКТ" и ООО "Миля1", <...>, а также ООО "ТрейдМастер", ООО "МедПак" и ООО "МУСОН18" доверительных отношений, которые позволили им обменяться информацией о запросах Управления и представить информацию, которая, по их мнению, подтверждает их правовую позицию.
Из возражений на заключение об обстоятельствах дела, представленных ООО "Норд8" следует, что все неправомерные действия, которые могли иметь место, были совершены <....>, а само общество не имело намерений нарушать положения антимонопольного законодательства.
Вместе с тем данный довод общества не имеет правового обоснования, поскольку из материалов дела усматривается, что целью участия в аукционах для данных лиц было заключение государственных контрактов по наиболее выгодной им цене, а не по цене, которая сформировалась в процессе конкуренции между участниками торгов, что, свою очередь, свидетельствует о сознательном допущении возможности нарушения закона с попыткой нивелировать возможные негативные последствия (в том числе для себя, придав своим действиям видимость законности) путем заключения названных договоров с <...>.
Ссылки общества на наличие иных возможных антиконкурентных действий у других участников рынка не могут снимать ответственность за его собственные деяния.
Кроме того, Управление отмечает, что в настоящее время отсутствует надлежащий способ установления достоверности оплаты услуг физическому лицу через кассу предприятия, равно как и наличия договора, по которому такая оплата была осуществлена.
Таким образом, возражения ООО "МОСМЕДКОМПЛЕКТ", ООО "Норд8" и ООО "Миля1" были отклонены Управлением в рамках рассмотрения дела N 1-11-619/77-18, указанные общества были признаны нарушившими пункт 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
Ответственность за заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем или осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий установлена частью 2 статьи 14.32 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 14.32 КоАП РФ заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, если такое соглашение приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах, либо заключение недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такое соглашение имеет своей целью либо приводит или может привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, либо участие в них -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной десятой до одной второй начальной стоимости предмета торгов, но не более одной двадцать пятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность, при этом юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина ООО "Миля1" состоит в нарушении требования пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции в части заключения устного картельного соглашения с ООО "МОСМЕДКОМПЛЕКТ", реализация которого могла привести к поддержанию цены на 2 аукционах в электронной форме с реестровыми N N 0173200001416001884 и 0173200001416001926, состоявшихся 20.01.2017.
Таким образом, ООО "Миля1" нарушены требования пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, ответственность за нарушение которых предусмотрена частью 2 статьи 14.32 КоАП РФ.
В соответствии с частью 6 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное статьей 14.32 КоАП РФ, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Таким образом, срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение ООО "Миля1" части 2 статьи 14.32 КоАП РФ, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения Московского УФАС России по делу N 1-11-619/77-18, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации - 20.07.2018.
Место совершения указанного правонарушения - город Москва.
Согласно примечанию 4 к статье 14.31 КоАП РФ за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей либо статьей 14.31.1, 14.31.2, 14.32 или 14.33 настоящего Кодекса, при отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и половины разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, предусмотренных пунктами 5 и 6 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность, за исключением обстоятельств, предусмотренных пунктами 5 и 6 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит уменьшению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит увеличению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.
НМЦК по 2 аукционам в электронной форме с реестровыми N N 0173200001416001884 и 0173200001416001926, в которых участвовало ООО "Миля1", составила 67 081 325,45 рублей.
Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, не установлено.
Значения |
Суммы |
НМЦ |
67 081 325,45 |
МаксШ (1/2 от стоимости торгов) |
33 540 662,73 (50%) |
МинШ (1/10 от стоимости торгов) |
6 708 132,55 (10%) |
БШ=(МаксШ-МинШ)/2+МинШ |
20 124 397,64= (33 540 662,73 -6 708 132,55)/2 + 6 708 132,55 |
ОО (ОС)=(МаксШ-МинШ)/8 |
3 354 066,27 = (33 540 662,73 - 6 708 132,55)/8 |
Обстоятельства, смягчающие административную ответственность, не установлены. Обстоятельства, отягчающие административную ответственность, не установлены. | |
ПШ=БШ+(ОО*n)-(ОС*n) |
20 124 397,64=20 124 397,64+ (3 354 066,27 * 0) - (3 354 066,27 * 0) |
Где "МаксШ" - максимальный размер административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения; "МинШ" - минимальный размер административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения; "БШ" - базовый штраф, применяемый для установления размера оборотного штрафа в каждом конкретном случае, составляющий административный штраф в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и половины разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения; "ОО (ОС)" - коэффициент, на который размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит увеличению (уменьшению) за каждое отягчающее (смягчающее) обстоятельство, составляющий одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения; "ПШ" - размер оборотного штрафа, применяемого в рассматриваемом случае.
Таким образом, с учетом положений статей 4.1 и 4.2 КоАП РФ, а также на основании расчетов, произведенных в соответствии с приложением 4 к статье 14.31 КоАП РФ, в отношении ООО "Миля1", подлежит применению штраф в размере 20 124 397,64 рублей, что составляет 30% от НМЦК по двум аукционам.
Согласно части 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В соответствии со статьей 1.2 КоАП РФ задачами законодательства об административных правонарушениях являются в том числе защита законных экономических интересов юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.
Исходя из указанных выше положений КоАП РФ, целью административного наказания является в том числе предупреждение совершения новых правонарушений, а не нанесение непоправимого экономического вреда, ведущего к банкротству юридического лица.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 3.5 КоАП РФ при определении размера административного штрафа сумма выручки правонарушителя от реализации товара, на рынке которого совершено правонарушение, определяется за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено правонарушение.
При этом, в соответствии с частями 2 и 4 статьи 3.5 КоАП РФ размер административного штрафа, подлежащего наложению, не может быть менее 100 000,00 рублей и не может превышать одну двадцать пятую совокупного размера суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) за предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение.
Дело N 1-11-619/77-18 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ООО "Норд8", ООО "МОСМЕДКОМПЛЕКТ" и ООО "Миля1" пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции было сформировано приказом Управления от 09.04.2018 N 87 "О создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства" в соответствии со статьей 47.1 Закона о защите конкуренции путем объединения в одно производство двух дел - N 1-11-1899/77-17 и N 1-11-1900/77-17, в связи с взаимосвязанностью и идентичностью обстоятельств указанных дел, а также участием в обоих делах одного и того же лица - ООО "МОСМЕДКОМПЛЕКТ".
Дело N 1-11-1899/77-17 о нарушении антимонопольного законодательства возбуждено приказом Управления от 17.08.2017 N 284; дело N 1-11-1900/77-17 о нарушении антимонопольного законодательства возбуждено приказом Управления от 17.08.2017 N 283.
Согласно имеющимся в Управлении документам и сведениям (бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах ООО "Мегамед" (действующее наименование ООО "Миля1"), совокупный размер суммы выручки за 2016 год составил 30 365 000,00 рублей.
При этом, одна двадцать пятая (4%) совокупного размера суммы выручки ООО "Мегамед" от реализации всех товаров (работ, услуг) за 2016 год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение составляет 1 214 600,00 рублей.
Таким образом, в связи с тем, что рассчитанный от стоимости торгов размер штрафа превышает одну двадцать пятую (4%) совокупного размера суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) за 2016 год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, в отношении ООО "Миля1" за заключение недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством соглашения подлежит применению сумма штрафа в размере 1 214 600,00 рублей, что составляет одну двадцать пятую (4%) совокупного размера суммы выручки за 2016 год.
Руководствуясь статьями 23.48 и 29.9, а также частью 2 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
1. Признать ООО "Миля1" (адрес: 420111, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Пушкина, д. 30, офис 406; дата регистрации 11.08.2014, ОГРН 1141690056694, ИНН 1655298654, КПП 165501001) виновным в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.32 КоАП РФ.
2. Назначить ООО "Миля1" (адрес: 420111, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Пушкина, д. 30, офис 406; дата регистрации 11.08.2014, ОГРН 1141690056694, ИНН 1655298654, КПП 165501001) административное наказание в виде штрафа в размере 1 214 600,00 рублей (Один миллион двести четырнадцать тысяч шестьсот рублей 00 копеек).
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.
Сумма административного штрафа должна быть перечислена в федеральный бюджет через банк или иную кредитную организацию на счет федерального казначейства по следующим реквизитам:
Извещение |
Наименование получателя платежа: |
|
|
|
УФК по г Москве (для Московского УФАС России, л/с 04731324890) |
|
|
|
ИНН/КПП: 7706096339 / 770101001 |
|
|
|
Код ОКТМО: 45375000 |
||
|
Номер счета получателя платежа: 40101810045250010041 |
||
|
Наим.банка: ГУ Банка России по ЦФО |
||
|
БИК: 044525000 |
КБК:161 1 16 02010 01 6000140 |
|
|
Фамилия И.О.: ________________________________________________________ |
||
|
Адрес: ________________________________________________________________ |
||
|
Наименование платежа: Административный штраф по делу N077/04/14.32-1499/2019 от 18.06.2019 ______________________________________________________________________ |
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы не уплаченного штрафа.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Заместитель руководителя <...>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 18 июня 2019 г. N 077/04/14.32-1499/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 18.06.2019