Резолютивная часть решения объявлена 13 июня 2019 года.
Полный текст решения изготовлен 13 июня 2019 года.
Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела N 021/01/17-42/2019 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
"_"
при отсутствии на заседании Комиссии заявителей:
- администрации г. Шумерля Чувашской Республики;
- ГУП ЧР "Чувашгаз";
при присутствии на заседании Комиссии представителя ответчика - конкурсного управляющего "_":
- "_",
при отсутствии лица, располагающего сведениями относительно рассматриваемых Комиссией обстоятельств- ООО "ОПТИМА",
рассмотрев материалы дела N 021/01/17-42/2019, возбужденного в отношении конкурсного управляющего "_" по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
УСТАНОВИЛА:
В Чувашское УФАС России поступило обращение администрации г. Шумерля Чувашской Республики от 25.03.2019 N 2810 (вх. Управления от 25.03.2019 N 05-04/1675) о нарушении антимонопольного законодательства, выраженные в действиях конкурсного управляющего "_" по реализации имущества МУП "Теплоэнерго".
Также, в Чувашское УФАС России поступило обращение ГУП ЧР "Чувашгаз" Минстроя Чувашии от 02.04.2019 N 467 (вх. Управления от 02.04.2019 N 05-04/1920) о нарушении антимонопольного законодательства, выраженные в действиях конкурсного управляющего "_" по реализации имущества МУП "Теплоэнерго".
В обращениях указывалось следующее. 09.10.2014 г. в ресурсоснабжающей организации МУП "Теплоэнерго" введена процедура банкротства - наблюдение. 15.05.2015 г. введена процедура банкротства - внешнее управление. 25.07.2017 г. открыта процедура банкротства - конкурсное производство.
В рамках конкурсного производства имущество МУП "Теплоэнерго" распродается двумя лотами, это социально значимые объекты и не социально значимые объекты. После первого электронного аукциона от начальной стартовой цены "_" млн.руб. заявок не поступило, аукцион не состоялся (на повышение). После чего был запрос предложений, куда поступило две заявки: ГУП "Чувашгаз" Минстроя Чувашии и ООО "Оптима", зарегистрированное 13 февраля 2019 г. с уставным капиталом "_" руб. Директором является "_", он же учредитель. Данное ООО по условиям конкурса должно осуществлять основной вид деятельности - выработку и продажу тепловой энергии. Такого вида деятельности как теплоснабжение в уставе ООО "Оптима" нет, также ООО "Оптима" не имеет лицензии на осуществление эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, обученного штата и т.д.
02.02.2019 г. конкурсный управляющий МУП "Теплоэнерго" "_", член Ассоциации "Первая СРО АУ" опубликовал в газете "Коммерсантъ" приглашение для подачи оферты (в течении 30 дней с момента публикации) на приобретение социально-значимого имущества МУП "Теплоэнерго" и разместил информацию о торгах на сайте Межрегиональной торговой системы.
Однако на основании ст. 7 Федерального закона "О естественных монополиях" антимонопольный контроль осуществляется за действиями, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий. К таким действиям относится продажа, сдача в аренду или иная сделка, в результате которой хозяйствующий субъект приобретает право собственности либо право владения и (или) пользования частью основных средств субъекта естественной монополии, предназначенных для производства (реализации) товаров, в отношении которых применяется государственное регулирование, если балансовая стоимость таких основных средств превышает 10% стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии согласно последнему утвержденному балансу. Антимонопольный контроль за указанными действиями и сделками осуществляется путем рассмотрения антимонопольным органом ходатайства о даче согласия на указанные действия или сделки. С подобным ходатайством в Чувашское УФАС России конкурсный управляющий не обращался.
Согласно п. 4 ст. 201 Федерального закона от 26.10.2002 N127-ФЗ, при продаже имущества, непосредственно используемого для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования в лице соответствующих уполномоченных органов имеют право преимущественного приобретения предлагаемого для продажи имущества в порядке, предусмотренном нормами Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ. Однако приобрести комплекс социально- значимого имущества, осуществляющего горячее водоснабжение и отопление города Шумерля, Администрации города Шумерля предложено не было.
04.03.2019 г. - прием заявок был окончен (итоги были опубликованы 19.03.2019 на сайте Межрегиональной торговой системы.)
В соответствии с п. 2 ст. 201 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ, обязательными условиями договора купли-продажи имущества должника - субъекта естественной монополии являются:
- согласие покупателя принять на себя обязательства должника по договорам
поставки товаров, являющимся предметом регулирования законодательства о естественных монополиях;
- принятие на себя покупателем обязательств по обеспечению доступности производимого и (или) реализуемого товара (работ, услуг) для потребителей;
- наличие лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности, если деятельность должника подлежит лицензированию.
Лицензия у лица, подавшего заявку, в частности ООО "Оптима", отсутствует. Согласия принять на себя обязательства должника по договорам поставки товаров, являющегося предметом регулирования законодательства о естественных монополиях, не выражало.
Согласно информации и документации о проведении торгов, размещенной на сайте Межрегиональной торговой системы, предусмотренной Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 23 июля 2015 г. N 495, конкурсный управляющий должен был направить договор купли - продажи социально значимого имущества в адрес победителя торгов 25.03.2019 г., и заключить данный договор - 01.04.2019 г. Однако, договор был направлен в адрес победителя и заключен 11.03.2019 года, что является нарушением законодательства.
Соответственно, ряд допущенных конкурсным управляющим МУП "Теплоэнерго" "_" нарушений, в ходе проведения процедуры торгов по реализации комплекса социально значимого имущества, осуществляющего теплоснабжение и горячее водоснабжение города Шумерля, делает данную процедуру не законной. Результаты данной процедуры подлежат отмене.
Намерениями администрации были переход имущества МУП "Теплоэнерго" в муниципальную собственность, по результатам несостоявшегося второго тура. В таком случае, администрацией был бы создан МУП "Тепловодоснабжение" (необходимые документы готовы), получен обоснованный тариф и начато осуществление деятельности.
Далее, была бы проведена процедура банкротства МУП "ШПУ "Водоканал", и, в случае перехода имущества в муниципальную собственность, осуществилась бы передача его в собственность МУП "Тепловодоснабжение", был бы получен тариф на водоснабжение и водоотведение. В результате чего, существовал бы единый МУП обеспечивающий тепло- и водоснабжение потребителей города Шумерля. Благодаря обоснованному тарифу и оптимизации штата (бухгалтеров, диспетчеров, водителей, руководителей и др.) МУП "Тепловодоснабжение" работал бы без убытков.
На основании изложенного и в связи с наличием признаков нарушения антимонопольного законодательства приказом по Управлению от 12.04.2019 N 37 возбуждено дело N 021/01-17-42/2019 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении конкурсного управляющего "_" по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
12.04.2019 г. конкурсный управляющий в соответствии с п. 6 ст. 132 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" обратился в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о вынесении определения о передаче социально значимого имущества в муниципальную собственность (дело N А79-6198/2014).
Определением Арбитражного суда Чувашской Республики от 17.04.2019 заявление конкурсного управляющего было принято к производству.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 47 Закона о защите конкуренции Комиссия может приостановить рассмотрение дела в случае и на срок рассмотрения антимонопольным органом, судом, органами предварительного следствия другого дела, имеющего значение для рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
В связи с изложенным, Комиссия пришла к выводу о наличии оснований для приостановления рассмотрения настоящего дела до рассмотрения судом спора и вступления в законную силу решения суда.
Определением Арбитражного суда Чувашской Республики от 13.05.2019 суд определил обязать администрацию города Шумерля Чувашской Республики в течение 10 дней с момента вынесения настоящего определения принять от муниципального унитарного предприятия "Теплоэнерго" (ОГРН 1042138002400, ИНН 2125005784) в муниципальную собственность социально-значимое имущество.
Определением о возобновлении производство по делу N 021/01/17-42/2019 от 16 мая 2019 года производство по делу N 021/01-17-42/2019 возобновлено.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия приходит к следующему.
Положение о Федеральной антимонопольной службе утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331 (далее- Положение о ФАС).
Согласно пунктам 1 и 2 Положения о ФАС, Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну).
В соответствии с пунктом 4 Положения о ФАС, Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:
- монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
- недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, центральным банком Российской Федерации.
В соответствии со статьями 1 и 3 Закона о защите конкуренции целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, а сферой применения- отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
Согласно статье 22 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выполняет следующие функции:
- выявляет нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения;
- предупреждает монополистическую деятельность недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.
Статья 23 Закона о защите конкуренции закрепляет, что антимонопольный орган осуществляет следующие полномочия:
- возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства;
- выдает в случаях, в Законе о защите конкуренции, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания.
Таким образом, Закон о защите конкуренции наделяет антимонопольный орган контрольными функциями, в том числе предупреждает монополистическую деятельность с целью соблюдения антимонопольного законодательства.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о защите конкуренции антимонопольное законодательство основывается на Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации, и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в статье 3 настоящего Федерального закона.
Согласно части 2 статьи 34 Конституции РФ не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Основания для признания должника несостоятельным (банкротом), порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов устанавливаются Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Арбитражный (конкурсный) управляющий является организатором торгов, который обязан обеспечить равный доступ всех лиц к участию в торгах, в том числе к информации о проведении торгов, и обеспечить право лиц на участие в торгах без взимания с них платы, не предусмотренной этим законом (пункт 14 статьи 110 ФЗ "О банкротстве").
Открытое акционерное общество "Чувашская энергосбытовая компания" 31.07.2014 обратилось в суд с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) муниципального унитарного предприятия "Теплоэнерго".
Определением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 21.08.2014 в отношении МУП "Теплоэнерго" возбуждено дело о банкротстве.
Определением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 09.10.2014 в отношении МУП "Теплоэнерго" введена процедура банкротства наблюдение, временным управляющим утвержден "_".
Определением от 15.05.2015 признан факт неплатежеспособности МУП "Теплоэнерго" в отношении должника введена процедура банкротства внешнее управление сроком на 18 (Восемнадцать) месяцев до 15 ноября 2016 года, внешним управляющим утвержден "_" (далее - внешний управляющий, "_").
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 01.08.2017 (резолютивная часть объявлена 25.07.2017) по делу NА79-6198/2014 должник признан несостоятельным (банкротом), открыта процедура конкурсного производства, исполняющим обязанности конкурсного управляющего утвержден "_".
Определением суда от 01.03.2018 (резолютивная часть определения объявлена 26.02.2018) конкурсным управляющим утвержден "_".
В составе имущества МУП "Теплоэнерго" имелось социально-значимое имущество, реализация которого должна производиться в соответствии с нормами, предусмотренными п. 4 ст. 132 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Собранием кредиторов МУП "Теплоэнерго" 25 сентября-02 октября 2018 г. было утверждено Положение о порядке, сроках и условиях социально значимого имущества МУП "Теплоэнерго". На собрании кредиторов 02.10.2018 г. принимал участие лично "_", который проголосовал за утверждение Положения о порядке, сроках и условиях реализации социально-значимого имущества. По третьему вопросу повестки дня об утверждении Положения о порядке, сроках и условиях реализации имущества, принадлежащего на праве хозяйственного ведения МУП "Теплоэнерго" "_" воздержался. На собрании кредиторов 02.10.2018 г. Положение о порядке, сроках и условиях реализации имущества, принадлежащего на праве хозяйственного ведения МУП "Теплоэнерго" не было утверждено.
Также на собрании кредиторов МУП "Теплоэнерго" 02.10.2018 г. присутствовал представитель Управления Росреестра по Чувашской Республике "_", которая замечаний по порядку проведения собрания кредиторов 02.10.2018 г. не заявляла.
Повторно Положение о порядке, сроках и условиях реализации имущества, принадлежащего на праве хозяйственного ведения МУП "Теплоэнерго" рассматривалось собранием кредиторов 24.12.2018 г. Представитель Администрации г. Шумерля на собрание кредиторов не явился. Единогласно, всеми кредиторами, присутствующими на собрании кредиторов 24.12.2018 г., Положение о порядке, сроках и условиях реализации имущества, принадлежащего на праве хозяйственного ведения МУП "Теплоэнерго" было утверждено.
Торги, назначенные на 14.01.2019 г. по продаже социально-значимого имущества признаны несостоявшимися.
Конкурсный управляющий МУП "Теплоэнерго" 02.02.2019 опубликовал в газете КоммерсантЪ и в ЕФРСБ приглашает в течение 30 дней с даты опубликования сообщения делать оферты на приобретение социально-значимого имущества МУП "Теплоэнерго", в том числе:
Лот N1- комплекс социально значимого имущества осуществляющего горячее водоснабжения и отопления города Шумерля, в том числе: здание котельной N1. 310 кв.м., находится по адресу: Чувашская Республика, г. Шумерля, пер. Школьный, д.1, кад N 21:05:00:0000:Р05/1097 с оборудованием и сетями; здание котельной N 11, 124 кв.м., находится по адресу: Чувашская Республика, г. Шумерля, ул. Черняховского, д.27, кад N 21- 21-12/007/2010-120 с оборудованием; здание котельной N13, 702,9 кв.м., находится по адресу: Чувашская Республика, г. Шумерля, ул. МОПРа, д. 10, кад N 21:05:00:0000-Р05/1065-п с оборудованием и сетями; здание котельной N 15, 1317,73 кв.м., находится по адресу: Чувашская Республика, г. Шумерля, ул. Коммунальная, д.2 кад N 21-21-12/003/2006-22 с оборудованием и сетями; здание мазутонасосной, 209,7 кв.м., находится по адресу: Чувашская республика, г. Шумерля, ул. Коммунальная, д.2, кад N 21:05:00:0000-Р05/1133 с оборудованием; здание котельной N 2, 632 кв.м., находится по адресу: Чувашская Республика, г. Шумерля, ул. Карла Маркса, д. 10 с оборудованием и сетями; комплекс имущества в составе котельной N 3; здание котельной N 4, 305,3 кв.м., находится по адресу: Чувашская Республика, г. Шумерля, ул. Чайковского, д.9, кад N 21-21-12/003/2006-24 с оборудованием и сетями; здание котельной N 6, 343,1 кв. м, находится по адресу: Чувашская Республика, г. Шумерля, пер. Банковский, кад. N 21-21 12/007/2010-116 с оборудованием и сетями; здание котельной N 7, 311,4 кв.м., находится по адресу: Чувашская Республика, г. Шумерля, ул. Урукова, д. 17а, кад N 21-21-12/025/2010-203 с оборудованием и сетями; здание котельной N 8, 149 кв.м., находится по адресу: Чувашская Республика, г. Шумерля, ул. Щорса, д.8, кад N21- 21-12/018/2011-259 с оборудованием и сетями; трубопровод котельной ШЗСА; здание РП, находится по адресу: Чувашская республика, г. Шумерля, ул. Щербакова; здание ЦТП N 1, находится по адресу: Чувашская Республика, г. Шумерля, ул. Ленина с оборудованием и сетями; здание ЦТП N 2, находится по адресу: Чувашская Республика, г. Шумерля, проезд Строителей с оборудованием и сетями; здание ЦТП N3, находится по адресу: Чувашская Республика, г. Шумерля, ул. Сурская с оборудованием и сетями; здание ЦТП N 4, находится по адресу: Чувашская Республика, г. Шумерля, ул. Сурская с оборудованием и сетями; здание ЦТП N 5, находится по адресу: Чувашская Республика, г. Шумерля, ул. МОПРа с оборудованием и сетями; здание ЦТП N 8, находится по адресу: Чувашская Республика, г. Шумерля, ул. Пролетарская, д. 16 с оборудованием и сетями; узел учета тепловой энергии ГВС, находящийся по адресу: Чувашская Республика г. Шумерля, ул. Горького, д. 16 с оборудованием; узел учета тепловой энергии ГВС, находящийся по адресу: Чувашская Республика г. Шумерля, ул. Мичурина, д.3 с оборудованием; здание ЦТП N 9, находится по адресу: Чувашская Республика, г. Шумерля, ул. Ленина, д.366 с оборудованием с оборудованием и сетями; узел учета тепловой энергии ГВС и отопление, находящийся по адресу: Чувашская Республика, г. Шумерля, ул. Ленина, д.32.
По результатам рассмотрения поступивших оферт победителем продажи социально--значимого имущества МУП "Теплоэнерго" признано Общество с ограниченной ответственностью "Оптима" (ООО "Оптима"), ИНН 2130208324, ОГРН 1192130002525, Чувашская Республика, г. Чебоксары, пр. М. Горького, д. 38/2, пом. 21, директор "_"
Особым условием продажи социально-значимого имущества МУП "Теплоэнерго" в соответствии со ст. 132 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" была обязанность Победителя продажи социально значимого имущества, принадлежащего МУП "Теплоэнерго" обеспечивать надлежащее содержание и использование указанных объектов в соответствии с их целевым назначением, а также выполнение иных устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательств.
В связи с тем, что реализуемое социально значимое имущество является объектом коммунальной инфраструктуры к обязательным условиям относится также обязательство покупателей имущества предоставлять гражданам, организациям, осуществляющим эксплуатацию жилищного фонда социального использования, а также организациям, финансируемым за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, товары, работы, услуги) по регулируемым ценам (тарифам) в соответствии с установленными надбавками к ценам (тарифам) и предоставлять указанным потребителям установленные федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления льготы, в том числе льготы по оплате товаров (работ, услуг).
В соответствии с п. 4.1 ст. 132 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" после проведения продажи имущества посредством приглашения делать оферты, орган местного самоуправления заключает с покупателем социально значимых объектов соглашение об исполнении условий, указанных в пункте 4 статьи 132 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Согласно пункту 3 статьи 23 н пункту 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Согласно подпункту 12 части 1 статьи 12 Федерального закона Российской Федерации от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов.
Отношения, связанные с обеспечением безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направленные на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий регулируются Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон о промышленной безопасности).
Положения Закона о промышленной безопасности распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации.
МУП "Теплоэнерго" осуществляло деятельность в условиях естественной монополии. В соответствии со статьей 3 Закона о монополиях естественная монополия - это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
Субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. В соответствии со статьей 10 Закона о монополиях органы регулирования естественных монополий формируют и ведут реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственные регулирование и контроль. Согласно сведениям, расположенным на официальном сайте Федеральной антимонопольной службы fas.gov.ru МУП "Теплоэнерго" не входит в реестр естественных монополий.
Верховный Суд РФ в определении от 23.11.2017 по делу N 305-ЭС17-12788 указал, что исходя из положений Закона о естественных монополиях, основополагающим признаком субъекта естественной монополии следует считать осуществление данным субъектом деятельности в условиях естественной монополии в сферах, установленных данным законом, а не факт его включения в реестр естественных монополий, который формируется на основании информации, полученной от различных органов и организаций, а также на основании заявлений самих организаций, осуществляющих указанную деятельность. Согласно пункту 1 статьи 4 Закона о монополиях сферой деятельности субъектов естественных монополий является деятельность по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры.
МУП "Теплоэнерго" осуществляет поставку тепловой энергии, горячей воды, при этом оно являлось единственной теплоснабжающей организацией в г. Шумерля. имеющей статус единой теплоснабжающей организацией.
Согласно ст. 201 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, в качестве обязательного условия договора купли-продажи имущества должника - субъекта естественной монополии, непосредственно используемого для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, устанавливаются условия, указанные в части 2 вышеназванной статьи.
Обязательными условиями договора купли-продажи имущества должника - субъекта естественной монополии являются:
- согласие покупателя принять на себя обязательства должника по договорам поставки товаров, являющимся предметом регулирования законодательства о естественных монополиях;
- принятие на себя покупателем обязательств по обеспечению доступности производимого и (или) реализуемого товара (работ, услуг) для потребителей;
- наличие лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности, если деятельность должника подлежит лицензированию.
Таким образом, при продаже необходимы к указанию обязательные сведения и обязательства участника, предусмотренные ст. 110, 132, 139, а также ст. 201 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
Так ч. 2 статьи 201 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" при продаже непосредственно используемого для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии имущества должника путем проведения конкурса федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации проводить государственную политику в отношении субъектов естественной монополии, заключает с покупателем указанного имущества должника соглашение об исполнении условий конкурса.
Покупатель социально-значимого имущества МУП "Теплоэнерго" ООО "Оптима" письмом от 08.04.2019 г. отказалось от исполнения договора купли-продажи от 11.03.2019 г.
Конкурсный управляющий предложил заключить договор купли-продажи ГУП "Чувашгаз" Минстроя Чувашии на условиях, указанных в заявке, как второму участнику продажи социально-значимого имущества МУП "Теплоэнерго". Письмом от 11.04.2019 г. ГУП "Чувашгаз" Минстроя Чувашии отказалось от заключения договора купли-продажи.
Письмом от 11.04.2019 г. в соответствии с п. 5 ст. 132 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" конкурсный управляющий МУП "Теплоэнерго" уведомил администрацию г. Шумерли о передаче в муниципальную собственность социально - значимого имущества, не проданного в порядке, предусмотренном п. 4 и 4.1 ст. 132 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
12.04.2019 г. конкурсный управляющий в соответствии с п. 6 ст. 132 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" обратился в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о вынесении определения о передаче социально значимого имущества в муниципальную собственность (дело N А79-6198/2014).
Определением Арбитражного суда Чувашской Республики от 13.05.2019 суд определил обязать администрацию города Шумерля Чувашской Республики в течение 10 дней с момента вынесения настоящего определения принять от муниципального унитарного предприятия "Теплоэнерго" (ОГРН 1042138002400, ИНН 2125005784) в муниципальную собственность социально- значимое имущество.
21 мая 2019 года подписан акт приема-передачи в муниципальную собственность социально-значимого имущества МУП "Теплоэнерго".
Пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции определено, что под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Признаками ограничения конкуренции являются: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке, соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке (пункт 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
В рассматриваемом случае, действия сторон не привели к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции отсутствие нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях (бездействии) является основанием для прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
В связи с изложенным, наличием вступившего в законную силу судебного акта, имеющимся актом приема-передачи в муниципальную собственность социально-значимого имущества МУП "Теплоэнерго" от 21 мая 2019 года, Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 48, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" дело N 021/01/17-42/2019 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного в отношении конкурсного управляющего "_" (428020, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Петрова д. 6 оф. 403, ИНН 212910686549), производством прекратить.
Председатель Комиссии "_"
Члены Комиссии "_"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 13 июня 2019 г. N 021/01/17-42/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 14.06.2019