Комиссия Камчатского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона N135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии Кодерле И.В. - заместитель руководителя - начальник отдела правового обеспечения и рекламы УФАС России по Камчатскому краю,
Члены Комиссии:
Муравкина Ю.А. - главный специалист - эксперт отдела правового обеспечения и рекламы УФАС России по Камчатскому краю;
Иванкова Н.А. - главный специалист - эксперт отдела правового обеспечения и рекламы УФАС России по Камчатскому краю.
В отсутствии заявителя ООО "СибЭнергоМонтаж";
В присутствии представителя АО "Камчатэнергосервис" - Гордиенко С.В. (доверенность N52-2019 от 06.06.2019, сроком до 31.12.2019),
рассмотрев жалобу ООО "СибЭнергоМонтаж" на действия АО "Камчатэнергосервис" по проведению конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства: "Поставка котла ДЕ-25-14ГМ (россыпью) с комплектом вспомогательного оборудования и автоматики" (N31907783527), установленным статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135 - ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
29.05.2019 года в УФАС России по Камчатскому краю поступила жалоба ООО "СибЭнергоМонтаж" на действия АО "Камчатэнергосервис" по проведению конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства: "Поставка котла ДЕ-25-14ГМ (россыпью) с комплектом вспомогательного оборудования и автоматики" (N31907783527).
Заявитель считает, что действия заказчика по отклонению заявки на участие в электроном конкурсе неправомерные. Протокол рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в конкурсе не содержит информацию: об отказе в допуске к участию в таком конкурсе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, конкурсной документации, которым не соответствует заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме данного участника, и положений заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, которое не соответствуют требованиям, указанным конкурсной документации.
В ходе поступления жалобы, Камчатское УФАС назначило рассмотрение дела N041/01/18.1-73/2019 на 06 июня 2019 года, предварительно уведомив по электронной почте стороны участвующие в деле.
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках или Закона N 223-ФЗ) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд АО "Камчатэнергосервис" (утв. Советом директоров АО "Камчатэнергосервис" Протокол от "29" января 2019 г.) (далее - Положение о закупках).
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в ЕИС положении о закупке такого заказчика.
Комиссией Камчатского УФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителя Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия установила следующее.
18.04.2019 на официальном сайте в сети "Интернет" http://www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства: "Поставка котла ДЕ-25-14ГМ (россыпью) с комплектом вспомогательного оборудования и автоматики" (N31907783527).
В соответствии с пунктом 3.6 Документации об открытом конкурсе в электронной форме установлены требования к содержанию, форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкция по ее заполнению.
Заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме состоит из двух частей и предложения участника открытого конкурса в электронной форме о цене договора.
Заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме направляется участником открытого конкурса в электронной форме оператору электронной площадки в форме трех электронных документов, которые подаются одновременно.
Первая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать:
1) согласие участника открытого конкурса в электронной форме на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных конкурсной документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки).
В первой части заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме не допускается указание сведений об участнике открытого конкурса в электронной форме, подавшем заявку на участие в таком конкурсе, а также сведений о предлагаемой этим участником открытого конкурса в электронной форме цене договора;
2) предложение участника открытого конкурса в электронной форме о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки при установлении в конкурсной документации критерия, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 32 Федерального закона N 44. При этом отсутствие указанного предложения не является основанием для принятия решения об отказе участнику закупки в допуске к участию в открытом конкурсе в электронной форме;
3) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:
а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурсной документации условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона);
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным конкурсной документацией, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в открытом конкурсе в электронной форме в случае отсутствия в конкурсной документации указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в конкурсной документации.
В первой части заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме не допускается указание сведений об участнике открытого конкурса в электронной форме, подавшем заявку на участие в таком конкурсе, а также сведений о предлагаемой этим участником открытого конкурса в электронной форме цене договора. При этом первая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме может содержать эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение товара, закупка которого осуществляется.
Таким образом, Документации об открытом конкурсе в электронной форме содержит исчерпывающие требования предъявляемые к первой части заявки.
Заявка ООО "СибЭнергоМонтаж" на участие в открытом конкурсе в электронной форме согласно пункту 3.6 Документации содержит следующее:
согласие участника открытого конкурса в электронной форме на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных конкурсной документацией;
предложение участника открытого конкурса в электронной форме о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки при установлении в конкурсной документации критерия;
характеристики товара: страна происхождения товара, конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленные конкурсной документацией, гарантия качества.
В заявке ООО "СибЭнергоМонтаж" указано о том, что будет произведен визуально - измерительный контроль и ультразвуковой контроль:
- наружной и внутренней поверхности металла листов днищ, обечаек, боковых стенок и трубной решетки, кромки отверстия лаза;
- толщины металла обечаек и днищ верхнего и нижнего барабанов котла;
- толщины металла труб коллекторов, экранов;
- определить наличие повреждённой при транспортировке котла. При обнаружении механических повреждений металлической конструкции (вмятин, изгиба, разрыва и т.д.) замерить их размеры (длина, ширина, высота и глубина);
-измерения величины овальности и прогиб барабанов;
- оценить состояния металла поверхности коллекторов;
- ультразвуковой контроль овальности барабанов;
- геометрии и параметров сварных швов обечайки и днищ верхнего и нижнего барабанов.
Согласно пунктам 11.5., 11.6 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд АО "Камчатэнергосервис" (утв. Советом директоров АО "Камчатэнергосервис" Протокол от "29" января 2019 г.), для участия в конкурсе претендент должен подготовить конкурсную заявку, оформленную в полном соответствии с требованиями конкурсной документации. Заявка на участие в конкурсе должна содержать всю указанную Заказчиком в конкурсной документации информацию.
Таким образом, участник ООО "СибЭнергоМонтаж" выполнил условия предъявляемые к первой части заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства: "Поставка котла ДЕ-25-14ГМ (россыпью) с комплектом вспомогательного оборудования и автоматики" (N31907783527).
Комиссия отмечает, что Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд АО "Камчатэнергосервис" (утв. Советом директоров АО "Камчатэнергосервис" Протокол от "29" января 2019 г.) не содержит порядок подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме.
Протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в процедуре N31907783527 от 17.05.2019 не содержит ссылки на основания отклонения заявки в соответствии с Документацией об открытом конкурсе в электронной форме.
Соответственно участнику ООО "СибЭнергоМонтаж" не разъяснены основания отклонения заявки при рассмотрении первых частей заявок.
На основании пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках к принципам, которыми должны руководствоваться заказчики при закупке товаров, работ, услуг, относятся равноправие (отсутствие дискриминации) участников закупки и недопустимость необоснованного ограничения конкуренции.
В нарушение указанных принципов заказчик - АО "Камчатэнергосервис" отклонил участника - ООО "СибЭнергоМонтаж" по основаниям не предусмотренным пунктом 3.6 Документации предъявляемых к первой части заявки, в связи с чем заведомо исключил возможность участия в конкурсе, что поставило участника в неравное положение с иными организациями, и, как следствие, допустил ограничение конкуренции.
Комиссия Камчатского УФАС признает, что жалоба ООО "СибЭнергоМонтаж" на действия АО "Камчатэнергосервис" по проведению конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства: "Поставка котла ДЕ-25-14ГМ (россыпью) с комплектом вспомогательного оборудования и автоматики" (N31907783527) подлежит удовлетворению.
Руководствуясь частью 20 статьей 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "СибЭнергоМонтаж" на действия АО "Камчатэнергосервис" по проведению конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства: "Поставка котла ДЕ-25-14ГМ (россыпью) с комплектом вспомогательного оборудования и автоматики" (N31907783527), обоснованной.
2. Признать заказчика - АО "Камчатэнергосервис" нарушившим пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, поскольку нарушен принцип равноправия по отношению к участникам закупки.
3. Заказчику выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И.В. Кодерле
Члены Комиссия Ю.А. Муравкина
Н.А. Иванкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 10 июня 2019 г. N 041/01/18.1-73/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 11.06.2019