Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе
,
в присутствии представителей:
ООО "НПП "ЭРА", Филиал Публичного акционерного общества "Авиационная холдинговая компания "Сухой" "Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю.А. Гагарина" - уведомленные о дате, времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в заседании комиссии не обеспечили,
рассмотрев жалобу ООО "НПП "ЭРА" на действия филиала Публичного акционерного общества "Авиационная холдинговая компания "Сухой" "Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю.А. Гагарина", материалы дела N 027/01/18.1-297/2019,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - Хабаровское УФАС России) поступила жалоба ООО "НПП "ЭРА" на действия филиала Публичного акционерного общества "Авиационная холдинговая компания "Сухой" "Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю.А. Гагарина" (далее - Филиал ПАО "Компания "Сухой" "КнААЗ им. Ю.А. Гагарина") при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку пил ленточных (извещение N 31907760428).
Из жалобы общества следует, что при рассмотрении первых частей заявок заявка под N 131360 отклонена неправомерно, так как требовать в составе заявки документы, не предусмотренные Положением о закупке, запрещено. При принятии решения об отклонении заявки участника отсутствовал кворум закупочной комиссии. Помимо этого заказчику направлялся официальный запрос посредством электронной почты, но ответ не последовал.
Филиал ПАО "Компания "Сухой" "КнААЗ им. Ю.А. Гагарина" в представленном возражении на жалобу доводы жалобы отклонил, пояснив, что согласно пункту 15.4 Единого положения о закупочной деятельности Публичного акционерного общества "Объединенная авиастроительная корпорация", утвержденного протоколом Советом директоров ПАО "ОАК" от "21" декабря 2018 г. N 212, (далее - Положение) в документации о закупке помимо обязательных требований к участникам закупки могут устанавливаться дополнительные обоснованные единые требования. Общий состав закупочной комиссии составляет 8 человек (7 человек, имеющих право голоса, и секретарь комиссии без права голоса). Кворум для принятия решения по вопросам повестки голосования в соответствии с Положением составляет не менее 50%, а именно 4 человека.
Поскольку доводы жалобы подпадают под основания, указанные в части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), жалоба рассматривается комиссией по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.06.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок обжалования действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги признаны несостоявшимися.
Действия (бездействие) могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
По правилам указанной статьи проверке подлежит соблюдение организатором торгов, оператором электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссией установленной законодательством Российской Федерации процедуры организации и проведения торгов, процедуры заключения договоров по результатам торгов.
Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Законом о закупках.
В силу части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: 1) информационная открытость закупки; 2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; 3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; 4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закон о закупках не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров, в связи с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Частью 5 статьи 4 Закона о закупках установлено, что при осуществлении закупки в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке.
Из части 10 статьи 4 Закона о закупках следует, что в документации о конкурентной закупке, в числе прочего, должны быть указаны требования к техническим характеристикам товара, содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, требования к участникам такой закупки.
Участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки (часть 5 статьи 3 Закона о закупках).
При закупке заказчик вправе установить требование об отсутствии сведений об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном статьей 5 настоящего Федерального закона, и (или) в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) (часть 7 статьи 3 Закона о закупках).
На основании пункта 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
12.04.2019 Филиалом ПАО "Компания "Сухой" "КнААЗ им. Ю.А. Гагарина" на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 31907760428 о проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку пил ленточных и закупочная документация N 2.68.892-2019 "Проведение открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора(ов) по предмету закупки: "Поставка пил ленточных",
для нужд Филиала ПАО "Компания "Сухой" "КнААЗ им. Ю. А. Гагарина" (далее - Документация).
Дата окончания подачи заявок - 13.05.2019, дата рассмотрения первых частей заявок - 15.05.2019, дата рассмотрения вторых частей заявок - 20.05.2019, дата подведения итогов закупки - 22.05.2019.
Начальная (максимальная) цена договора: 2 458 145,26 рублей (с НДС).
В таблице N 2 пункта 1 технического задания закупочной документации дано подробное описание необходимого для поставки товара:
- производитель товара - ЗАО "Росмарк-Сталь";
- страна происхождения производителя пил - Россия;
- технические и функциональные характеристики режущих полотен согласно каталогам Rentgen и Lenox (приложение N 1 к закупочной документации).
Пунктом 3 технического задания предусмотрена возможность предложения аналогов (эквивалентов) поставляемой продукции, указанной в таблице N 2 технического задания закупочной документации (аналоги допускаются по позициям 3-6 - по марке режущего полотна, предоставление аналогов по позициям 1-2 не допускается).
В соответствии с частью 9 пункта 15.4. Положения в документации о закупке помимо обязательных требований к участникам закупки в зависимости от специфики закупаемой продукции могут устанавливаться дополнительные обоснованные единые требования.
Пунктом 2.1.1 части 2 раздела 1 закупочной документации в соответствии с Положением установлен исчерпывающий перечень дополнительных обязательных требований к участнику:
1. Отсутствие сведений об участнике закупки в реестрах недобросовестных поставщиков, предусмотренных Законом 44-ФЗ и Законом 223-ФЗ;
2. В случае предложения на закупку аналога заявленной продукции - предоставление каталога с техническими характеристиками на русском языке и иллюстрациями инструмента.
Заявка на участие состоит из двух частей и ценового предложения (пункт 5.2.2 части 5 раздела 1 закупочной документации).
Согласно пункту 5.2.2.1 части 5 раздела 1 закупочной документации первая часть заявки на участие должна содержать:
1. Технико-коммерческое предложение (Форма N 2), содержащее в себе полное описание поставляемого товара (выполняемой работы, оказываемой услуги), в соответствии с требованиями пункта 3 раздела 2 настоящей документации;
2. Документы, описывающие и подтверждающие соответствие характеристик предлагаемой продукции требованиям настоящей документации (указаны в пунктах 2.2.3 (только в части, касающейся предлагаемой продукции, а не самого участника) и 2.2.2 раздела 1).
В случае предложения на закупку аналога заявленной продукции непредставление таких документов как каталога с техническими характеристиками на русском языке и иллюстрациями инструмента является основанием для отклонения заявки от участия в закупке (пункт 2.2.3 части 2 раздела 1 закупочной документации).
Согласно пункту 7.1.2.8 Положения заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее чем 50 % (пятьдесят процентов) от общего числа ее членов. Комиссия принимает решения простым большинством голосов присутствующих на заседании членов. При равенстве голосов голос председателя комиссии является решающим.
Пунктом 12.1 части 12 раздела 1 закупочной документации участникам предоставлено право обратиться к заказчику за разъяснениями положений закупочной документации. Запросы разъяснений направляются заказчику в форме официального письма за подписью руководителя организации. К письму в обязательном порядке должен быть приложен документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника закупки - юридического лица (аналогичен указанному в подпункте 5 пункта 2.2.1 настоящей документации).
Письмо, содержащее в себе запрос разъяснений, должно быть отправлено в форме электронного документа (подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью участника закупки), в соответствующий раздел объявления о закупке на ЭТП. Одновременно с этим копии письма должны быть направлены на указанный в извещении e-mail, а также на info@knaapo.com.
Заказчик вправе не отвечать на запросы разъяснений, поданные с нарушением формы и/или порядка подачи запросов разъяснений, установленных документацией о закупке (пункт 12.7 части 12 раздела 1 закупочной документации).
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в процедуре 2.68.892-2019 от 17.05.2019 г. на участие в данном запросе предложений поступило 2 заявки под номерами 131360 и 131124.
Заявка под номером 131360 отклонена за несоответствие требованиям пункта 2.2.3 раздела 1 закупочной документации - не приложены документы, подтверждающие соответствие предлагаемых товаров дополнительным требованиям документации: каталог с техническими характеристиками на русском языке и иллюстрациями инструмента (по позициям N 3, 4, 5, 6 номенклатурного перечня продукции).
Участником под данным номером по позициям N 3-6 представлены аналоги (эквиваленты) поставляемой продукции, указанной в таблице N 2 пункта 1 технического задания (а именно Универсал-плюс М42), но, в то же время, не представлены требуемые закупочной документацией документы в случае предоставления аналогов, необходимые для подтверждения соответствия предлагаемых товаров дополнительным требованиям документации.
В связи с тем, что Положением предусмотрено установление дополнительных требований в отношении участников закупки, то доводы жалобы заявителя о неправомерном его отклонении и включении в закупочную документацию требований, не предусмотренных Положением, признаны Комиссией необоснованными.
Решение об отклонении заявки заявителя принято закупочной комиссией Филиала ПАО "Компания "Сухой" "КнААЗ им. Ю.А. Гагарина" в составе 5-ти членов от установленного общего состава закупочной комиссии численностью 8-ми человек, что свидетельствует о наличии кворума закупочной комиссии при принятии решения об отклонении заявки участника.
Доказательств обратного заявителем не представлено. В данной части жалоба признана необоснованной.
Довод заявителя в части отсутствия ответа от заказчика на направленный ООО "НПП "ЭРА" запрос Комиссией Хабаровского УФАС России не принимается, так как заявителем не представлены доказательства отправления такого запроса в адрес заказчика, заказчик, в свою очередь, сообщает, что запрос на разъяснение положений закупочной документации от ООО "НПП "ЭРА" не поступал.
В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (часть 20 статьи 18.1).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Закона защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "НПП "ЭРА" на действия филиала ПАО "Компания "Сухой" "КнААЗ им. Ю.А. Гагарина" при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку пил ленточных (извещение N 31907760428) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 7 июня 2019 г. N 027/01/18.1-297/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 07.06.2019