Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011 г. N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: |
<_> - [должностное лицо] |
Члены Комиссии: |
<_> - [должностное лицо] <_> - [должностное лицо] |
в присутствии заказчика - <_> (доверенность N28-Ц от 02.03.2019 г.), в отсутствии представителя Заявителя, рассмотрев жалобы <_> (вх. N 5527/ж, 5528/ж от 04.04.2019 г.) на действия заказчика - АО "ЦЕНТР ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ" при проведении закупки N31907688627 на предмет: Поставка вспомогательных формовочных материалов, N31907688646 на предмет: Поставка вспомогательных формовочных материалов.
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении закупки N31907688627 на поставку вспомогательных формовочных материалов размещено на официальном сайте Российской Федерации http://zakupki.gov.ru/ 27.03.2019 г.
Заказчик - АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ЦЕНТР ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ".
Начальная (максимальная) цена контракта - 144028,80 руб.
Дата начала срока подачи заявок 26.03.2019 г.
Дата и время окончания подачи заявок 02.04.2019 г. в 08:00
Извещение о проведении закупки N 31907688646 на поставку вспомогательных формовочных материалов размещено на официальном сайте Российской Федерации http://zakupki.gov.ru/ 27.03.2019 г.
Заказчик - АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ЦЕНТР ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ".
Начальная (максимальная) цена контракта - 112573,94 рублей.
Дата начала срока подачи заявок 26.03.2019 г.
Дата и время окончания подачи заявок 02.04.2019 г. в 08:00
Данные жалобы рассматриваются в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), по правилам которой антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - закон о Закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Изучив доводы сторон, а также представленные сторонами документы и материалы, Комиссия установила следующее.
На основании части 1 статьи 2 Федерального закона N 223 от 18.07.2011 года "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).
Частью 2 статьи 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Целями регулирования Закона о закупке являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Таким образом, закупочная деятельность данного заказчика регулируется Положением о закупках, а также Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд акционерного общества "ЦЕНТР ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ" утверждено Советом директоров АО "ЦЕНТР ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ" "10" декабря 2018 г.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции установлено, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;
4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
1. Относительно довода Заявителя о том, что заказчиком не выдержан срок в 5 рабочих дней для приема заявок на участие в запросе котировок.
Согласно части 21 статьи 3.2 Закона о закупках при проведении запроса котировок извещение о проведении запроса котировок размещается в единой информационной системе не менее чем за пять рабочих дней до дня истечения срока подачи заявок на участие в запросе котировок.
В силу пункта 4 части 5.2.3 Положения Заказчиком установлены сроки размещения извещения и документации в официальных источниках, в частности:
Запрос котировок - не менее чем за 5 рабочих дней до дня окончания подачи заявок на участие в закупке (если Федеральным Законом установлен иной срок, закупка размещается в указанные в законе сроки).
Комиссией Татарстанского УФАС России было установлено, что заказчиком извещение о проведении закупок N31907688627 на предмет: Поставка вспомогательных формовочных материалов, N31907688646 на предмет: Поставка вспомогательных формовочных материалов было размещено в Единой информационной системе в сфере закупок 27 марта 2019 года. Срок окончания подачи заявок участниками закупки установлен на 02 апреля 2019 года. (Рис.1)
Рис.1
Таким образом, Комиссией Татарстанского УФАС России установлено, что заказчик разместил извещение о проведении запроса котировок лишь за три рабочих дня до окончания приема заявок, что могло привести к значительному сокращению потенциальных участников закупок.
Следовательно, довод Заявителя является обоснованным, Заказчиком нарушены требования части 21 статьи 3.2 Закона о закупках.
2. Выводы Комиссии относительно довода Заявителя о том, что в извещении об осуществлении конкурентной закупки Заказчиком не указаны срок, место и порядок предоставления документации о закупке.
Согласно пункту 6 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны следующие сведения: срок, место и порядок предоставления документации о закупке, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой заказчиком за предоставление данной документации, если такая плата установлена заказчиком, за исключением случаев предоставления документации о закупке в форме электронного документа.
В Закупочной документации Заказчика установлено следующее: "Срок, место и порядок предоставления документации о закупке, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой заказчиком за предоставление документации:
Заинтересованные лица могут получить полный комплект закупочной документации в электронной форме бесплатно в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru/223, 223etp.zakazrf.ru. В случае получения заявления от любого заинтересованного лица, поданного в письменной форме нарочно, посредством почты. Размер платы за предоставление закупочной документации и доставку ее лицу, подавшему указанное заявление, Заказчиком не взимается".
Комиссией было установлено, что в извещениях об осуществлении конкурентной закупки Заказчиком не указаны срок, место и порядок предоставления документации о закупке (Рис.2):
Рис.2
Между тем, согласно ответу от АО "Агентство по государственному заказу РТ" (исх. N1012 от 11.04.2019 г.) информация сроке, месте и порядке предоставления документации о закупке была направлена в Единую информационную систему в сфере закупок своевременно, однако по неизвестной причине данная информация в ЕИС не отобразилась.
Исходя из этого, довод Заявителя комиссией признан обоснованным, однако комиссия отмечает отсутствие вины заказчика в данном нарушении, так как им предприняты действия для недопущения нарушения.
3. Относительно довода Заявителя о том, что в случае внесения изменений в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе указанных изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке оставалось не менее половины срока подачи заявок на участие в такой закупке, установленного положением о закупке для данного способа закупки, а у Заказчика этот срок составляет только 3 календарных дня.
Согласно части 11 статьи 4 Закона о закупках изменения, вносимые в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке, разъяснения положений документации о конкурентной закупке размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений. В случае внесения изменений в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе указанных изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке оставалось не менее половины срока подачи заявок на участие в такой закупке, установленного положением о закупке для данного способа закупки.
Пунктом 4 части 5.2.3 Положения Заказчиком установлен срок размещения извещения и документации - не менее чем за 5 рабочих дней до дня окончания подачи заявок на участие в закупке. Таким образом, срок со дня внесения изменений в извещение о закупке, должен быть продлен таким образом, чтобы со дня внесения изменений, до окончания срока приема заявок оставалось не менее трех рабочих дней.
Согласно извещению о проведении закупки, изменения в извещение были внесены в 10:00 27 марта 2019 года. Сроком окончания подачи заявок является 02 апреля 2019.
Таким образом, заказчиком выдержан срок в три рабочих дня со дня внесения изменений в извещение до дня окончания приема заявок.
Исходя из этого, довод Заявителя Комиссией Татарстанского УФАС России признан необоснованным.
4. Относительно довода заявителя, что в документации к закупке заказчиком установлено, что заказчик вправе без каких-либо последствий для себя и возмещений участнику закупки отказаться от процедуры закупки в любое время до выбора победителя.
Согласно ч. 5 ст. 3.2 Закон о закупках заказчик вправе отменить конкурентную закупку по одному и более предмету закупки (лоту) до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке.
Однако, Комиссией Татарстанского УФАС России было установлено, что в п.11 раздела II документации, заказчиком установлено, право без каких-либо последствий для себя и возмещений участнику закупки отказаться от процедуры закупки в любое время до выбора победителя.
Заказчик на заседании Комиссии пояснил, что закупка по данному правилу не отменялась. По итогам подачи заявок на участие в закупке не было подано не одной заявки.
На основании изложенного, Комиссией Татарстанского УФАС России, решила признать довод заявителя обоснованным. Помимо этого комиссией установлено, что установление данного правила не привело к нарушению прав и законных интересов участников закупок, так как данное правило не применялось, более того на участие в закупках заявок подано не было.
В связи с тем, что закупки признаны несостоявшимися, Комиссия Татарстанского УФАС России решила предписание об устранении нарушений действующего законодательства не выдавать.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобы <_> (вх. N 5527/ж, 5528/ж от 04.04.2019 г.) на действия заказчика - АО "ЦЕНТР ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ" при проведении закупки N31907688627 на предмет: Поставка вспомогательных формовочных материалов, N31907688646 на предмет: Поставка вспомогательных формовочных материалов, частично обоснованными, по первому, второму и четвертому доводам жалоб.
2. Признать заказчика АО "ЦЕНТР ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ" нарушившим часть 21 статьи 3.2 Закона о закупках, пункта 4 части 5.2.3 Положения.
3. Предписание об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации не выдавать.
4. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства Российской Федерации о закупках.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: |
<_> - [должностное лицо] |
Члены Комиссии: |
<_> - [должностное лицо] <_> - [должностное лицо] |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 26 апреля 2019 г. N 016/07/3.2-508/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 26.06.2019