Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению дел о нарушении законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: |
<_> - [должностное лицо] |
Члены Комиссии: |
<_> - [должностное лицо] <_> - [должностное лицо] |
в отсутствии представителя ООО "МВМ", в отсутствии представителя ООО "РИМ", о времени и месте рассмотрения дела уведомленных надлежащим образом, рассмотрев дело N016/05/5-330/2019 в отношении ООО "МВМ" по факту распространения на рекламном щите рядом с проезжей частью рекламы с текстом: "М.видео ВЕСНА SALE НА ВСЁ ТРЦ "Порт", что имеет признаки нарушения Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе),
УСТАНОВИЛА:
В ходе осуществления государственного надзора в соответствии со статьей 33 Закона о рекламе Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - Управление) был установлен факт распространения на рекламном щите рядом с проезжей частью рекламы с текстом: "М.видео ВЕСНА SALE НА ВСЁ ТРЦ "Порт", содержащей признаки нарушения части 7 статьи 5 Закона о рекламе (Рисунок 1).
Рисунок 1
Согласно положениям статьи 3 Закона о рекламе под рекламой следует понимать информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (пункт 1); ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 4).
В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан составлен акт фиксации нарушения Закона о рекламе при распространении на рекламном щите ББ-1012А по адресу: Казань, Оренбургский тракт вышеуказанной рекламы.
В рассматриваемой рекламе большую часть занимает наиболее привлекательная для потребителя информация "SALE НА ВСЁ". Данная информация изложена крупным шрифтом.
В случае трактовки слова SALE как общепринятое распродажа, имеет место прочтение данной рекламы как "РАСПРОДАЖА НА ВСЁ". Следовательно, прочитав данную рекламу, у потребителей складывается впечатление, что в магазине М.видео, находящемся в ТРЦ "ПОРТ" по ул. Оренбургский тракт, 158 проходит распродажа на все товары.
Вместе с тем, далее в рекламной конструкции мелким шрифтом указана остальная информация в отношении условий данной акции, которые не поддаются прочтению.
Согласно пункту 28 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.
Поэтому если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования". И что очень важно: оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.
Учитывая расположение данной рекламной конструкции непосредственно у проезжей части, что в свою очередь предполагает ее адресность и направленность в первую очередь на потребителей рекламы, находящихся в транспортных средствах, у потребителей рекламы ввиду количества времени для ее восприятия, мелкого размера шрифта, которым изложены существенные условия по сравнению с размером основного шрифта, высоты расположения текста, отсутствует возможность для целостного восприятия всей информации относительно проводимой распродажи.
При этом, в данном случае существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителя такой рекламы.
В связи с тем, что ООО "МВМ" зарегистрировано на территории, подведомственной Московскому Управлению Федеральной антимонопольной службы и на территории другого государства, на основании пункта 3.34 приказа ФАС России от 23.11.2012 г. N 711/12 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе" и в соответствии с пунктом 6 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 г. N 508, Татарстанское УФАС России ходатайствовало перед ФАС России о наделении полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении ООО "МВМ" (105066, г. Москва, ул. Каланчевская, дом 27, ОГРН 1027700067328, ИНН 7728168971) по факту распространения рекламы, содержащей признаки нарушения части 7 статьи 5 Закона о рекламе.
ФАС России рассмотрел ходатайство Татарстанского УФАС России о наделении полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, по факту распространения рекламы "М.видео ВЕСНА SALE НА ВСЁ ТРЦ "Порт", содержащей признаки нарушения части 7 статьи 5 Закона о рекламе в отношении ООО "МВМ" наделил Татарстанское УФАС полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Согласно части 6 статьи 38 Закона о рекламе рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 2 - 8, 12 статьи 5, статьями 6 - 9, частями 4 - 6 статьи 10, статьей 12, частью 3 статьи 19, частями 2 и 6 статьи 20, частями 1, 3, 5 статьи 21, статьями 24 и 25, частями 1 и 6 статьи 26, частями 1 и 5 статьи 27, статьями 28 - 30.1 настоящего Федерального закона.
Рекламодателем является ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "МВМ".
Согласно письменных пояснений ООО "МВМ" в период с 01.03.2019 г. по 11.03.2019 г. во всех магазинах торговой сети "М.видео", включая интернет-магазин на сайте www.mvideo.ru проходила рекламная акция "Весна Sale".
Действие данной акции распространялось на товары из акционного перечня "Весна Sale", который являлся единым для всех городов-участников и утверждался генеральным директором общества.
В тексте рекламы акции: "М.видео ВЕСНА SALE НА ВСЁ" после слова "ВСЁ" был поставлен отсылочный знак ** на условия акции. В дисклеме под отсылочным знаком ** был указан текст следующего содержания: "НА ВСЕ КАТЕГОРИИ ТОВАРОВ ИЗ АКЦИОННОГО СПИСКА".
По мнению ООО "МВМ" наличие в тексте рекламы уже одного только отсылочного знака ** после слова "ВСЁ", исполненного шрифтом, доступным для восприятия, в том числе с учетом ограниченного времени для прочтения информации из проезжающего транспорта (водителями транспортных средств и пассажирами) информирует потребителей данной рекламы о наличии уточняющих условий, в том числе, способных обмануть их ожидания, в частности, о том, что предложение распространялось лишь на определенный перечень товаров, что исключает возможность введения в заблуждение.
Вместе с тем, по мнению Комиссии Татарстанского УФАС России, указанная реклама направлена в первую очередь для привлечения внимания потребителей к данной акции, следовательно, условия акции являются существенной информацией, в случае, даже если потребитель увидит знак "**", который также указан мелким шрифтом, условия на которых предлагается товар прочитать не сможет.
Таким образом, данная реклама способна ввести потребителей в заблуждение, а также обмануть ожидания покупателей, что не соответствует требованиям части 7 статьи 5 Закона о рекламе.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
В соответствии с пунктами 1 и 2 Закона о рекламе реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В связи с тем, что ООО "МВМ" данная реклама более не распространяется, предписание об устранении нарушений требований действующего законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-43 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать рекламу ООО "МВМ", распространяемую на рекламном щите рядом с проезжей частью рекламы с текстом: "М.видео ВЕСНА SALE НА ВСЁ ТРЦ "Порт" ненадлежащей, не соответствующей требованиям части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе".
Предписание об устранении нарушений требований действующего законодательства Российской Федерации о рекламе ООО "МВМ" не выдавать.
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Татарстанского УФАС России для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии: |
<_> - [должностное лицо] |
Члены Комиссии: |
<_> - [должностное лицо] <_> - [должностное лицо] |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 21 июня 2019 г. N 016/05/5-330/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.06.2019