Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее-Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: |
<_> - [должностное лицо] |
Члены Комиссии: |
<_> - [должностное лицо] <_> - [должностное лицо] |
рассмотрев дело N06-223/2018 в отношении Исполнительного комитета Лаишевского МР РТ, ООО "КАПСТРОЙ" и ООО "Татдорремстрой" по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11, статьи 16, пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" в части достижения антиконкурентного соглашения, реализация которого привела к поддержанию цен на аукционе в электронной форме N0311300226417000063, в присутствии:
- представителя Исполнительного комитета Лаишевского МР РТ - <_> - С. по доверенности от 21.01.2019 N 170/исх;
- представителя ООО "Татдорремстрой" - <_> - по доверенности от 10.06.2019 г.;
- представителя ООО "Татдорремстрой" - <_> - по доверенности от 10.06.2019 г.,
УСТАНОВИЛА:
На основании приказа от 25.05.2018 N01/243-пр Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан была проведена плановая выездная и документарная проверка в отношении Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан (далее также - Исполнительный комитет) (ИНН 1624009133; ОГРН 1051672045150; 422610, РТ, Лаишевский р-н, г. Лаишево, ул. Чернышевского, д.23).
По результатам проведения проверки установлено, что в связи с существенным понижением начальной максимальной цены контракта по аукциону N 0311300226416000361 Исполнительным комитетом Лаишевского муниципального района РТ принято решение о проведении повторного аукциона (N извещения 0311300226417000063) с таким же предметом в целях заключения контракта с ООО "КАПСТРОЙ" по максимальной цене. Совместными действиями ООО "КАПСТРОЙ" и ООО "Татдорремстрой" привели к поддержанию цен на аукционе в электронной форме N0311300226417000063.
На основании вышеизложенного издан приказ Татарстанского УФАС России от 04.10.2018 г. N 02/483-к о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Исполнительного комитета Лаишевского МР РТ, ООО "КАПСТРОЙ" и ООО "Татдорремстрой" по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11, статьи 16, пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" в части достижения антиконкурентного соглашения, реализация которого привела к поддержанию цен на аукционе в электронной форме N0311300226417000063.
По результатам рассмотрения настоящего дела Комиссией установлено следующее.
На официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов zakupki.gov.ru 28.12.2016 г. было опубликовано извещение о проведении аукциона в электронной форме N 0311300226416000361 с предметом: "Право заключения муниципального контракта на выполнение работ по устройству подъездных путей".
Заказчиком вышеуказанной закупки выступил Исполнительный комитет Лаишевского муниципального района Республики Татарстан.
Начальная максимальная цена контракта по аукциону N 0311300226416000361 составила 6 902 149.00 рублей.
Целями антимонопольного законодательства являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 ФЗ "О защите конкуренции").
В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.
Самостоятельные действия хозяйствующего субъекта, коими являются ООО "КАПСТРОЙ" и ООО "Татдорремстрой", не подразумевает намеренное нарушение основ конкурентной борьбы хозяйствующих субъектов, функционирующих на рынке организации и проведения торгов.
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Согласно п. 18 ст. 4 Закона о защите конкуренции соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
В соответствии с пунктом 2 части 1 стать 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Для определения товарного рынка необходимо установление его продуктовых границ и географических границ.
Определение продуктовых и географических границ товарного рынка осуществляется в соответствии с Приказом ФАС РФ от 28.04.2010 N 220 "Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке".
При этом в рассматриваемом случае продуктовые и географические границы однозначно определены организатором торгов, а именно: аукционной документацией.
Таким образом, продуктовые границы товарного рынка, на котором ответчиками совершено нарушение антимонопольного законодательства, определяются предметом закупок, при участии в которых ответчиками реализовано антиконкурентное соглашение.
Географические границы определяется территорией, определенной также документацией об аукционах, и являются - местом исполнения работ на территории Республики Татарстан.
Состав хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах: в состав участников из рассматриваемого аукциона, входили признанные соответствующими требованиям к участникам аукциона, хозяйствующие субъекты. Все участники аукциона являлись друг другу конкурентами на право заключения муниципального контракта.
Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) исключается любая возможность конкуренции.
Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) существенно снижается возможность конкуренции.
Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) постепенно устраняется (минимизируется) возможность конкуренции.
На основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводу о необходимости квалифицировать:
- действия Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан и ООО "КАПСТРОЙ" как нарушение статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", что выразилось в достижении антиконкурентного соглашения, реализация которого привела к поддержанию стоимости работ по устройству подъездных путей, тротуаров, наружного освещения в с. П. Ковали;
- действия ООО "КАПСТРОЙ" и ООО "Татдорремстрой" как нарушение пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", что выразилось в достижении картельного соглашения, реализация которого привела к поддержанию цен на аукционе в электронной форме N0311300226417000063.
Антиконкурентная деятельность картеля, направленная против добросовестной конкуренции, запрещена законодательством РФ и является по своей сути, видом незаконной предпринимательской деятельности.
При этом под доходом следует понимать выручку от реализации товаров (работ, услуг) в рамках антиконкурентного соглашения за период его существования без вычета произведённых лицом расходов. В соответствии с п. 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.11.2004 г. N23, при исчислении размера дохода, полученного организованной группой лиц, следует исходить из общей суммы дохода, извлечённого всеми её участниками.
По оценке Татарстанского УФАС России:
1) при реализации картельного соглашения между ООО "КАПСТРОЙ" и ООО "Татдорремстрой" общий доход его участников в результате победы на торгах и заключения муниципального контракта составил 5 769 782,22 рублей;
2) при реализации антиконкурентного соглашения между Исполнительным комитет Лаишевского муниципального района Республики Татарстан и ООО "КАПСТРОЙ" доход общества составил 6 387 660,67 рублей.
В соответствии со ст. 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссией в адрес ответчиков было направлено заключение об обстоятельствах дела N 06-223/2018.
До окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения ответчики возражения в письменной форме не представили.
Ответчики в рамках рассмотрения антимонопольного дела не представили документы и информацию о том, что вменяемые нарушения антимонопольного законодательства были вызваны чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвидимыми, непредотвратимыми препятствиями, находящимися вне контроля данных юридических лиц, при соблюдении ими той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от них в целях надлежащего исполнения обязанностей по соблюдению требований норм действующего законодательства, в том числе антимонопольного.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
РЕШИЛА:
1. Признать МУ "Исполнительный комитет Лаишевского муниципального района Республики Татарстан" (ИНН 1624009133; ОГРН 1051672045150; 422610, РТ, район Лаишевский, г. Лаишево, ул. Чернышевского, д. 23) и ООО "КАПСТРОЙ" (ИНН 1624015338; ОГРН 1161690146562; 422605, РТ, Лаишевский р-н, дер. Старая Пристань, ул. Прикамская, дом 38) нарушившими статью 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", что выразилось в достижении антиконкурентного соглашения, реализация которого привела к поддержанию стоимости работ по устройству подъездных путей, тротуаров, наружного освещения в с. П. Ковали.
2. Признать ООО "КАПСТРОЙ" (ИНН 1624015338; ОГРН 1161690146562; 422605, РТ, Лаишевский р-н, дер. Старая Пристань, ул. Прикамская, дом 38) и ООО "Татдорремстрой" (ИНН 1657189690; ОГРН 1151690000571; 420124, РТ, г. Казань, пр-кт Ямашева, д. 51 Б, оф. 6) нарушившими пункт 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", что выразилось в достижении устного картельного соглашения, реализация которого привела к поддержанию цен на аукционе в электронной форме N 0311300226417000063.
3. Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для возбуждения административного производства по фактам, указанным в решении по настоящему делу.
4. Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 19 июня 2019 г. N 06-223/2018
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 19.06.2019
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 2 декабря 2019 г. по делу N А65-22377/2019, оставленным без изменения Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 февраля 2020 г. N 11АП-411/20 и Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 9 июня 2020 г. N Ф06-61000/2020 решение признано незаконным в части признания Муниципального учреждения "Исполнительный комитет Лаишевского муниципального района РТ", г.Лаишево нарушившим ст.16 ФЗ от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции"