Резолютивная часть решения оглашена 30 мая 2019 года.
В полном объеме решение изготовлено 17 июня 2019 года.
г. Тамбов
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии - руководитель Гречишникова Е.А.,
члены Комиссии - заместитель начальника отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Попова Н.В.,
ведущий специалист-эксперт отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мясникова А.Н.,
рассмотрев дело N 068/05/9-128/2019 по признакам нарушения пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе),
УСТАНОВИЛА:
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области в ходе осуществления государственного контроля за соблюдением участниками рекламной деятельности законодательства Российской Федерации о рекламе 2 апреля 2019 года установлено, что на здании гипермаркета "Линия" по адресу: г. Тамбов, ул. Пролетарская/Октябрьская, д. 172/38 размещена рекламная конструкция с информацией следующего содержания: "Гринн ЛИНИЯ. Розыгрыш 30 апреля 2019 г. Летим в Черногорию. Информация о правилах проведения розыгрыша, количестве призов, сроках, месте и порядке их получения Вы можете узнать на стойке "Информации" и на сайте grin-corp.ru. Организатор акции - АО "Корпорация "ГРИНН" (ОГРН 1024600949185, г. Орел, Кромское шоссе, д. 4)". При этом, в рекламе отсутствует информация о сроках проведения акции.
Лицом, в чьих интересах распространяется указанная реклама, является АО "Корпорация "ГРИНН" (ОГРН 1024600949185, дата присвоения ОГРН: 06.11.2002, ИНН: 4629045050, КПП: 575201001 г. Орел, Кромское шоссе, д. 4).
05.04.2019 в отношении АО "Корпорация "ГРИНН" возбуждено дело N 068/05/9-128/2019 по признакам нарушения пункта 1 статьи 9 Закона о рекламе.
АО "Корпорация "ГРИНН" письмом от 22.04.2019 (вх. N2453) сообщило, что при указании в рекламе фразы "информация о правилах проведения розыгрыша, количестве призов, сроках, месте и порядке их получения Вы можете узнать на стойке "Информации" и на сайте grin-corp.ru", Общество указало полную информацию, ознакомиться с которой можно при помощи указанного источника. Сроки проведения мероприятия указаны на сайте, ссылка на который содержится в рекламе, а также на купонах о проведении розыгрыша, выдаваемых покупателям магазина. Кроме того, в рекламе указана дата проведения розыгрыша - 30.04.2019, которая является датой проведения мероприятия.
Проанализировав материалы дела, Комиссия Тамбовского УФАС России пришла к следующим выводам.
Установлено, что с 8 февраля по 24 мая 2019 года на здании гипермаркета "Линия" по адресу: г. Тамбов, ул. Пролетарская/Октябрьская, д. 172/38 размещалась рекламная конструкция с информацией следующего содержания: "Гринн ЛИНИЯ. Розыгрыш 30 апреля 2019 г. Летим в Черногорию. Информация о правилах проведения розыгрыша, количестве призов, сроках, месте и порядке их получения Вы можете узнать на стойке "Информации" и на сайте grin-corp.ru. Организатор акции - АО "Корпорация "ГРИНН" (ОГРН 1024600949185, г. Орел, Кромское шоссе, д. 4)".
В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Рекламная информация, размещенная на здании гипермаркета "Линия", адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к магазину, формирует и поддерживает интерес потребителей к приобретению продукции гипермаркета "Линия", учитывая возможность получения главного приза - поездки в Черногорию, следовательно, является рекламой стимулирующего мероприятия.
В соответствии с положением о проведении акции "Летим в Черногорию!" срок проведения акции с 08.02.2019 года по 30.04.2019.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона о рекламе в рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара, должны быть указаны сроки проведения такого мероприятия.
В вышеуказанной рекламе, стимулирующей потребителей приобретать товары гипермаркета "Линия", не указаны сроки проведения данного мероприятия.
В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Следовательно, указанная реклама в соответствии со статьей 3 Закона о рекламе является ненадлежащей.
АО "Корпорация "ГРИНН" письмом от 24.05.2019 (вх. N 3431) указало, что макет рекламы был утвержден организатором мероприятия - АО "Корпорация "ГРИНН". В соответствии с договором от 28.09.2017 N 28-09 ООО "Наружка Тамбов" оказывает услуги по изготовлению и монтажу рекламно-информационного материала. Согласно приложению к договору от 06.02.2019 ООО "Наружка Тамбов" обязалось изготовить баннер, вид и размеры которого представлены АО "Корпорация "ГРИНН".
В соответствии с актом выполненных работ от 07.02.2019 N 102, работа по изготовлению баннера выполнена полностью и в срок, заказчик претензий не имеет. Согласно платежному поручению от 11.03.2019 N 18483 АО "Корпорация "ГРИНН" произведена оплата по договору от 28.09.2017 N 28-09.
С учетом изложенного, рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является АО "Корпорация "ГРИНН", рекламоизготовителем - ООО "Наружка Тамбов".
Довод АО "Корпорация "ГРИНН", что сроки проведения мероприятия указаны:
- на сайте, ссылка на который содержится в рекламе;
- на купонах о проведении розыгрыша, выдаваемых покупателям магазина;
- в рекламе указанием на дату проведения розыгрыша - 30.04.2019, которая является датой проведения мероприятия, несостоятельны.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона о рекламе в рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара, должны быть указаны сроки проведения такого мероприятия.
В соответствии со ст. 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе":
"В силу статьи 9 Закона о рекламе в рекламе, сообщающей о проведении стимулирующего мероприятия, должны быть указаны сроки проведения данного мероприятия, а также источник информации об организаторе мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей, сроках, месте и порядке их получения".
Положения ст. 9 Закона о рекламе в части указания сроков проведения мероприятия носят императивный характер. То есть данная норма права, выражение которой сделано в определенной, категоричной форме не подлежит изменению по инициативе ее адресатов.
С учетом изложенного, конкретные сроки проведения данного мероприятия (пункт 1 статьи 9 Закона о рекламе) подлежат отдельному обязательному указанию в самой рекламе, отсутствие в рекламе части информации, в том числе о сроке проведения мероприятия (акции), приводит к ее искажению и нарушает права и законные интересы потребителей на получение полной информации о рекламируемом объекте, поскольку такие сведения являются для потребителя существенными. Сообщение об источнике получения такой информации (адрес интернет сайта, номер телефона и т.д.), где можно получить исчерпывающие сведения по всем вопросам, включая срок проведения мероприятия, а также указание условий участия не подменяет вышеуказанной обязанности - что следует из содержания статьи 9 Закона о рекламе.
В связи с чем, сведения до потребителя рекламы доведены не в надлежащей форме и могли привести к утрате важной для потенциального участника стимулирующего мероприятия информации.
Указание на графическом изображении, что розыгрыш призов состоится "30 апреля 2019 г.", не является указанием сроков проведения мероприятия в целях выполнения требований ст. 9 Закона о рекламе.
Следовательно, вышеуказанный довод не имеет правового значения, поскольку из графического изображения спорной рекламы очевидно следует, что сроки проведения мероприятия в ней не указаны.
Так, из текста рекламы невозможно было установить начало акции, следовательно, у потребителя отсутствовала возможность определить срок, в течение которого он может получить услугу (участвовать в акции), или предположить наличие у него неограниченного во времени права воспользоваться рекламируемой услугой.
Нарушение прекращено. Реклама распространялась в период с 8 февраля по 24 мая 2019 года.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе, пунктами 37-45 "Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе", утверждённых постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 N 508, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: ""Гринн ЛИНИЯ. Розыгрыш 30 апреля 2019 г. Летим в Черногорию. Информация о правилах проведения розыгрыша, количестве призов, сроках, месте и порядке их получения Вы можете узнать на стойке "Информации" и на сайте grin-corp.ru. Организатор акции - АО "Корпорация "ГРИНН" (ОГРН 1024600949185, г. Орел, Кромское шоссе, д. 4)", распространявшуюся с 8 февраля по 24 мая 2019 года на здании гипермаркета "Линия" по адресу: г. Тамбов, ул. Пролетарская/Октябрьская, д. 172/38, поскольку в ней нарушены требования пункта 1 статьи 9 Закона о рекламе.
Предписание не выдавать, в связи с прекращением нарушения.
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии Е.А. Гречишникова
Члены Комиссии: Н.В. Попова
А.Н. Мясникова
Исп. Мясникова А.Н., (4752) 72-93-54
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 30 мая 2019 г. N 068/05/9-128/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 17.06.2019