Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу <...> (далее также - Заявитель) на действия Финансового управляющего Ерохина К.Ф. (далее также - Организатор торгов) при проведении открытых торгов по продаже имущества должника в форме публичного предложения (сообщение N 3421617, далее - Торги, Сообщение) в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Торгов.
Основанием для обращения Заявителя с жалобой послужило то, что Организатор торгов не обеспечил должным образом возможность ознакомления с подлежащим продаже на торгах имуществом должника.
Организатор торгов с доводами жалобы не согласился, представив письменные возражения.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии
с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом
от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В свою очередь, в силу частей 4 и 7 статьи 110 Федерального закона
от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон
о банкротстве) реализация имущества должника осуществляется исключительно путем проведения торгов. Кроме того, согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 22.04.2014 N 17974/13, осуществление контроля за ходом торгов в рамках процедуры банкротства делегировано антимонопольным органам.
Таким образом Комиссией установлено, что жалоба подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе и в выступлении присутствовавших на заседании представителей Организатора торгов, изучив материалы дела, Комиссия признала жалобу обоснованной по следующим основаниям.
Согласно пункту 3 статьи 139 Закона о банкротстве продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном подпунктами 3 - 19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 Закона о банкротстве с учетом особенностей, установленных статьей 139 указанного закона.
Сообщение от 28.01.2019 N 3421617 о проведении Торгов по продаже имущества Должника опубликовано в ЕФРСБ.
Датой окончания подачи заявок на участие в Торгах - 05.04.2019 15:00.
Согласно данному сообщению, участники торгов могут ознакомиться со сведениями о торгах и о продаваемом имуществе путем обращения к организатору торгов.
В соответствии с пунктом 9 статьи 110 Закона о банкротстве Организатор торгов обязан осуществлять разумные необходимые действия для поиска и привлечения покупателей с учетом особенностей выставленного на торги имущества должника.
Организатор торгов обязан обеспечить возможность ознакомления с подлежащим продаже на торгах имуществом должника и имеющимися в отношении этого имущества правоустанавливающими документами.
В соответствии с Сообщением участники могут ознакомиться с имуществом путем обращения к Организатору торгов, в том числе по электронному адресу <...>@gmail.com.
Как следует из жалобы, Заявитель по электронной почте направил запросы в адрес Организатора торгов на ознакомление и осмотр реализуемого на Торгах имущества, в качестве подтверждения представив в жалобе скриншоты таких запросов.
Вместе с тем с указанного Организатором торгов в Сообщении электронного адреса в адрес Заявителя ответов о возможности ознакомления с имуществом не поступало.
Фактически информация об ознакомлении с имуществом поступала от Организатора торгов с другого адреса электронной почты.
Также Комиссия отмечает, что в электронной переписке представитель арбитражного управляющего указывал, что осмотр 21.02, 27.02 не может быть произведен. Между тем, исходя из представленного журнала осмотр в указанные даты осуществлялся, о чем информация у Заявителя отсутствовала.
Пункт 9 статьи 110 Закона о банкротстве обязывает Организатора торгов обеспечить равный доступ к ознакомлению с имуществом, реализуемым на торгах для всех потенциальных участников.
Вышеуказанная статья говорит о том, что Организатор торгов должен обеспечить равную возможность ознакомления с имуществом.
В настоящем случае, согласно журналу ознакомления с реализуемым имуществом было ознакомлено 6 потенциальных участников.
Организатор торгов был обязан в данном случае обеспечить в полной мере доступ к ознакомлению с имуществом, как указано в Законе о банкротстве, однако этого не было осуществлено.
Организатор торгов не обеспечил доступ к объекту продажи. Последним не представлено доказательств, что в ответ на все представленные в составе жалобы письма о намерении ознакомиться с имуществом (от 19.02.2019, от 27.02.2019, от 28.02.2019) Заявителю был предоставлен доступ к ознакомлению с продаваемым имуществом, что подтверждается представленными в материалы дела письмами от Организатора торгов и журналом ознакомления с материалами торгов и имуществом должника.
С учетом изложенного, Комиссия усматривает в действиях Организатора торгов нарушения пункта 9 статьи 110 Закона о банкротстве и признает жалобу обоснованной.
В отношении представленного Организатором торгов договора от 04.03.2019 (далее - Договор), отмечается следующее.
В контексте компетенции антимонопольного органа, как уполномоченного на осуществление контроля в сфере торгов и совершение действий, направленных на восстановление нарушенных прав заинтересованных лиц, путем выдачи соответствующих предписаний, антимонопольный орган руководствуется не формальным моментом подписания договора (заключенного по результатам проведения торгов), а возможностью реального восстановления нарушенных прав остальных участников при наличии таких нарушений.
Одно лишь фактическое подписание Договора еще не оказывает никакого непосредственного влияния на права и статус имущества.
Комиссия отмечает, что Организатор торгов должен учитывать десятидневный срок на обжалование со стороны участника процедуры действий Организатора торгов, так как он подлежал заключению на одиннадцатый день, с 07.03.2019.
Принимая во внимание специфичность проведения публичных торгов, в которых подлежат обеспечению интересы не только сторон договора, но и иных лиц, принимавших участие в таких торгах, Комиссия полагает, что момент непосредственного подписания и заключения договора не имеет правового значения, поскольку судьба имущества фактически не разрешена. Кроме того, согласно п. 3.1 Договора, продавец передает покупателю,а последний принимает имущество после его полной оплаты в течение 10 дней с момента зачисления денежных средств. Между тем, информации, подтверждающей фактическую оплату и передачи имущества на заседание Организатором не представлено.
Сохранение принадлежности и статуса имущества в изначальных условиях свидетельствует о наличии реальной возможности у антимонопольного органа восстановить права лиц, ущемленные при участии в конкурентной процедуре, путем, например, ее повторного проведения с этапа, на котором допущено нарушение.
Вместе с тем на заседание Комиссии Организатором торгов не представлены доказательства, подтверждающие переход права собственности, в связи с чем Комиссия считает договор незаключенным.
Данный факт, в свою очередь, непосредственно сказывается на юридической квалификации сложившихся между сторонами правоотношений. В частности, исходя из обстоятельств конкретного дела, признание договора незаключенным лишает (полностью или в части) сторону, которая основывает на нем свои требования или возражения, легитимных оснований для избранной правовой позиции.
Комиссия руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Торгов обоснованной.
Установить в действиях Заказчика нарушение части 9 статьи 110 Закона
о банкротстве.
Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 1-00-585/77-19 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
14.03.2019 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),
руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 14.03.2019 по делу N 1-00-585/77-19,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
Финансовому управляющему Ерохину К.Ф. (далее также - Организатор торгов) устранить нарушения, допущенные при проведении открытых торгов по продаже имущества должника в форме публичного предложения (сообщение N 3421617, далее - Торги), а именно:
1. Организатору торгов отменить протоколы, составленные в ходе проведения Торгов.
2. Организатору торгов вернуть всем участникам ранее поданные заявки на участие в Торгах с указанием о возможности повторной подачи заявки.
3. Организатору торгов внести изменения в Сообщение с учётом решения Комиссии от 14.03.2019 по делу N 1-00-585/77-19.
4. Организатору торгов продлить срок приема заявок на участие в Торгах таким образом, чтобы он составлял не менее 15 (Пятнадцати) дней с момента размещения информации о внесении изменений в Сообщение до даты окончания приема заявок.
5. Организатору торгов разместить информацию о вышеуказанных изменениях в ЕФРСБ и газете "Коммерсантъ".
6. Организатору торгов разместить в ЕФРСБ информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Торгах, новой дате рассмотрения заявок на участие в Торгах и подведения итогов Торгов.
Организатору торгов исполнить настоящее предписание в срок до 26.07.2019.
Организатору торгов о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 31.07.2019 включительно с приложением подтверждающих документов.
Примечание:
1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 14 марта 2019 г. N 1-00-585/77-19
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 17.06.2019