Комиссия Марийского УФАС России по контролю в сфере проведения торгов в составе:
- заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
- государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
в присутствии представителей:
заказчика - акционерного общества "Марий Эл Дорстрой" (далее -АО "Марий Эл Дорстрой"):
(доверенность N 29 от 12.03.2019),
(доверенность N 34 от 25.03.2019),
(доверенность N 50 от 03.06.2019),
в отсутствие представителей заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Центр-Комплект" (далее - ООО "Центр-Комплект"), надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения материалов дела, рассмотрев жалобу ООО "Центр-Комплект" на действия акционерного общества "Марий Эл Дорстрой" при проведении конкурса в электронной форме на поставку песка из отсевов дробления ГОСТ 32730-2014, щебня ГОСТ 32703-2014 и песка из отсевов дробления ГОСТ 31424-2010 и щебня марки по значению дробимости не менее М1200 ГОСТ 8267-93 для нужд АО "Марий Эл Дорстрой" согласно технического задания (извещение на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок по адресу http://zakupki.gov.ru N 31907812724 от 24.04.2019),
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл поступила жалоба ООО "Центр-Комплект" на действия АО "Марий Эл Дорстрой" при проведении конкурса в электронной форме на поставку песка из отсевов дробления ГОСТ 32730-2014, щебня ГОСТ 32703-2014 и песка из отсевов дробления ГОСТ 31424-2010 и щебня марки по значению дробимости не менее М1200 ГОСТ 8267-93 для нужд АО "Марий Эл Дорстрой" согласно технического задания (извещение на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок по адресу http://zakupki.gov.ru N 31907812724 от 24.04.2019).
Согласно поступившей жалобе, заказчиком нарушена процедура проведения торгов.
В соответствии с частью 11 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), Марийское УФАС России приняло жалобу к рассмотрению.
На заседании Комиссии Марийского УФАС России представители заказчика просили признать жалобу необоснованной, поддержали письменные пояснения, представленные в ходе рассмотрения жалобы (исх. N б/н от 31.05.2019, N б/н от 05.06.2019).
Проанализировав представленные документы и пояснения, Комиссия Марийского УФАС России приходит к следующим выводам.
АО "Марий Эл Дорстрой" проводился конкурс в электронной форме на поставку песка из отсевов дробления ГОСТ 32730-2014, щебня ГОСТ 32703-2014 и песка из отсевов дробления ГОСТ 31424-2010 и щебня марки по значению дробимости не менее М1200 ГОСТ 8267-93 для нужд АО "Марий Эл Дорстрой" согласно технического задания, о чем на официальном сайте опубликовано извещение номер 31907812724 от 24.04.2019.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, названным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 указанной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положение о закупке).
В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Советом директоров АО "Марий Эл Дорстрой" утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд АО "Марий Эл Дорстрой" (протокол от 25.12.2018; с изменениями и дополнениями) (далее - Положение о закупке).
Документация о проведении закупки на поставку песка из отсевов дробления ГОСТ 32730-2014, щебня ГОСТ 32703-2014 и песка из отсевов дробления ГОСТ 31424-2010 и щебня марки по значению дробимости не менее М1200 ГОСТ 8267-93 для нужд АО "Марий приказом АО "Маий Эл Дорстрой" от 24.04.2019 N 202.
В соответствии с доводами, изложенными в жалобе ООО "Центр-комплект", в техническом задании заказчиком установлены требования к приобретаемым товарам без учета положений ГОСТ.
В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
1) В пункте 7.1 технического задания (приложение N 1 к документации) заказчиком установлены требования к песку из отсевов дробления плотных горных пород, марка по значению дробимости не менее 1400 фр. 0- 4 мм (II класс), в том числе указано, что песок должен соответствовать ГОСТ 32730-2014 "Дороги автомобильные общего пользования. Песок дробленый. Технические требования", ПНСТ 183-2016 "Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон щебеночно-мастичные. Технические условия", ПНСТ 184-2016 "Дороги автомобильные общего пользования".
Кроме того, заказчиком установлены требования к марке по морозостойкости песка - не менее F400, а также показателям суммарной удельной эффективной активности естественных радионуклидов Аэфф- не более 370 Бк/кг.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 6.3 ГОСТ 32730-2014 Марка по дробимости песка должна быть не менее М400.
Согласно положениям ПНСТ 183-2016, ПНСТ 184-2016 марка по дробимости дробленого песка должна быть не ниже М1000.
В соответствии с пунктом 5 ГОСТ 32730-2014 значения удельной эффективной активности естественных радионуклидов Aэфф для песка различаются в зависимости от области применения.
Так, для дорожного строительства в пределах территории населенных пунктов и зон перспективной застройки характерно значение удельной эффективной активности естественных радионуклидов Aэфф до 740 Бк/кг, для дорожного строительства вне населенных пунктов - до 1500 Бк/кг.
Более того, указанный ГОСТ не содержит сведений о показателях морозостойкости песка.
2) В пунктах 7.2-7.5 технического задания (приложение N 1 к документации) заказчиком установлены требования к щебеню марки по значению дробимости не менее 1400, фр. св. 4 до 16 мм, фр. св. 4 до 11,2 мм, фр. св. 4 до 22,4 мм, фр. св. 16 до 31,5 мм должен соответствовать ГОСТ 32703-2014 "Дороги автомобильные общего пользования. Щебень и гравий из горных пород. Технические требования" с изменением N1 от 01.06.2017 г., ПНСТ 183-2016 "Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон щебеночно-мастичные. Технические условия", ПНСТ 184-2016 "Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон. Технические условия".
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 4 ГОСТ 32703-2014 щебень и гравий из горных пород выпускают в виде следующих основных (стандартных) фракций: от 4 до 5,6 мм; св. 5,6 до 8 мм; св. 8 до 11,2 мм; св. 11,2 до 16 мм; св. 16 до 22,4 мм; св. 22,4 до 31,5 мм; св. 31,5 до 45 мм; св. 45 до 63 мм. По согласованию изготовителя с потребителем возможен выпуск щебня и гравия в виде более крупной фракции от 63 до 90 мм.
Следовательно, установленные заказчиком требования к фракции щебня не соответствуют положениям ГОСТ 32703-2014.
Из вышеизложенного следует, что заказчиком при описании требований к техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара используются иные, отличные от положений ГОСТ характеристики.
На заседании Комиссии Марийского УФАС России представители заказчика пояснили, что установление подобных требований к закупаемому товару обусловлены потребностями заказчика, связанными с необходимостью исполнения заключенных АО "Марий Эл Дорстрой" государственных контрактов на ремонт дорог, в том числе с целью обеспечения гарантийных обязательств по указанным контрактам.
Вместе с тем, положения документации проводимой процедуры закупки, в том числе технического задания, в нарушение положений пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках, не содержат какого-либо обоснования необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика.
Жалоба ООО "Центр-Комплект" обоснована.
Доводы ООО "Центр-Комплект" о том, что марка требуемого к поставке щебня (не менее М1400) не соответствует положениям предварительных национальных стандартов, являются несостоятельными на основании следующего.
В соответствии с таблицей 5 ГОСТ 32703-2014 возможна поставка щебня с маркой по дробимости М1400.
Согласно положениям ПНСТ 183-2016 марка щебня по дробимости не ниже М1200 (таблица 4). В соответствии с положениями ПНСТ 184-2016 марка щебня по дробимоти различается в зависимости от вида щебня, а также типа смесей - не ниже М800, М600, М400 (таблица 8).
Вместе с тем, указанные значения марки по дробимости не противоречат требованиям ГОСТ 32703-2014.
По результатам проведения конкурса в электронной форме на поставку песка из отсевов дробления ГОСТ 32730-2014, щебня ГОСТ 32703-2014 и песка из отсевов дробления ГОСТ 31424-2010 и щебня марки по значению дробимости не менее М1200 ГОСТ 8267-93 для нужд АО "Марий Эл Дорстрой" заказчиком заключен договор поставки N 2019.192814 от 29.05.2019 с ООО "СтройТехРесурс", в связи с чем у Комиссии Марийского УФАС России отсутствуют основания для выдачи обязательного для исполнения предписания.
Более того, в ходе рассмотрения материалов жалобы ООО "СтройТехРесурс" представлены паспорта предлагаемого к поставке щебня и песка, в соответствии с которыми поставляемый товар соответствует установленным заказчиком характеристикам.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
решила:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Центр-Комплект" обоснованной.
2. Признать в действиях акционерного общества "Марий Эл Дорстрой" нарушение пункта 1 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
3. Требование о приостановлении процедуры закупки отменить.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении.
Решение Комиссии Марийского УФАС России по контролю в сфере проведения торгов может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 7 июня 2019 г. N 012/07/4-248/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 11.06.2019