Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
Скорик С.В. - заместитель руководителя управления;
Члены Комиссии:
Вихарева О.В. - начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий;
Шиллер А.А. - главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, рассмотрела дело N25-ФАС22-АМ/11-18 по признакам нарушения СНТ "Солнечный" (ИНН2225029718, Змеиногорский тракт, 91-К, г. Барнаул, Алтайский край) пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N861, выразившегося в препятствовании с октября 2018 г. по апрель 2019 г. перетоку электрической энергии на объект <_>, в присутствии представителей:
от заявителя <_>
от третьих лиц: АО "Алтайэнергосбыт" - <_>; ПАО "МРСК Сибири" - <_>;
в отсутствие представителя ответчика СНТ "Солнечный", надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела,
УСТАНОВИЛА:
В управление ФАС по Алтайскому краю поступило на рассмотрение <_> в отношении СНТ "Солнечный" (вх.N1811868 от 02.10.2018 г.) по вопросу препятствования с октября 2018 г. перетоку электрической энергии на объект, расположенный по адресу: <_>.
Из документов и материалов, представленных в антимонопольный орган по рассматриваемому заявлению, установлено, что между ПАО "МРСК Сибири" и <_> заключен договор от 23.05.2018 г. N20.2200.1446.18 об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств жилого дома, расположенного по адресу: <_>.
Согласно информации, представленной ПАО "МРСК Сибири" в антимонопольный орган (вх.N1812698 от 22.10.2018 г.), следует, что 18.06.2018 г. рассматриваемый объект (жилой дом) технологически присоединен к электрическим сетям ПАО "МРСК Сибири".
На основании акта об осуществлении технологического присоединения от 18.06.2018 г. N7800434564 у сторон на границе балансовой ответственности находятся следующие технологически связанные элементы электрической сети:
ПАО "МРСК Сибири": ПС35/6 кВ "Обь" N9, ВЛ-6кВ Л-9-19 до опоры N50, опора N50;
СНТ "Солнечный": ВЛ-0,4 кВ фидер N4 от КТП 9-19-3, опора N4-18;
<_> кабель от проводов ВЛ-0,4 кВ на опоре N4-18 до ВЩУ, ВЩУ, кабель от ВЩУ до РУ-0,4кВ в доме, электрооборудование заявителя.
Таким образом, жилой дом, расположенный по адресу: <_>, имеет опосредованное технологическое присоединение к сетям сетевой организации через электрические сети СНТ "Солнечный", что подтверждается актом об осуществлении технологического присоединения от 18.06.2018 г. N7800434564.
Из информации АО "Алтайэнергосбыт" (вх.N1812892 от 25.10.2018 г.), следует, что <_> обратилась в адрес АО "Алтайэнергосбыт" с заявлением о заключении договора энергоснабжения жилого дома, расположенного по вышеуказанному адресу, приложив технические документы, подтверждающие надлежащее технологическое присоединение, выданные сетевой организацией ПАО "МРСК Сибири".
На основании указанных документов со <_> был заключен договор энергоснабжения в устной форме в порядке ст. 540 ГК РФ (лицевой счет N 9004972854), согласно которому АО "Алтайэнергосбыт" осуществляет поставку электрической энергии в отношении жилого дома, расположенного по адресу: <_>
Передача электрической энергии потребителю осуществляется сетевой организацией через объекты электросетевого хозяйства, принадлежащие СНТ "Солнечный".
Между АО "Алтайэнергосбыт" (Продавец) и СНТ "Солнечный" заключен договор энергоснабжения от 01.03.2011 N 575 (далее - Договор), согласно которому АО "Алтайэнергосбыт" обязано осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а СНТ "Солнечный" обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.
АО "Алтайэнергосбыт" не инициировало мероприятия по введению ограничения режима энергопотребления в отношении объектов СНТ "Солнечный" и <_>, заявки на ограничение (отключение) режима потребления электроэнергии в сетевую организацию не направлялись.
Задолженность за потребленную электроэнергию у <_> перед АО "Алтайэнергосбыт" отсутствует.
Из представленной информации <_> (вх.N192433 от 25.02.2019 г.), следует, что 02.09.2018 г. СНТ "Солнечный" было произведено отключение электрической энергии (кабельной линии) в отношении рассматриваемого объекта.
Далее, 13.10.2018 г. на основании уведомления АО "Алтайэнергосбыт" (исх. Nб/н от 19.09.2018 г.), поступившего в адрес ПАО "МРСК Сибири" (вх.Nб/н от 20.09.2018 г.), сетевой организацией был осуществлен выезд на место расположения рассматриваемого объекта, где было произведено повторное подключение объекта <_> к электрическим сетям садоводства.
После этого, 16.10.2018 г. сотрудником ПАО "МРСК Сибири" была проведена проверка прибора учета электрической энергии <_> и установлена пломба, при этом напряжение в электрической сети садоводства имелось, что подтверждается актом допуска прибора учета в эксплуатацию от 16.10.2018 г.
Однако, согласно сведений <_> через час после осуществления мероприятий 16.10.2018 г. по допуску прибора учета в эксплуатацию, подача электрической энергии на объект заявителя вновь была прекращена.
Таким образом, с 16.10.2018 г. по настоящее время электрическая энергия в жилом доме <_> отсутствует.
Из информации СНТ "Солнечный" (вх.N194313 от 02.04.2019 г.), следует, что на основании решений общих собраний садоводов дачный сезон начинается ежегодно - с 01 мая по 30 сентября. В связи с чем, на территории садоводства электроснабжение подается сезонно, а именно в период с мая по сентябрь. Представителем СНТ "Солнечный" также давались пояснения, что электроснабжение рассматриваемого объекта фактически осуществлялось не от сетей садоводства.
При этом, в заседаниях Комиссии УФАС по Алтайскому краю по рассмотрению настоящего дела каких-либо доказательств, подтверждающих подключение объекта <_> не от сетей СНТ "Солнечный", последним представлено не было.
В ходе рассмотрения настоящего дела Комиссией УФАС по Алтайскому краю у ПАО "МРСК Сибири" была запрошена информация о фактической схеме подключения, в связи с чем, 18.02.2019 г. ПАО "МРСК Сибири" был составлен акт осмотра фактической схемы подключения рассматриваемого объекта <_> .
Согласно акту осмотра от 18.02.2019 г., составленному ПАО "МРСК Сибири" в присутствии представителей: АО "Алтайэнергосбыт", представителя СНТ "Солнечный", <_>, установлено, что щит учета, принадлежащий <_>, установлен на опоре СНТ "Солнечный". Также имеется протянутый кабель от дома до щита учета, непосредственное подключение к линии садоводства не имеется, в связи с его отключением. Провода от щита учета <_> и линия садоводства имеется в наличии. Ввод в дом <_> выполнен согласно ПУЭ.
12.03.2019 г. ПАО "МРСК Сибири" было осуществлено подключение кабеля <_> к электрическим сетям садоводства согласно однолинейной схеме электроснабжения к акту об осуществлении технологического присоединения от 18.06.2018 г. N7800434564. По результату замера напряжения в электрической сети СНТ "Солнечный", указателем напряжения УН-1Н, установлено, что напряжение в электрических сетях СНТ "Солнечный" отсутствует, что также подтверждается актом возобновления режима потребления электрической энергии от 12.03.2019 г.
Таким образом, в электрической сети СНТ "Солнечный", с помощью которой осуществляется электроснабжение рассматриваемого объекта <_> , отсутствует электроснабжение.
Согласно справкам о расходе электрической энергии СНТ "Солнечный" за период с мая по декабрь 2018 г., а также счетам-фактурам, предъявленным АО "Алтайэнергосбыт" к оплате СНТ "Солнечный", следует, что в указанный период электрическая энергия потреблялась садоводством, в связи с чем, у СНТ "Солнечный" имелась возможность осуществлять переток электрической энергии до энергопринимающих устройств <_> , в зимний период, при наличии надлежащего технологического присоединения и договора энергоснабжения.
Представители ПАО "МРСК Сибири" и АО "Алтайэнергосбыт" в заседаниях Комиссии УФАС по Алтайскому краю по рассмотрению дела N25-ФАС22-АМ/11-18, пояснили, что между ПАО "МРСК Сибири" и <_> имеется заключенный договор об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств жилого дома, расположенного по адресу: <_>, СНТ "Солнечный", г. Барнаул, Алтайский край. Из акта об осуществлении технологического присоединения от 18.06.2018 г., следует, что жилой дом <_> имеет опосредованное технологическое присоединение к сетям сетевой организации через электрические сети СНТ "Солнечный". Технологическое присоединение рассматриваемого объекта было осуществлено ПАО "МРСК Сибири" к объекту электросетевого хозяйства СНТ "Солнечный" - опора N4-18 ВЛ - 0,4 кВ, фидер N4 от КТП-9-19-3, класс напряжения 0, 23 кВ. Однако, 12.03.2019 г. ПАО "МРСК Сибири" произведено повторное подключение объекта заявителя в соответствии с однолинейной схемой электроснабжения к акту об осуществлении технологического присоединения от 18.06.2018 г., в ходе которого установлено, что на электрических сетях садоводства, отсутствует электроснабжение. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что причиной отсутствия электрической энергии у потребителя, является отсутствие электрической энергии на электрических сетях садоводства в зимний период. При этом, АО "Алтайэнергосбыт" и ПАО "МРСК Сибири" не инициировали мероприятия по введению ограничения режима энергопотребления в отношении объектов СНТ "Солнечный" и <_> Задолженность за потребленную электроэнергию у <_> перед АО "Алтайэнергосбыт" отсутствует.
В свою очередь, <_> пояснила, что в апреле 2019 г. электроснабжение рассматриваемого объекта восстановлено, в связи с переходом садоводства на летнюю схему электроснабжения.
Рассмотрев материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, Комиссия УФАС по Алтайскому краю по рассмотрению дела N25-ФАС22-АМ/11-18 о нарушении антимонопольного законодательства приходит к следующему.
Согласно статье 17 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к компетенции общего собрания членов садоводческого объединения, его правления и председателя правления не отнесено решение вопросов о подключении, подаче и прекращении подачи электрической энергии членам данного объединения либо лицам, ведущим садоводство в индивидуальном порядке.
Вместе с тем, согласно пункту 9 статьи 25 Федерального закона N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" обеспечение недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике контролируется в соответствии с настоящим Федеральным законом, антимонопольным законодательством Российской Федерации и утверждаемыми Правительством Российской Федерации правилами оптового рынка, правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказываемым организациями коммерческой инфраструктуры услугам.
Основаниями для прекращения электроснабжения в соответствии со статьями 26, 38 Федерального закона N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" являются: факт ненадлежащего технологического присоединения к электрическим сетям; аварийная ситуация на объектах электроэнергетики; ненадлежащее исполнение обязательств по оплате электроэнергии.
Иных оснований прекращения электроснабжения действующим законодательством не предусмотрено.
Абзацем 3 пункта 4 статьи 26 Федерального закона N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" предусмотрено, что сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов.
Согласно пункту 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее по тексту - Правила недискриминационного доступа), собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя.
Переток электроэнергии представляет собой ее перемещение по линиям электропередач и другим объектам электросетевого хозяйства. Соблюдение запрета на препятствование перетоку становится обязанностью лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства при определенных условиях, установленных Правилами недискриминационного доступа.
В силу пункта 3 Правил недискриминационного доступа, СНТ "Солнечный" обязано обеспечить недискриминационный доступ к услугам по передаче электрической энергии независимо от правовых отношений с потребителем электроэнергии, а также с энергосбытовыми и сетевыми организациями.
Следовательно, СНТ "Солнечный" как владелец объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающие устройства <_> , не вправе препятствовать перетоку электрической энергии данному потребителю электрической энергии.
При этом, из информации по рассматриваемому заявлению, установлено, что СНТ "Солнечный" фактически препятствует перетоку электрической энергии на рассматриваемый объект электроснабжения <_> при заключенном договоре энергоснабжения с АО "Алтайэнергосбыт".
Документами по рассматриваемому заявлению подтверждается, что земельный участок <_>, осуществляющей ведение садоводства, находится на территории товарищества, присоединение к электрическим сетям осуществлено на основании заключенного договора с сетевой организацией.
<_> является собственником земельного участка и дома, расположенного по адресу: <_>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 21.05.2015 г.
В данном случае энергоснабжающей организацией, осуществляющей подачу электрической энергии в СНТ "Солнечный" на момент отключения энергии на участке <_> является АО "Алтайэнергосбыт", данные обстоятельства подтверждаются открытым лицевым счетом N 9004972854 на оплату электрической энергии по вышеуказанному адресу.
Согласно ст. 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным статьей 546 ГК РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 546 ГК РФ перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.
Следовательно, в рассматриваемом случае СНТ "Солнечный" как владелец объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающие устройства <_>, не вправе препятствовать перетоку электрической энергии данному потребителю электрической энергии.
В данном случае поставка электрической энергии на объект <_> осуществляется через объекты электросетевого хозяйства СНТ "Солнечный".
Наличие установленного технологического присоединения энергопринимающих устройств <_> к сетям сетевой организации (ПАО "МРСК Сибири") через объекты электросетевого хозяйства (СНТ "Солнечный"), в силу части 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пункта 6 Правил недискриминационного доступа обязывает СНТ "Солнечный" не препятствовать свободному перетоку электрической энергии через свои объекты электросетевого хозяйства.
Таким образом, действия СНТ "Солнечный", выразившиеся в препятствовании с октября 2018 г. по апрель 2019 г. перетоку электрической энергии на объект <_>, расположенный по адресу: Змеиногорский тракт, 91-к, участок N118, СНТ "Солнечный", г. Барнаул, Алтайский край, нарушают пункт 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пункты 3, 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,
РЕШИЛА:
1. Признать действия СНТ "Солнечный", выразившиеся в препятствовании с октября 2018 г. по апрель 2019 г. перетоку электрической энергии на объект <_>, расположенный по адресу: <_>, нарушающими пункт 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", и пункты 3, 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861.
2. Выдать СНТ "Солнечный" предписание о прекращении нарушения законодательства в сфере электроэнергетики, а именно: СНТ "Солнечный" не препятствовать перетоку электрической энергии на объект <_>, путем круглогодичной, бесперебойной подачи электрической энергии, в том числе, в осенне-зимние периоды, от электрической сети СНТ "Солнечный" на объект <_>
Председатель Комиссии
Члены Комиссии <_>
Решение и предписание Комиссии могут быть обжалованы в Арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня принятия решения и предписания. Также решение и предписание Комиссии могут быть обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 29 мая 2019 г. N 25-ФАС22-АМ/11-18
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 29.05.2019