Резолютивная часть решения объявлена 11 апреля 2019 года г. Тверь
Решение изготовлено в полном объеме 19 апреля 2019 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее - Комиссия) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии: Посохова Л.В., заместитель руководителя управления,
члены Комиссии:
- Соловьев В.Д., специалист-эксперт отдела контроля органов власти,
- Бакулина А.А., специалист 2 разряда отдела контроля органов власти,
рассмотрев дело N 04-6/2-5-2019 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения в выпусках информационно-аналитического еженедельника "Перекресток всех дорог" рекламы услуг ломбарда,
в присутствии представителей Отделения по Тверской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу (далее - Отделение Тверь): *** (по доверенности от 07.11.2018 69 АА N 2158099) и *** (по доверенности от 25.05.2018 69 АА N 2029567),
в отсутствие учредителя газеты "Перекресток всех дорог" ***, надлежащим образом извещённой о дате, времени и месте рассмотрения дела (в материалы дела поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие лица от 21.03.2019 N 28),
УСТАНОВИЛА:
Настоящее дело возбуждено в отношении учредителя информационно-аналитического еженедельника "Перекресток всех дорог"*** по признакам нарушения части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) по факту размещения в двух выпусках информационно-аналитического еженедельника "Перекресток всех дорог" на страницах 4 (выпуск от 06.06.2018 N 23 (922)) и 12 (выпуск от 20.06.2018 N 25 (924)) информации следующего содержания: "Бологовский ломбард 15 лет успешной работы ССУДЫ ПОД ЗАЛОГ изделий из золота и серебра, бытовой аудио- и видеотехники, сотовых телефонов, а также коллекционных и антикварных предметов. ПАЙКА ЦЕПОЧЕК, КОЛЕЦ, ЗАМЕНА ЗАМКОВ, КАРАБИНОВ, ПОЛИРОВКА, РАСТЯЖКА. Адрес: г. Бологое, ул. Кирова, д. 15. КУПИМ ДОРОГО: Старые иконы. Картины. Военные вещи. Самовары. Часы. Фарфор.".
Пункт 1 статьи 3 Закона о рекламе определяет рекламу как информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. При этом в силу пункта 3 статьи 3 этого Закона под товаром понимается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Размещенная в газете информация адресована неопределенному кругу лиц и направлена на продвижение на рынок услуг ломбарда, то есть является рекламой.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 19.07.2007 N 196-ФЗ "О ломбардах" (далее - Закон о ломбардах) ломбардом является юридическое лицо - специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 21.12.2013 N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)" (далее - Закон о потребительском кредите) профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.
Пунктом 5 части 1 статьи 3 Закона о потребительском кредите установлено, что профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов - это деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме, осуществляемая за счет систематически привлекаемых на возвратной и платной основе денежных средств и (или) осуществляемая не менее чем четыре раза в течение одного года (кроме займов, предоставляемых работодателем работнику, и иных случаев, предусмотренных федеральным законом).
При этом согласно статье 4 Закона о потребительском кредите профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов некредитными финансовыми организациями осуществляется в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.
Такой порядок деятельности установлен Федеральными законами "О ломбардах", "О кредитной кооперации", "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", "О сельскохозяйственной кооперации".
Согласно части 1 статьи 2 Закона о ломбардах ломбард должен иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Ломбард вправе иметь также полное фирменное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках. Фирменное наименование ломбарда должно содержать слово "ломбард" и указание на его организационно-правовую форму.
Статья 28 Закона о рекламе устанавливает специальные требования к рекламе финансовых услуг и финансовой деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
В вышеуказанной рекламе отсутствует достоверная информация о лице (наименование, организационно-правовая форма организации), осуществляющим финансовую деятельность по предоставлению займов, что содержит признаки нарушения части 1 статьи 28 Закона о рекламе.
Согласно пояснениям учредителя газеты "Перекресток всех дорог" ***, изложенным в письмах от 30.01.2019 N 9, от 21.03.2019 N 26 и N 27, макет рекламы разработан силами редакции. Оплата за размещение рекламы осуществлена безналичным путем со счета Индивидуального предпринимателя ***, одновременно являющегося директором ООО "ЛОМБАРД-ПРОСТОР ВВ".
Деятельность ломбарда по адресу: г. Бологое, ул. Кирова, д. 15, осуществляет ООО "ЛОМБАРД-ПРОСТОР ВВ" (ОГРН - 1036904004136, ИНН - 6908008157).
По информации отделения Тверь от 02.04.2019 N Т128-11-7/4861, ООО "ЛОМБАРД-ПРОСТОР ВВ" включено ЦБ РФ в государственный реестр ломбардов.
Отсутствие в рекламе информации о наименовании лица, осуществляющего финансовую деятельность, свидетельствует о нарушении требований части 1 статьи 28 Закона о рекламе.
Согласно частям 6 и 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований части 1 статьи 28 Закона о рекламе несут рекламодатель и рекламораспространитель.
В данном случае макет рекламы был разработан редакцией газеты "Перекресток всех дорог" в связи с чем ответственность за размещение рекламы с нарушением части 1 статьи 28 Закона о рекламе несет рекламораспространитель.
Согласно свидетельству о регистрации средства массовой информации от 14.09.2000 ПИ N 5-0101 учредителем газеты "Перекресток всех дорог" является ***.
Согласно пунктам 1.3 и 2.1 Устава редакции газеты "Перекресток всех дорог", утвержденного учредителем газеты *** от 10.05.2011, учредителем издания является ***, которая осуществляет общее руководство работой редакции.
*** признала факт опубликования рекламы услуг ломбарда с нарушением законодательства о рекламе. Вышеуказанная реклама размещалась в газете "Перекресток всех дорог" на протяжении более пяти лет (последний выпуск - 30.01.2019 N 5).
В связи с добровольным устранением нарушения до даты рассмотрения дела отсутствуют основания для выдачи учредителю газеты "Перекресток всех дорог" *** предписания об устранении нарушения законодательства о рекламе.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу, размещенную в информационно-аналитическом еженедельнике "Перекресток всех дорог" на страницах 4 (выпуск от 06.06.2018 N 23 (922)) и 12 (выпуск от 20.06.2018 N 25 (924)), поскольку при ее размещении нарушены требования части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе"; признать действия учредителя газеты "Перекресток всех дорог" ***, разместившей в вышеуказанных периодических печатных изданиях рекламы услуг ломбарда по предоставлению краткосрочных займов без указания наименования лица, оказывающего такие услуги, нарушающими требования части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе учредителю издания "Перекресток всех дорог" *** не выдавать в связи с устранением нарушения.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тверского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении рекламораспространителя - учредителя газеты "Перекресток всех дорог" ***.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии: Л.В. Посохова
Члены Комиссии: В.Д. Соловьев, А.А. Бакулина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области от 11 апреля 2019 г. N 04-6/2-5-2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 19.04.2019