Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя Управления Гудкевич Е. В.,
члены Комиссии - начальник отдела органов власти и рекламы Семенюк А. В., главный специалист-эксперт Солодяшкина С. Д.,
рассмотрев дело N 076/05/28-54/2019 по факту размещения рекламы услуг страхования с признаками нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в присутствии представителя ООО "ПРС "Борт 76" по доверенности N 0131/1 от 31.01.2019 г., а также , привлеченных к участию в деле в качестве лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
УСТАНОВИЛА:
ИП , ООО "Страховая Компания "Согласие", привлеченные к участию в деле в качестве лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, на рассмотрение дела не явились, представителей не направили, уведомлены надлежащим образом.
ИП направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие в связи с невозможностью явки.
В соответствии с пунктом 30 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, Комиссией принято решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц.
19.06.2019 г. в соответствии с пунктом 3.44 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного Приказом ФАС России от 23.11.2012 N 711/12, в рассмотрении дела N 076/05/28-54/2019 объявлялся перерыв до 11 часов 30 минут 20.06.2019 г.
20.06.2019 г. в 11 часов 30 минут рассмотрение дела N 076/05/28-54/2019 продолжено.
Ярославским УФАС России 15.02.2019 г. установлен факт распространения рекламы следующего содержания: "Первый Полис все виды страховых услуг 1polis.ru ул. Некрасова, д. 39 б, оф. 12 техосмотр страхование 68-21-21 68-12-12" на маршрутном такси N 83 с государственным регистрационным номером А433РО76.
Дело возбуждено по признакам нарушения части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе") в отношении ИП , ООО "ПРС "Борт 76", , ООО "Страховая Компания "Согласие".
Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе") реклама - информация, распространяемая любым способом, в любой форме и использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Пункт 2 той же статьи определяет объект рекламирования как товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Исходя из содержания рассматриваемой информации, она адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к услугам страхования, техосмотра, формирование и поддержание интереса к данным объектам рекламирования и продвижения их на рынке, и, следовательно, эта информация является рекламной.
Согласно части 1 статьи 28 ФЗ "О рекламе" реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4 Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции") финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
В соответствии со ст. 54 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.
Статьей 1473 Гражданского кодекса РФ также предусмотрено, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица (ч. 1). Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности (ч. 2). Юридическое лицо должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке.
Потребителю важно знать какое лицо делает предложение об оказании тех или иных финансовых услуг, поэтому в рекламе банковских, страховых и иных финансовых услуг в обязательном порядке следует указывать полное наименование или имя лица, оказывающего данные услуги. Указание правильных реквизитов организации, предоставляющей финансовые услуги, является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей. Указанные нормы права приняты в интересах потребителя с целью формирования у него правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемом объекте (услуге).
Поскольку в рассматриваемой рекламе рекламируются страховые услуги, но не указано наименование лица, оказывающего эти услуги, то в данном случае установлено нарушение части 1 статьи 28 ФЗ "О рекламе".
Согласно частям 6, 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований части 1 статьи 28 Закона несут рекламодатель и рекламораспространитель.
В соответствии с частью 8 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6 и 7 настоящей статьи, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
Пунктом 5 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" определено, что рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В пункте 7 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" указано, что рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В пункте 6 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" указано, что рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.
Управление ГИБДД по ЯО в ответ на запрос представило информацию о том, что владельцем указанного транспортного средства является ().
ИП представил письменные пояснения, в которых указано, что между данным лицом и ООО "ПРС "Борт 76" заключен договор N 55-1812 от 26.12.2018 г. о предоставлении права на размещение рекламных и информационных материалов на внешних поверхностях и в салонах маршрутных автобусов. В приложении N 1 к договору N 55-1812 от 26.12.2018 г. указаны транспортные средства, на которых ООО "ПРС "Борт 76" имеет право размещать рекламные и информационные материалы.
Согласно пункта 5.1 договора N 55-1812 от 26.12.2018 г., ООО "ПРС "Борт 76" несет ответственность за размещение рекламных и информационных материалов, не соответствующих действующему законодательству Российской Федерации, согласование макетов для размещения договором не предусмотрено.
Копия указанного договора представлена в материалы дела.
Представитель ООО "ПРС "Борт 76" пояснил, что признает допущенное нарушение части 1 статьи 28 ФЗ "О рекламе". Договор на распространение рекламы заключен с рекламодателем , N 017-1901 от 23.01.2019 г., оплата за размещение не поступала, так как между и ООО "ПРС "Борт 76" достигнута устная договоренность, что оплата поступит в течение 2019 года. Нарушение допущено по невнимательности заместителем директора ООО "ПРС "Борт 76", согласовавшим для размещения макет с . В настоящее время реклама демонтирована.
Также представитель ООО "ПРС "Борт 76" сообщил, что у рекламодателя заключен агентский договор N 0000012-03064/183К с ООО "Страховая Компания "Согласие", на основании которого и заказывал размещение рассматриваемой рекламы на маршрутном такси.
Копии указанных договоров представлены в материалы дела, с приложением спецификации, согласованного макета между ООО "ПРС "Борт 76" и , актов выполненных работ. Также представлены аттестат аккредитации на право оказания услуг техосмотра ООО "Титан Авто", директором которого является , и фотофиксация, с подтверждением демонтажа рассматриваемой рекламы.
пояснил, что услуги по страхованию оказывались ООО "Страховая Компания "Согласие" на основании агентского договора N 0000012-03064/183К от 16.03.2018 и доверенности N 034-155-Д/18 от 26.03.2018 г., копии представлены в материалы дела. Макет рекламы не согласовывался с ООО "Страховая Компания "Согласие".
Услуги по техосмотру оказывались ООО "Титан Авто", директором которого является Данная организация имеет право на осуществление деятельности в области технического осмотра транспортных средств на основе аттестата аккредитации Российского Союза Автостраховщиков (номер в реестре операторов технического осмотра 09155). Копия аттестата представлена в материалы дела.
Договор N 017-1901 от 23.01.2019 г. на изготовление и размещение рекламы на бортах транспортных средств, заключенный с ООО "ПРС "Борт 76", также представлен в материалы дела, согласованного макета не сохранилось. Оплата по договору не производилась, акты выполненных работ приложены к договору. Согласно условий заключенного договора, ООО "ПРС "Борт 76" как специализированная организация, занимающаяся на профессиональной основе рекламной деятельностью, как исполнитель обязалось создать и изготовить макет в соответствии с требованиями ФЗ "О рекламе".
На основании изложенного, а также представленных в материалы дела документов и пояснений, рекламодателем рассматриваемой рекламы является, поскольку данное лицо непосредственно заказывало и согласовывало изготовление рассматриваемой рекламы для размещения, а из положений агентского договора N 0000012-03064/183К от 16.03.2018 г., заключенного данным лицом с ООО "Страховая Компания "Согласие", а также фактических обстоятельств дела, Комиссией не установлено причастности данной организации к согласованию для размещения рассматриваемой рекламы.
Рекламораспространителем рассматриваемой рекламы ИП , поскольку как следует из материалов дела и положений договора N 55-1812 от 26.12.2018 г., заключенного данным лицом с ООО "ПРС "Борт 76", ИП предоставляет ООО "ПРС "Борт 76" только право на размещение рекламных и информационных материалов на внешних поверхностях автобусов, задействованных в пассажирских перевозках и принадлежащих ИП на правах собственности либо иных вещных правах, а также на правах аренды и лизинга, но не передает права на само транспортное средство полностью, и, следовательно, является лицом, осуществляющим распространение рекламы на принадлежащем ему транспортном средстве.
Рекламопроизводителем в данном случае является ООО "ПРС "Борт 76", поскольку как следует из материалов дела, и положений договора N 017-1901 от 23.01.2019 г., заключенного с , именно ООО "ПРС "Борт 76" изготовило рассматриваемую рекламу для распространения.
Следовательно, как рекламодатель, ИП как рекламораспространитель, а ООО "ПРС "Борт 76" как рекламопроизводитель рассматриваемой рекламы нарушили требования части 1 статьи 28 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 ФЗ "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации; является ненадлежащей.
Кроме того, Комиссия усматривает целесообразность выдачи предписания о об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в случае если данная реклама распространялась и на других носителях.
Ответственность за нарушения требований части 1 статьи 28 ФЗ "О рекламе" предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 4, 26, 37-43, 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу: "Первый Полис все виды страховых услуг 1polis.ru ул. Некрасова, д. 39 б, оф. 12 техосмотр страхование 68-21-21 68-12-12", размещенную на маршрутном такси N 83 с государственным регистрационным номером А433РО76, без указания наименования лица, оказывающего страховые услуги, поскольку в данном случае нарушено требование части 1 статьи 28 ФЗ "О рекламе".
2. Выдать предписания ИП , ООО "ПРС "Борт 76", об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дел уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме "04" июля 2019 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии Е. В. Гудкевич
Члены Комиссии: А. В. Семенюк
С.Д. Солодяшкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 20 июня 2019 г. N 076/05/28-54/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 04.07.2019