Я, заместитель руководителя - начальник отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Ф.И.О., рассмотрев протокол об административном правонарушении N 056/04/9.15-549/2019 от 24.06.2019 специалиста-эксперта отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области Ф.И.О. и материалы к нему, составленный в отношении должностного лица - начальника отдела технического аудита потребителей энергии с возложением обязанностей по ведению официального сайта (специалиста по раскрытию информации) ООО "Экспертэнергоаудит" - Ф.И.О., года рождения, гражданки Российской Федерации, уроженки, зарегистрированной и проживающей по адресу, паспорт серия номер выдан Отделом УФМС России по Оренбургской области в Промышленном районе г. Оренбурга, по ст. 9.15 КоАП РФ, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 29.9, ст. 29.10 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛА:
В рамках осуществления мониторинга соблюдения стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электроэнергии в пределах своей компетенции, Комиссией Оренбургского УФАС России, утвержденной приказом Оренбургского УФАС России N 177 от 23.11.2016, 18.04.2019 в присутствии понятых составлен акт осмотра интернет-сайта http://expertenergoaudit.ru, в ходе проведения которого были выявлены нарушения требований Постановления Правительства РФ от 21.01.2004 N 24 "Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии".
На основании ч. 1 ст. 25 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции", а также п. 1.5, 1.6 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по осуществлению контроля за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утверждённого Приказом ФАС России от 26.06.2012 N 414, в связи с выявленными нарушениями Комиссией Оренбургского УФАС России в адрес директора ООО "Экспертэнергоаудит" направлен запрос о предоставлении информации (исх. N 4034 от 30.04.2019), на который были представлены документы и материалы (вх. N 3807 от 14.05.2019).
По результатам рассмотрения указанных материалов в отношении должностного лица - специалиста по раскрытию информации ООО "Экспертэнергоаудит" Ф.И.О. - специалистом-экспертом отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области Ф.И.О. составлен протокол об административном правонарушении N 056/04/9.15-549/2019 от 24.06.2019 в присутствии лица, в отношении которого ведется производство по настоящему делу.
В материалах настоящего дела имеются доказательства надлежащего уведомления Ф.И.О. о дате, времени, месте составления протокола: приглашение от 14.06.2019 N 5621 для составления протокола об административном правонарушении получено 18.06.2019 (отчет об отслеживании отправления с почтовым идентификатором N 46004636803464).
Изучив материалы дела, оценив имеющиеся доказательства по правилам, установленным статьей 26.11 КоАП РФ, то есть по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, учитывая, что никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу, должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 26.03.2003 N35-ФЗ "Об электроэнергетике", ст. 8, 8.1 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" требования к составу информации, раскрываемой субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, в том числе, субъектами естественных монополий, за исключением потребителей электрической энергии (далее - субъекты рынков электрической энергии), а также к порядку, способам и срокам ее раскрытия, установлены Стандартами раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.01.2004 N 24 (далее по тексту - Стандарты раскрытия информации, Стандарты).
Согласно пп. "и" п. 6.1.3 Приказа ФАС России от 23.07.2015 N 649/15 "Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы" территориальный орган наделен полномочиями за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами розничного рынка электроэнергии, осуществляющими свою деятельность на территории региона.
Стандарты раскрытия информации устанавливают требования к составу информации, раскрываемой субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, за исключением потребителей электрической энергии (далее - субъекты рынков электрической энергии), а также к порядку, способам и срокам ее раскрытия. Субъекты рынков электрической энергии обязаны раскрывать информацию в соответствии с настоящим документом (п. 1, 2 Стандартов).
Под раскрытием информации в силу п. 1 Стандартов понимается обеспечение доступа к ней неограниченного круга лиц независимо от цели получения такой информации, а в установленных настоящим документом случаях - предоставление заинтересованным лицам по их запросам информации субъектами рынков электрической энергии, являющимися обладателями такой информации.
В соответствии с п. 3 Стандартов раскрытия информации субъектами рынков электрической энергии информация раскрывается путем ее:
а) опубликования в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти;
б) опубликования в электронных средствах массовой информации;
в) предоставления по письменному запросу заинтересованных лиц при условии возмещения ими расходов, связанных с предоставлением информации;
г) направления администратору торговой системы оптового рынка электроэнергии в соответствии с п. 51 настоящего документа;
д) опубликования на официальных сайтах субъектов рынков электрической энергии или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемом Правительством Российской Федерации, в целях обеспечения доступа к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона "О естественных монополиях" настоящим Федеральным законом регулируется деятельность субъектов естественных монополий в сфере услуги по передаче электрической энергии.
Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц установлено, что основным видом деятельности ООО "Экспертэнергоаудит" является передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям.
Пунктом 2.2.1 Устава ООО "Экспертэнергоаудит", утвержденного решением Общего собрания участников ООО "Экспертэнергоаудит" (протокол от 24.07.2014), регламентировано, что основным видом деятельности Общества является передача электроэнергии.
В силу статьи 3 Устава ООО "Экспертэнергоаудит" Общество обладает правами юридического лица с момента его государственной регистрации в установленном порядке; имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе; имеет гражданские права и несет гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом, в соответствии с целью и предметом деятельности, указанными в ст. 2 настоящего Устава.
В соответствии с Приказом Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 27.12.2018 N 263-э/э "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на 2019 год" для ООО "Экспертэнергоаудит" с 01.01.2019 по 31.12.2019 установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на 2019 год.
На основании изложенного, ООО "Экспертэнергоаудит" является сетевой организацией, субъектом естественных монополий, в связи с осуществлением им естественно-монопольного вида деятельности, в связи с чем, на Общество распространяются требования Стандартов раскрытия информации.
Согласно абз. 6 пп. "г" п. 19 Стандартов раскрытия информации сетевая организация помимо информации, предусмотренной пунктом 12 настоящего документа, раскрывает информацию об основных потребительских характеристиках регулируемых товаров, работ и услуг субъектов естественных монополий и их соответствии государственным и иным утвержденным стандартам качества, включая информацию об объеме недопоставленной в результате аварийных отключений электрической энергии.
Информация, указанная в абзацах шестом - восьмом пп "г" п. 19 Стандартов раскрытия информации, подлежит опубликованию на официальном сайте сетевой организации или ином официальном сайте в сети "Интернет", определяемом Правительством Российской Федерации, ежеквартально (п. 29 Стандартов раскрытия информации).
В нарушение указанного требования данная информация на сайте ООО "Экспертэнергоаудит" за 2, 3, 4 кварталы 2018 года, 1 квартал 2019 года размещена не была. Административное правонарушение совершено 01.07.2018, 01.10.2018, 01.01.2019, 01.04.2019, соответственно.
В силу абз. 8 пп. "г" п. 19 Стандартов раскрытия информации сетевая организация помимо информации, предусмотренной пунктом 12 настоящего документа, раскрывает информацию об основных потребительских характеристиках регулируемых товаров, работ и услуг субъектов естественных монополий и их соответствии государственным и иным утвержденным стандартам качества, включая информацию о наличии объема свободной для технологического присоединения потребителей трансформаторной мощности по подстанциям и распределительным пунктам напряжением ниже 35 кВ с дифференциацией по всем уровням напряжения.
Информация, указанная в абзацах шестом - восьмом пп "г" п. 19 Стандартов раскрытия информации, подлежит опубликованию на официальном сайте сетевой организации или ином официальном сайте в сети "Интернет", определяемом Правительством Российской Федерации, ежеквартально (п. 29 Стандартов раскрытия информации).
В нарушение указанного требования данная информация на сайте ООО "Экспертэнергоаудит" за 2, 3, 4 кварталы 2018 года, 1 квартал 2019 года размещена не была. Административное правонарушение совершено 01.07.2018, 01.10.2018, 01.01.2019, 01.04.2019, соответственно.
В соответствии с абз. 9 пп. "г" п. 19 Стандартов раскрытия информации сетевая организация помимо информации, предусмотренной пунктом 12 настоящего документа, раскрывает информацию об основных потребительских характеристиках регулируемых товаров, работ и услуг субъектов естественных монополий и их соответствии государственным и иным утвержденным стандартам качества, включая информацию о вводе в ремонт и выводе из ремонта электросетевых объектов с указанием сроков (сводная информация).
Информация, указанная в абзаце девятом пп. "г" п. 19 Стандартов раскрытия информации, подлежит опубликованию на официальном сайте сетевой организации или ином официальном сайте в сети "Интернет", определяемом Правительством Российской Федерации, по мере обновления, но не реже одного раза в месяц.
Согласно протоколу об административном правонарушении N 056/04/9.15-549/2019 от 24.06.2019 данная информация на сайте ООО "Экспертэнергоаудит" за период с июля по декабрь 2018 года размещена не была. Вместе с тем, в ходе составления протокола должностным лицом ООО "Экспертэнергоаудит" Ф.И.О. представлены доказательства, свидетельствующие о размещении предусмотренной информации в ином разделе (новостная лента - файл "Архив 2018), в связи с чем, указанное деяние не входит в состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.15 КоАП РФ.
Согласно пп. "м" п. 19 Стандартов раскрытия информации сетевая организация помимо информации, предусмотренной пунктом 12 настоящего документа, раскрывает информацию об инвестиционной программе.
Информация, указанная в пп. "м" п. 19 Стандартов раскрытия информации, подлежит опубликованию на официальном сайте в сети "Интернет", определяемом Правительством Российской Федерации, ежегодно, до 1 марта, или в сроки, предусмотренные Правилами утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики для раскрытия информации о проекте внесения изменений в инвестиционную программу.
В нарушение указанного требования данная информация на сайте ООО "Экспертэнергоаудит" за 2018 год размещена не была. Последний раз информация размещалась по окончании 2016 года. Административное правонарушение совершено 01.01.2019.
В силу пп. "н" п. 19 Стандартов раскрытия информации сетевая организация помимо информации, предусмотренной пунктом 12 настоящего документа, раскрывает информацию об отчетах о реализации инвестиционной программы и обосновывающих их материалов.
Информация, указанная в пп. "н" п. 19 Стандартов раскрытия информации, подписывается с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи и подлежит опубликованию на официальном сайте в сети "Интернет", определяемом Правительством Российской Федерации, ежеквартально, не позднее чем через 45 дней после окончания отчетного квартала, а также ежегодно, до 1 апреля, по результатам исполнения инвестиционной программы за предыдущий календарный год.
В нарушение указанного требования данная информация на сайте ООО "Экспертэнергоаудит" за 2018 год размещена не была. Последний раз информация размещалась по окончании 2016 года. Административное правонарушение совершено 01.01.2019.
Местом совершения административного правонарушения является юридический адрес ООО "Экспертэнергоаудит" - г. Оренбург, ул. Липовая, д.3/1, кв. 41, 460053.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Часть 1 ст. 2.1 КоАП РФ устанавливает понятие административного правонарушения, под которым понимается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с п. 10 Стандартов раскрытия информации субъекты рынков электрической энергии несут ответственность за полноту и достоверность раскрываемой информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ответственность за полноту и достоверность раскрываемой информации установлена ст. 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно ст. 9.15 КоАП РФ нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации либо предоставление заведомо ложной информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Приказом директора ООО "Экспертэнергоаудит" б/н от 01.01.2018 на Ф.И.О., начальника отдела технического аудита потребителей энергии организации, возложены обязанности по ведению официального интернет-сайта ООО "Экспертэнергоаудит" http://expertenergoaudit.ru.
Директором ООО "Экспертэнергоаудит" Ф.И.О. в 2016 году утверждена должностная инструкция специалиста по раскрытию информации.
Разделом II указанной должностной инструкции установлено, что специалист выполняет работу по осуществлению Обществом требований в части Стандартов раскрытия информации в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 24 "Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии", иными нормативными актами, подготавливает и опубликовывает в установленные сроки информацию, предусмотренную Стандартами, в том числе, на официальном сайте Общества в целях обеспечения доступа к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий.
На момент совершения административных нарушений, предусмотренных ст. 9.15 КоАП РФ, Ф.И.О. являлась должностным лицом (специалист по раскрытию информации), ответственным за размещение информации на официальном интернет-сайте ООО "Экспертэнергоаудит" http://expertenergoaudit.ru, действовавшей на основании трудового договора от 01.01.2018 N 11, приказа директора ООО "Экспертэнергоаудит" о возложении обязанностей по ведению официального сайта б/н от 01.01.2018, должностной инструкции специалиста по раскрытию информации.
Ф.И.О. нарушены установленные Стандартами раскрытия информации сроки опубликования информации, что повлекло ограничение доступа к информации и ущемление прав неопределенного круга лиц на ознакомление с предусмотренной Стандартами информацией, в связи с чем, специалист по раскрытию информации ООО "Экспертэнергоаудит" Ф.И.О. является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.15 КоАП РФ.
Субъективная сторона правонарушения выражается в том, что Ф.И.О., являясь должностным лицом, имела возможность соблюдения норм федерального законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, однако не предприняла всех зависящих от нее мер по их соблюдению.
Объективная сторона правонарушения заключается в нарушении предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетики и естественных монополиях сроков размещения информации.
Факт совершения административного правонарушения подтверждается актом осмотра интернет-сайта http://expertenergoaudit.ru, составленного 18.04.2019 Комиссией Оренбургского УФАС России, при проведении мониторинга.
Ф.И.О., уведомленная надлежащим образом (протокол N056/04/9.15-549/2019 от 04.06.2019 с указанием времени и места рассмотрения дела подписано лично Ф.И.О.) о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, для рассмотрения дела явилась, в ходе рассмотрения дела вину в совершенном правонарушении признала.
На основании представленных материалов, должностное лицо приходит к выводу о том, что данное административное правонарушение не может быть признано малозначительным по следующим основаниям.
В соответствии с п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Согласно п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
На основании изложенного характер и степень общественной опасности конкретного деяния позволяют говорить о наличии оснований для привлечения Ф.И.О. к административной ответственности. Освобождение же Ф.И.О. от административной ответственности означало бы неполную реализацию ее принципов и умалению ее целей.
В силу ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства о естественных монополиях, об электроэнергетике не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Проверяя соблюдение гарантий прав лица, в отношении которого осуществляется производство по делу об административном правонарушении, должностное лицо, рассматривающее дело приходит к выводу о том, что срок привлечения Ф.И.О. к административной ответственности не истек, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не имеется.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, в соответствии со ст. 4.3 КоАП РФ не имеется.
Обстоятельством, смягчающим административную ответственность, в соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ является совершение административного правонарушения женщиной, имеющей двух малолетних детей.
Таким образом, в действиях Ф.И.О., выразившихся в нарушении установленных стандартами раскрытия информации сроков опубликования информации, содержится состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст.9.15 КоАП.
Учитывая принцип соразмерности, выражающий требования справедливости и предполагающий дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, должностное лицо считает, что привлечением Ф.И.О. к административной ответственности с назначением ей наказания в виде административного штрафа будет реально достигнута цель предупреждения совершения новых правонарушений.
Вместе с тем, в соответствии с ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 ст. 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В силу ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Согласно ч. 2 ст. 4.1.1 КоАП РФ административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 13.15, 14.31-14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8-19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 ст.19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 настоящего Кодекса.
Установлено, что на основании Сведений из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ООО "Экспертэнергоаудит" 01.08.2016 включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, по категории - микропредприятие.
Административное правонарушение, предусмотренное статьей 9.15 КоАП РФ должностным лицом ООО "Экспертэнергоаудит" Ф.И.О. совершено впервые. Со стороны должностного лица ООО "Экспертэнергоаудит" Ф.И.О. отсутствуют факты причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также отсутствует имущественный ущерб.
На основании изложенного, должностное лицо считает, что замена административного штрафа, предусмотренного статьей 9.15 КоАП РФ, на предупреждение будет реально достигнута цель предупреждения совершения новых правонарушений.
Руководствуясь ст. 23.48, ст. 23.83, п. 1 ч. 1 ст. 29.9, ст. 29.10 КоАП РФ, на основании ч. 4 ст. 7.32.3 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛА:
Признать должностное лицо - начальника отдела технического аудита потребителей энергии с возложением обязанностей по ведению официального сайта (специалиста по раскрытию информации) ООО "Экспертэнергоаудит" Ф.И.О. - виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.15 КоАП РФ.
На основании положений статьи 4.1.1 КоАП РФ административный штраф, предусмотренный ст. 9.15 КоАП РФ, заменить на предупреждение.
В соответствии с ч. 1 ст. 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении (десять суток со дня вручения или получения копии постановления в порядке, предусмотренном ст. 30.1, 30.2, 30.3 КоАП РФ), если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Заместитель руководителя -
начальник отдела антимонопольного и
рекламного контроля, общественных связей
Оренбургского УФАС России Ф.И.О.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 27 июня 2019 г. N 056/04/9.15-549/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 27.06.2019